для самостоятельной работы с текстом учебника, постепенно увеличивая их объём. После
такой работы обязательно предлагаем задания, тесты (как в печатном, так и в электрон-
ном виде) на понимание изученного самостоятельно теоретического материала. Необ-
ходимость применения индивидуализации обусловлена и при закреплении изученного
материала, так как большие различия в темпе и качестве усвоения материала воспи-
танниками. Каждый ученик сам выбирает форму своей работы на уроке и содержание
заданий из предложенных учителем. Предлагая учащимся задания различного уровня
сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели,
формы, методы обучения остаются одинаковыми. При дифференцированном подходе
каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на ка-
ком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие — этот уровень должен
быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта) 2. В первой
группе работают учащиеся с низким уровнем учебных умений и способностей, нужда-
ющиеся в дополнительной помощи учителя, и психологически готовые только к такой
работе на данном уроке. Во второй группе работают учащиеся, у которых достаточно
сформированы навыки самооценки, имеющие высокий уровень обще учебных умений
и навыков, мотивированных на серьёзную работу на уроке. Можно предложить следу-
ющий план работы: фронтальная работа с учителем; задания для проверки понимания
закрепляемого материала; условное деление на группы: первая — фронтальная работа
с учителем с последующим переходом во вторую группу по мере готовности, вторая
группа — самостоятельная работа с предоставлением возможности воспользоваться. необходимой дозой помощи и самопроверки, последующим выполнением проверочной
работы и переходом на выполнение заданий повышенного уровня сложности, заданий
на применение знаний в нестандартных ситуациях, заданий олимпиадного характера.
Содержание работы, необходимая доза помощи, образцы оформления, материалы для
самопроверки предлагаются таким учащимся, как на печатной основе, так и в электрон-
ном виде. Рабочие руководства позволяют учащимся продвигаться по этапу закрепления
материала по различным траекториям (индивидуальный темп, необходимое количество
однотипных заданий для закрепления, необходимая доза помощи, необходимость кон-
сультации учителя, время текущей отчётности), определяемым самими учащимися. Ра-
бочее электронное руководство представляет собой документ Microsoft Word, в котором
представлены указания к работе учащихся на уроке. При необходимости воспитанники
могут: проверить правильность выполнения домашнего задания; рассмотреть само-
стоятельно новый материал или повторить его с помощью электронной презентации;
воспользоваться справочным материалом; с помощью выполнения электронного теста
проверить качество усвоения нового теоретического материала; проверить выполнение
практических заданий на закрепление изученного теоретического материала; использо-
вать помощь в выполнении заданий; проверить ответы в выполненных заданиях; или
сравнить свое решение с предложенным. Для выбора той или иной возможности уча-
щимся достаточно нажать клавишу Сtrl и щёлкнуть соответствующую ссылку в рабочем
электронном руководстве 1.
При организации индивидуальной работы с отдельными воспитанниками беседа
позволяет определить степень понимания ими материала, формировать навыки гра-
мотной речи, вести работу по предупреждению ошибок. С целью реализации функции
обратной связи за самостоятельной работой также проводится фронтальная беседа,
которая способствует развитию умений анализировать, сравнивать. При выполнении
домашнего задания «слабым» учащимся предлагаем карточки с необходимой видом
помощи, а «сильным» учащимся — задания повышенного уровня сложности. Заинте-
ресованным ученикам предлагаются творческие домашние задания различной формы
и характера. Принцип открытости обучения позволяет проводить и контроль знаний,
умений учащихся дифференцированно. С этой целью разработаны дифференцирован-
ные контрольные работы, позволяющие осуществлять объективную оценку, формиро-
вать у учащихся чувство ответственности за выполняемую на уроках работу. На уроках
математики используются как устные тесты, так и те, выполнение которых требует
определенного количества времени. Тесты дают возможность проверки результатов
на любом этапе изучения темы и позволяют установить причину, по которой учащийся
не справился с тем или иным заданием. Результат обучения — повышение мотива-
ции учащихся, формирование ключевых компетенций. Для восполнения пробелов
в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использую
дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.
ной из форм которого является математический диктант, которые проводятся после
каждого урока, где проверяется изученный материал, что позволяет вовремя лик-
видировать пробелы в знаниях учащихся. Итоги подводятся в специальных листках
учета знаний. Они служат стимулом, позволяют ребятам работать целенаправленно,
следить за своим продвижением и четко знать, что из изученного еще требует до-
работки, и какие темы в течение года будут изучены.
Лист учета знаний Ф. И.
Изучаемая тема I уровень
усвоения
II уровень
усвоения
III уровень
усвоения
Рациональные выражения
Основное свойство дроби. Сокращение
дробей
Сложение и вычитание дробей с одина-
ковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей с разны-
ми знаменателями
Контрольная работа № 1
Разработанные нами индивидуальные карты-контроля позволяют учащимся ох-
ватить всю тему в целом, усвоить, какими умениями и навыками они должны овла-
деть, научиться оценивать себя, сравнивать свою оценку с оценкой учителя, делать
выводы и учиться анализировать. Ведение «листов‑ошибок» помогает ребятам фик-
сировать темы, над которыми им предстоит работать в течение последующих уроков,
чтобы восполнить пробелы в знаниях.
Карта контроля Ф. И. воспитанника по теме
«Степень с целым отрицательным показателем»
Опре-
деление
степени
с отри-
цатель-
ными
показа-
телями
an∙am=an+m an: am=an-m (an)m=an∙m
Стан-
дарт-
ный
вид
числа
Преоб-
разование
выражений,
содержащих
отрицатель-
ные показа-
тели
Знаю + + + + - +
П о -
н и -
маю
+ + + + - -
Умею + + + + - -
77
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Применяя педагогические идеи А. В. Хуторского «Индивидуальная образователь-
ная траектория», которая предполагает последовательное прохождение основных
этапов учебной деятельности, осуществляем диагностику психологических особен-
ностей учащихся, определяем основные образовательные объекты, одновременно