Индивидуальное обучения и развитие способностей учащихся на уроках математики
Индивидуальное обучения и развитие способностей учащихся на уроках математики
В основу организации индивидуальной работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся школьным психологом, его рекомендации в отношении каждого ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное обучения и развитие способностей учащихся на уроках математики»
Индивидуальное обучения и развитие способностей учащихся на уроках математики
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий,призванных обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся.Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии и дифференцированный подход к обучению. Эти направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Психологи единодушно стоят на той точке зрения, что все дети способны к обучению, что каждый нормальный и психически здоровый школьник способен получить среднее образование, успешно овладеть учебным материалом в пределах школьной программы, и учитель должен добиваться этого в отношении всех учащихся, но при этом, конечно же, необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка.
Изучая проблемы активизации деятельности учащихся на уроках математики и повышения эффективности учебного процесса, я пришла к выводу, что для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости, для активизации учебного процесса большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся. Обратила внимание на то, что в учебной деятельности чрезвычайно важно насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, так как самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, критической самооценкой всего воспринимаемого.
В основу организации индивидуальной работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся школьным психологом, его рекомендации в отношении каждого ребенка.
При этом в процессе работы перед собой ставлю следующие задачи:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого ученика.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные).
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки для каждого ребенка.
Цели индивидуализации обучения математике:
Развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности школьника.
Развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого школьника.
Развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого школьника.
Развитие у каждого школьника навыков самостоятельной учебной деятельности.
Современное образование должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать условия для его творческой самореализации. Основная задача педагога — воспитывать учеников, способных эффективно применять полученные знания в своей работе и продолжать обучаться на протяжении всей своей жизни.
Недостатки традиционной системы обучения
В традиционной школьной системе системы обучения всегда были сложности с мотивацией детей к учебе, а также постоянный поиск новых эффективных средств и
1. Отсутствие самостоятельного развития ученика: учитель — информирует, контролирует, оценивает. Ученик — выполняет предписания учителя. 2. Обучение всех детей и проведение уроков по одному и тому же шаблону, без учета способностей к восприятию и личных особенностей ребенка. 3. Режим принуждения. Ученик — «должен, обязан», учитель — прав в любом случае. Но ведь чем сильнее давление на ребенка, тем больше вероятность отторжения и нежелания учиться. 4. Отсутствие внутренней мотивации к обучению. Ученик действует из страха наказания, а не ради получения удовольствия от процесса учебы и новых знаний. 5. В процессе получения знаний не происходит нравственного развития личности ребенка. 6. Учитель ощущает усталость и недовольство своей работой, так как интеллектуальные, физические и временные затраты на его деятельность не дают желаемого результата.
Принцип индивидуального подхода к обучению
Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к учащимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности детей. Во время урока необходимо суметь привлечь всех учащихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.
Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все учащиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.
Итак, основные мотивы разработки и практического применения методов индивидуального подхода это:
1. Понимание, что для успешного обучения необходимо найти подход к каждому ученику. 2. Осознание, что пришло время заменить неэффективный способ вербальной передачи знаний на системный подход, дающий возможность ребенку принимать деятельное участие в процессе. 3. Возможность разработать учебный процесс, как форму совместной работы учителя и ученика и получить хорошие результаты обучения.
Как показывает практика, учителя проявляют высокую заинтересованность в этом методе, о чем свидетельствует интерес к литературе по данной теме и многочисленные разработки собственных методик обучения.
В чем же сущность данного принципа?
Индивидуальный подход к каждому учащемуся состоит в изучении и учете во время учебного процесса личностных особенностей каждого ученика, независимо от его успеваемости, с целью максимального развития его творческих и мыслительных способностей, обеспечении всестороннего развития учащихся, расцвете их талантов и возможного исправления отрицательных качеств, противоречащих требованиям общества.
Индивидуальный подход предполагает, что учитель очень хорошо знает своих учеников. Педагог Константин Ушинский писал: «Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях». При изучении ребенка необходимо понять, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.
Психологами было разработано немало программ для индивидуального изучения детей. Но, несмотря на различные нюансы, все эти программы имеют общую мысль — для успешного взаимодействия с учеником необходимо узнать, как проходит его жизнь в семье, поинтересоваться состоянием здоровья ребенка, определить готовность учиться в данном классе, отношение к школе, умение работать самостоятельно и т.д.
Только зная особенности развития ученика, можно уверенно работать над формированием его личности.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках математики
«Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело — как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело — какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует — тому не опасен обман чувств» (Леонард Эйлер). Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.
Школьная математика необходима для понимания стройной системы математических знаний и умений, которые будут применяться и для изучения смежных дисциплин, при получении высшего образования и в практической деятельности; математика также нужна для развития интеллекта ребенка. Изучение математических законов придает мыслям логичность, ясность и точность, развивает критичность мышления, интуицию, тренирует силу воли и учит преодолевать трудности. Учитель математики может и должен сформировать у своих учеников трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
При этом изложение учебной программы должно быть построено так, чтобы стимулировать учащихся к самостоятельной работе и давать возможность выбора при выполнении работ.
Метод индивидуального подхода предполагает:
создание доверия и взаимопонимания между учителем и учеником;
использование разнообразных форм общения, особенно диалога;
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
обогащение собственного опыта детей;
поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;
высказывание учащимися собственного мнения с использованием таких словосочетаний как «я думаю, что…», «я считаю это…» «я пришел к выводу…»
Технология образования
Педагогическая работа должна проводиться в рамках единой системы, так, чтобы все действия педагога были оправданны и имели прогнозируемый результат. Основным ее критерием должна быть стабильность результатов и независимость от множества условий: от таланта учителя, от подбора талантливых детей, от финансирования школы и т.д.
Технология образования — это комплекс, в который входят:
1. Планируемые результаты обучения. 2. Средства для определения текущего уровня учащихся. 3. Модели и техники обучения. 4. Критерии, по которым можно выбрать самую подходящую модель для конкретных условий.
для успешного обучения математике с индивидуальной направленностью необходимо:
1. иметь план как блока занятий, так и конкретного урока, откорректированный в зависимости от подготовки учеников; 2. создать у всех ребят позитивный настрой на работу во время урока; 3. определить и сообщить учащимся тему и порядок организации работы; 4. ученики должны иметь возможность сами выбирать форму выполнения заданий (словесную, устно-символическую, графическую); 5. учитель должен уметь создать творческие и проблемные ситуации, которые потребуют обсуждения и диалога учащихся как между собой, так и с педагогом; 6. стимулирование учеников к самостоятельному использованию различных методов выполнения заданий; 7. обсуждение в конце урока не только того, «что нового мы сегодня узнали», но и что понравилось, что вызвало затруднения, что можно было сделать каким-то другим способом; 8. оценки, полученные учениками, подробно аргументируются; 9. дифференцированный подход применяется не только к работе в классе, но и к заданиям на дом.
Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков. В этом и состоит главная цель индивидуального подхода к обучению.
Контроль за процессом обучения
При контроле за процессом обучения основное внимание необходимо направить на развитие необходимых умений, а также на приобретение навыков и динамику приобретения знаний. Чтобы определить эту динамику, нужно сравнить стартовый уровень учеников с итоговым, который они достигли за время обучения. На основании этого определяется, насколько успешно сформированы и закреплены знания изучаемой темы.
Можно применить различные варианты оценивания работ учеников. В первом варианте ученик сам выбирает уровень сложности заданий и выполняет задания этого уровня строго в течение отведённого времени. Во втором варианте — учащийся выполняет задания, с которыми он может справиться. При этом последовательность их выполнения зависит от его желания. И третий вариант — ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней сложности. Он сам определяет уровень, на котором будет выполнять задание, и применяет необходимые для данной работы знания.
Проведя анализ выполненных работ, учитель делает выводы об успешности усвоения пройденного материала.
Индивидуальный подход в обучении обозначает пристальное внимание к каждому ребенку, изучение его интересов, уровня подготовки, умственных и физических возможностей для максимального развития творческих способностей. В условиях школьной системы обучение проводится по обязательным учебным программам и предполагает сочетание групповых и индивидуальных заданий для создания оптимальных условий обучения каждого ученика.
Качественные уровни проблемного обучения.
Так как уровень подготовки учащихся по математике различен и они имеют неодинаковые способности к усвоению материала, учитель должен проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей учеников. Этот метод работы с использованием приемов проблемного обучения применяется в старших классах школы №12 г. Серпухова Московской области.
1 уровень. Учитель формулирует суть проблемы и указывает конечный результат. Учащиеся, зная результат, сами ищут пути решения.
II уровень. Учитель только указывает на существование проблемы, а учащиеся самостоятельно формулируют ее и ищут решение, причем результат им неизвестен.
III уровень. Ученики самостоятельно находят проблему, сами формулируют ее и ищут ее решение.
Для наиболее подготовленных по математике и интересующихся ею ребят, умеющих мыслить самостоятельно, в проблемных заданиях с помощью индивидуальных карточек указывается конечная цель работы и прилагается информация об основных моментах, на которые необходимо обратить внимание при решении. Пути решения проблемы ученики ищут сами, но под контролем учителя.
Для более слабых учеников в карточках-заданиях указывается, какие именно операции нужно сделать для поиска решения задачи и прописывается план действий, которые приведут к требуемому результату.
Учителю необходимо произвести тщательный анализ материалов урока:
1. Сравнить уровня сложности нового материала и навыки учеников, определить их готовность к решению проблемного задания. 2. Поставить конкретные задачи, которые должны быть решены на уроке. 3. Методически проработать все этапы проблемного урока с учетом поставленных задач. 4. Тщательно продумать, какие сложности могут встретиться в ходе проведения урока, и быть готовым оказать помощь учащимся.
Эффективность подобного обучения математики можно оценить по следующим параметрам:
1. успешность обучения (успеваемость); 2. желание учащихся активно идти к намеченной цели и познавать новое; 3. приобретение учениками умения думать самостоятельно; 4. повышение интереса учащихся к математике.
Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся нужно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач, и только после этого им можно увеличивать количество творческих заданий.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода к обучению в школе? Во-первых, необходимо рассматривать процесс образования, как творческое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его талантов, интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично объединяются в единое целое. Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией школы и учителями с одной стороны и учениками и их родителями с другой. В-третьих, определить критерии эффективности обучения.
Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.
Поэтому, ученик:
получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими ребятами;
учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность, а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится управлять собой;
учится сдерживать свои негативные эмоции;
получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.
Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.
Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.
Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Бадмы Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина».