kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Индивидуализация самостоятельной работы воспитанников на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуализация самостоятельной работы

воспитанников на уроках математики

«Страшная опасность — это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека — и ни что не мо-

жет возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть

тружеником — в сфере мысли» — известные слова В. А. Сухомлинского. Задачей обра-

зования является развитие способности учащихся адаптироваться к условиям быстро

меняющегося мира, в будущей профессиональной деятельности, активно действовать

в реальных жизненных ситуациях, творчески реализовать себя в личной жизни 1.

Индивидуализация обучения — это организация учебного процесса, при кото-

ром выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальны-

ми особенностями учащихся. Инге Унт: «В современных условиях главной формой

индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе

и дома». В исследованиях Е. В. Бондаревской, И. Б. Котовой, В. В. Серикова, Е. Н. Ши-

янова, И. С. Якиманской разработаны концепции личностно-ориентированного об-

разования, в основе которых лежит идея обучения и воспитания творческой и сво-

бодной личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Также

проблемами личностно-ориентированного, личностно-развивающего, индивиду-

ально ориентированного обучения занимаются следующие ученые: Н. А. Алексеев,

JI. B. Байбородова, И. А. Колесникова, Б. Б. Коссов, М. Е. Кузнецов, С. В. Кульневич,

А. А. Плигин, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и другие. Сущность индивидуаль-

ных образовательных маршрутов учащихся в школе, а также особенности их про-

ектирования и реализации раскрыты в работах Т. Б. Алексеевой, JI. H. Бережновой,

B. C. Безруковой, С. В. Воробьевой, Е. С. Заир-Бек, В. Е. Радионова, А. П. Тряпицыной,

М. Б. Утепова и др. Индивидуализированная форма организации выполнения за-

даний — учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением заданий,

позволяющая регулировать темп продвижения каждого воспитанника сообразно

его возможностям. Активное использование индивидуализации самостоятельной

работы на уроке позволяет создавать условия, так необходимые для развития само-

стоятельности, способности воспитанников к самоорганизации, самообразованию,

повышению мотивации к изучению математики. Индивидуализация и дифференциа-

ция задают такой темп обучения с индивидуальными особенностям воспитанников,

который активизирует как «сильных» так и «слабых» учащихся. Дифференциация

осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше,

а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объем материала, устанавлива-

ются различные уровни требования к его усвоению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Индивидуализация самостоятельной работы воспитанников на уроках математики" »

Индивидуализация самостоятельной работы

воспитанников на уроках математики

«Страшная опасность — это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека — и ни что не мо-

жет возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть

тружеником — в сфере мысли» — известные слова В. А. Сухомлинского. Задачей обра-

зования является развитие способности учащихся адаптироваться к условиям быстро

меняющегося мира, в будущей профессиональной деятельности, активно действовать

в реальных жизненных ситуациях, творчески реализовать себя в личной жизни 1.

Индивидуализация обучения — это организация учебного процесса, при кото-

ром выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальны-

ми особенностями учащихся. Инге Унт: «В современных условиях главной формой

индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе

и дома». В исследованиях Е. В. Бондаревской, И. Б. Котовой, В. В. Серикова, Е. Н. Ши-

янова, И. С. Якиманской разработаны концепции личностно-ориентированного об-

разования, в основе которых лежит идея обучения и воспитания творческой и сво-

бодной личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Также

проблемами личностно-ориентированного, личностно-развивающего, индивиду-

ально ориентированного обучения занимаются следующие ученые: Н. А. Алексеев,

JI. B. Байбородова, И. А. Колесникова, Б. Б. Коссов, М. Е. Кузнецов, С. В. Кульневич,

А. А. Плигин, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и другие. Сущность индивидуаль-

ных образовательных маршрутов учащихся в школе, а также особенности их про-

ектирования и реализации раскрыты в работах Т. Б. Алексеевой, JI. H. Бережновой,

B. C. Безруковой, С. В. Воробьевой, Е. С. Заир-Бек, В. Е. Радионова, А. П. Тряпицыной,

М. Б. Утепова и др. Индивидуализированная форма организации выполнения за-

даний — учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением заданий,

позволяющая регулировать темп продвижения каждого воспитанника сообразно

его возможностям. Активное использование индивидуализации самостоятельной

работы на уроке позволяет создавать условия, так необходимые для развития само-

стоятельности, способности воспитанников к самоорганизации, самообразованию,

повышению мотивации к изучению математики. Индивидуализация и дифференциа-

ция задают такой темп обучения с индивидуальными особенностям воспитанников,

который активизирует как «сильных» так и «слабых» учащихся. Дифференциация

осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше,

а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объем материала, устанавлива-

ются различные уровни требования к его усвоению.

На различных этапах урока эффективно организовать такую работу позволяет ис-

пользование ИКТ. При подготовке к восприятию нового материала необходимость ин-

дивидуализации обусловлена различиями в уровне предварительных знаний, умений

и навыков. В зависимости от уровня самооценки воспитанников возможны следующие

формы работы: при низком уровне предлагаем общее задание и дополнительное за-

дание для воспитанников, работающих в более быстром темпе; при высоком уровне

самооценки учащимся предлагаются задания различных уровней сложности. Желание

учащихся оказаться в группе сильнейших, меняющийся критерий отметки приводят

к повышению мотивации, стремлению повысить результат своей работы 1.

С помощью электронной презентации демонстрируем ответы, что позволяет значи-

тельно сократить время на организацию необходимой своевременной проверки. На этапе

изучения нового материала необходимость индивидуализации обусловлена различиями

в учебных умениях и общих умственных способностях, по уровню развития, темпу ра-

боты, по специфике мыслительной деятельности. С низким уровнем развития навыков

самостоятельной работы объяснение нового материала ведётся учителем с применением

самостоятельно разработанных мультимедийных презентаций. С целью формирования

учебно-информационных ключевых компетенций воспитанникам предлагаем задания

для самостоятельной работы с текстом учебника, постепенно увеличивая их объём. После

такой работы обязательно предлагаем задания, тесты (как в печатном, так и в электрон-

ном виде) на понимание изученного самостоятельно теоретического материала. Необ-

ходимость применения индивидуализации обусловлена и при закреплении изученного

материала, так как большие различия в темпе и качестве усвоения материала воспи-

танниками. Каждый ученик сам выбирает форму своей работы на уроке и содержание

заданий из предложенных учителем. Предлагая учащимся задания различного уровня

сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели,

формы, методы обучения остаются одинаковыми. При дифференцированном подходе

каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на ка-

ком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие — этот уровень должен

быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта) 2. В первой

группе работают учащиеся с низким уровнем учебных умений и способностей, нужда-

ющиеся в дополнительной помощи учителя, и психологически готовые только к такой

работе на данном уроке. Во второй группе работают учащиеся, у которых достаточно

сформированы навыки самооценки, имеющие высокий уровень обще учебных умений

и навыков, мотивированных на серьёзную работу на уроке. Можно предложить следу-

ющий план работы: фронтальная работа с учителем; задания для проверки понимания

закрепляемого материала; условное деление на группы: первая — фронтальная работа

с учителем с последующим переходом во вторую группу по мере готовности, вторая

группа — самостоятельная работа с предоставлением возможности воспользоваться. необходимой дозой помощи и самопроверки, последующим выполнением проверочной

работы и переходом на выполнение заданий повышенного уровня сложности, заданий

на применение знаний в нестандартных ситуациях, заданий олимпиадного характера.

Содержание работы, необходимая доза помощи, образцы оформления, материалы для

самопроверки предлагаются таким учащимся, как на печатной основе, так и в электрон-

ном виде. Рабочие руководства позволяют учащимся продвигаться по этапу закрепления

материала по различным траекториям (индивидуальный темп, необходимое количество

однотипных заданий для закрепления, необходимая доза помощи, необходимость кон-

сультации учителя, время текущей отчётности), определяемым самими учащимися. Ра-

бочее электронное руководство представляет собой документ Microsoft Word, в котором

представлены указания к работе учащихся на уроке. При необходимости воспитанники

могут: проверить правильность выполнения домашнего задания; рассмотреть само-

стоятельно новый материал или повторить его с помощью электронной презентации;

воспользоваться справочным материалом; с помощью выполнения электронного теста

проверить качество усвоения нового теоретического материала; проверить выполнение

практических заданий на закрепление изученного теоретического материала; использо-

вать помощь в выполнении заданий; проверить ответы в выполненных заданиях; или

сравнить свое решение с предложенным. Для выбора той или иной возможности уча-

щимся достаточно нажать клавишу Сtrl и щёлкнуть соответствующую ссылку в рабочем

электронном руководстве 1.

При организации индивидуальной работы с отдельными воспитанниками беседа

позволяет определить степень понимания ими материала, формировать навыки гра-

мотной речи, вести работу по предупреждению ошибок. С целью реализации функции

обратной связи за самостоятельной работой также проводится фронтальная беседа,

которая способствует развитию умений анализировать, сравнивать. При выполнении

домашнего задания «слабым» учащимся предлагаем карточки с необходимой видом

помощи, а «сильным» учащимся — задания повышенного уровня сложности. Заинте-

ресованным ученикам предлагаются творческие домашние задания различной формы

и характера. Принцип открытости обучения позволяет проводить и контроль знаний,

умений учащихся дифференцированно. С этой целью разработаны дифференцирован-

ные контрольные работы, позволяющие осуществлять объективную оценку, формиро-

вать у учащихся чувство ответственности за выполняемую на уроках работу. На уроках

математики используются как устные тесты, так и те, выполнение которых требует

определенного количества времени. Тесты дают возможность проверки результатов

на любом этапе изучения темы и позволяют установить причину, по которой учащийся

не справился с тем или иным заданием. Результат обучения — повышение мотива-

ции учащихся, формирование ключевых компетенций. Для восполнения пробелов

в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использую

дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.

ной из форм которого является математический диктант, которые проводятся после

каждого урока, где проверяется изученный материал, что позволяет вовремя лик-

видировать пробелы в знаниях учащихся. Итоги подводятся в специальных листках

учета знаний. Они служат стимулом, позволяют ребятам работать целенаправленно,

следить за своим продвижением и четко знать, что из изученного еще требует до-

работки, и какие темы в течение года будут изучены.

Лист учета знаний Ф. И.

Изучаемая тема I уровень

усвоения

II уровень

усвоения

III уровень

усвоения

Рациональные выражения

Основное свойство дроби. Сокращение

дробей

Сложение и вычитание дробей с одина-

ковыми знаменателями

Сложение и вычитание дробей с разны-

ми знаменателями

Контрольная работа № 1

Разработанные нами индивидуальные карты-контроля позволяют учащимся ох-

ватить всю тему в целом, усвоить, какими умениями и навыками они должны овла-

деть, научиться оценивать себя, сравнивать свою оценку с оценкой учителя, делать

выводы и учиться анализировать. Ведение «листов‑ошибок» помогает ребятам фик-

сировать темы, над которыми им предстоит работать в течение последующих уроков,

чтобы восполнить пробелы в знаниях.

Карта контроля Ф. И. воспитанника по теме

«Степень с целым отрицательным показателем»

Опре-

деление

степени

с отри-

цатель-

ными

показа-

телями

an∙am=an+m an: am=an-m (an)m=an∙m

Стан-

дарт-

ный

вид

числа

Преоб-

разование

выражений,

содержащих

отрицатель-

ные показа-

тели

Знаю + + + + - +

П о -

н и -

маю

+ + + + - -

Умею + + + + - -

77

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Применяя педагогические идеи А. В. Хуторского «Индивидуальная образователь-

ная траектория», которая предполагает последовательное прохождение основных

этапов учебной деятельности, осуществляем диагностику психологических особен-

ностей учащихся, определяем основные образовательные объекты, одновременно

реализуем индивидуальные образовательные программы, проводим рефлексию

и оценку деятельности 1.

Для индивидуальной работы с каждым учеником, преподаватель имеет дидак-

тический материал, который подбирается и строится на принципах научности и до-

ступности, системности, наглядности и занимательности. В последнее время мы все

больше склоняемся к мысли, что тесты, задания, составленные самими воспитан-

никами, дают больше пользы, так как выявляется содержание субъективного опыта

учащихся, идет учет избирательности и предпочтительности, и в конечном итоге

происходит оценка не только результата, но главным образом, процесса его дости-

жения. Предлагаем зaдания по изучаемой теме «Составить карточки — задания»,

«Составить опорную схему или конспект».

Анализируя результаты такой деятельности, убеждаемся в эффективности ис-

пользования исследовательского и частично-поискового методов. На уроках форми-

руются навыки самооценки, способность выбора, навыки самостоятельной работы,

навыки планирования своей деятельности, способность выбора в потоке информа-

ции, способность принимать решения и формируется ответственность. Воспитанни-

ки учатся самостоятельно работать с учебной литературой и другими источниками

знаний, ориентироваться в новом материале, выделять в нём существенное, приоб-

ретают навыки самоконтроля, коммуникативные навыки.

1. Список литературы:

2. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные

методы.– М: Просвещение, 2010. — 120 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М: АСТ, 2005.

4. Глассер У. Школы без неудачников. — М., 1991

5. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики

[Текст]/С. Г. Манвелов.– М: Просвещение, 2005. — 175 с.

6. Роберт И. В., С. В. Панюкова, А. А. Кузнецова, А. Ю. Кравцова. Информационные

и коммуникационные технологии в образовании.– М: Просвещение, 2010.

7. Симонов В. П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. — М.,

2003.

8. Скрипка Н. П. Интернет-ресурс: Воспитание сознательной дисциплины на уро-

ках математики.

1 Глассер


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Садрисламова Лилия Радисовна

Дата: 01.05.2015

Номер свидетельства: 207449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства