kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированные уроки в системе обучения русскому языку и математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированные уроки развивают по­тенциал самих учащихся, побуждают к ак­тивному познанию окружающей действи­тельности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей,  к разви­тию логики,  мышления,  коммуникатив­ных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать,  обоб­щать, делать выводы.

   Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.  Ис­пользование различных видов работы под­держивает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развиваю­щей эффективности таких уроков.

  Они сни­мают утомляемость, перенапряжение уча­щихся за счет переключения на разнообраз­ные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

    Интеграция дает возможность для са­мореализации, самовыражения, творчест­ва учителя, способствует раскрытию спо­собностей его учеников.

    Какие задачи могут решать интегрированные уроки:

информационную  (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),

социокультурную  (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;

учебно-познавательную  (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)

культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).

Немного обратимся к истории педагогики.

В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки в системе обучения русскому языку и математике »

















Доклад

на тему «Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку и математике»







Подготовили учитель русского языка и литературы Катенёва Ольга Алексеевна и математики Краус Марина Александровна














Актуальность темы доклада обусловлена тем, что в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

Поэтому целью работы является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями

Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.

Какие были условия для возникновения и становления опыта в области интеграции, это:

1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.

2. Необходимость поиска новых подходов к обучению.

3. Создание условий для развития личности учащихся и формирования у них ключевых компетенций.

Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преиму­ществ этого достаточно нового вида образо­вательной деятельности на уроке.

Интегрированные уроки развивают по­тенциал самих учащихся, побуждают к ак­тивному познанию окружающей действи­тельности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к разви­тию логики, мышления, коммуникатив­ных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обоб­щать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Ис­пользование различных видов работы под­держивает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развиваю­щей эффективности таких уроков.

Они сни­мают утомляемость, перенапряжение уча­щихся за счет переключения на разнообраз­ные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Интеграция дает возможность для са­мореализации, самовыражения, творчест­ва учителя, способствует раскрытию спо­собностей его учеников.

Какие задачи могут решать интегрированные уроки:

информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),

социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;

учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)

культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).

Немного обратимся к истории педагогики.

В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков.

Педагог-методист С.А.Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом». Он выделяет следующую классификацию уроков:

• Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

• Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.

• Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.

Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.

Нам очень нравится взгляд на интеграцию В.А. Сухомлинского, который считает, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ученика возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы

обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения выступлений учащихся


Считаем, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка, литературы и математики сказывается и на качестве обучения

Какой видим результат после и перед проведением интегрированных уроков:

- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.

- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;

- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Интегрированный урок - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук, различных языков, разумное внедрение одной науки в другую с целью раскрытия темы урок Яркими примерами такого сочетания служат уроки литературы и истории, литературы и МХК, литературы и музыки, русского и английского языков, русского и математики, литературы и психологии, эстетики и т.д. \

Подобные уроки имеют несколько целей:

- продолжить работу с литературоведческими и математическими терминами; лингвистическими понятиями математическими формулами; эстетическими терминами, историческими датами и событиями; продолжить работу над развитием речи

- донести идею литературного произведения через события и образы личностей истории, психологические и эстетические понятия, образы и примеры МХК в одном временном отрезке;

- продолжить работу по патриотическому воспитанию, развитию родного языка, культуры посредством других наук и дисциплин

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать человеческие качества, присущие гражданину своей страны.;

Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» в шестом классе позволил объединить два предмета (русский язык и математика) на одном уроке. Ребята записывали в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные. В ходе игры «Эксперт» при оценке учитывались правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Таким образом, ребята пришли к выводу, что даже при работе на уроке математики, нужно следить за грамотностью в своей речи.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.


Использованная литература

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996.

Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. - 2005.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - Москва. - 2006.

Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. - 2008.

Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва. – 2010.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.

Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - Москва. - 2005.

Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.

Доманский В.А. Литература и культура: Культурологиче­ский подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2002

Л. П. Ильенко. Интегрированный эстетический курс. Пособие для учителя. М., 2001.

Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 5-11 классы. Волгоград., 2002.

Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Ли­тература в школе. 2008. №5. С.150.

Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интегрированные уроки в системе обучения русскому языку и математике

Автор: Краус Марина Александровна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Великий, могучий русский язык"
    ["seo_title"] => string(29) "vielikiimoghuchiirusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "310049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458913606"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку и математике "
    ["seo_title"] => string(84) "rol-intieghrirovannykh-urokov-v-sistiemie-obuchieniia-russkomu-iazyku-i-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "146074"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419074106"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Статья: "Коррекционно развивающее обучение в спец.классах""
    ["seo_title"] => string(70) "stat_ia_korriektsionno_razvivaiushchieie_obuchieniie_v_spiets_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "388404"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486372816"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Интегрированный урок по теме: "Режим дня" "
    ["seo_title"] => string(45) "intieghrirovannyi-urok-po-tiemie-riezhim-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "204263"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429627525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1920 руб.
2400 руб.
1920 руб.
2400 руб.
2000 руб.
2500 руб.
1880 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства