Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках математики в 6 классе посредством учебных задач»
Формирование УУД на уроках математики в 5-6 классах
средствами учебных задач
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий. Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту ставит перед учителем задачу выполнения трёх основных типов требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: предметные, мета предметные и личностные.
Учитель нацелен на организацию учебного процесса таким образом, чтобы он способствовал формированию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
На уроках математики можно использовать задачи, нацеленные на формирование представлений о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости в развитии цивилизации. Так, например, при изучении темы «Сравнение десятичных дробей» в 5 классе на этапе закрепления новой темы можно предложить задачу: «Запиши все известные единицы измерения в порядке возрастания. Стоит заметить, что на Руси использовались следующие меры длины: вершок, пядь, аршин (0,711 м), сажень (3 аршина), косая сажень (2,48 м), верста (500 сажений)».
Следующая задача, при решении которой невозможно обойтись без поисковой деятельности, способствует развитию находчивости, самостоятельности, креативности мышления.
« Синбирск был образован в 1648 году как город крепость размером 100 на 80 саженей. Крепость имела вид прямоугольника с большей стороной по Венцу. Найдите площадь территории, ограниченной крепостной стеной. Ответ выразите в десятинах.»
Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо сначала найти соотношения между современными и старинными единицами измерения, а затем уже производить вычисления.
Для формирования коммуникативных УУД по данной теме можно предложить ребятам поработать в группах.
Задание: Заполни таблицу, заменив современные единицы длины старинными.
Длина рубахи
Длина
рукава
Ширина
рукава
Глубина проймы
см
62
44
18
5
перст
вершок
Пядь/четверть
При изучении темы «Координаты» на уроке изучения новой темы можно предложить задачи:
«1. Какой населённый пункт имеет следующие координаты: 56 градусов северной широты и 38 градусов восточной долготы (Ответ: город Москва).
2. Определи широту и долготу нашего города Ульяновска».
При изучении темы «Отношение двух чисел» на этапе обобщения и систематизации знаний целесообразно предложить задачу, состоящую из серии тренировочных упражнений, при решении которых, ребята получают ещё и дополнительную информацию о чемпионате мира по хоккею с мячом, который проходил в 2016 году в городе Ульяновске.
Задача.
Ответь на поставленные вопросы, сопоставь с ответами соответствующие буквы, расшифруй фамилию хоккеиста – ульяновца, который принимал участие в Чемпионате мира по хоккею с мячом в составе сборной России в феврале 2016 года.
1) Сборная команда России состояла из 18 игроков, часть составляют игроки клуба «Волга» (Ульяновск). Сколько ульяновских спортсменов-хоккеистов участвовало в чемпионате?
2) Представители клуба «Волга» составляют часть от представителей клуба «Енисей» (Красноярск). Сколько спортсменов из Красноярска защищали честь России?
3) В составе сборной были представители спортивных клубов «Динамо-Москва», «СКА - Нефтяник», «Байкал-энергия», «Водник». Их представительство было в соотношении 5:3:1:1. Сколько москвичей вошло в состав сборной?
4) Сколько армейцев было в составе сборной?
5) В финальной игре было забито 7 мячей.
всех голов пропустил вратарь сборной Финляндии. Сколько мячей пропустил Роман Черных, вратарь сборной России?
6) Количество пропущенных мячей сборной России к количеству забитых в течении всего чемпионата относится как 3:10. Сколько мячей было забито нападающими сборной России, если всего их было 52?
7) На чемпионате мира по хоккею с мячом в группу «А» вошли команды: России, Казахстана, Финляндии, Швеции, Белоруссии, Латвии. Найдите вероятность того, что свою первую игру команда России сыграет с командой Казахстана.
8) Найдите вероятность того, что свою последнюю игру команда России сыграет с командой из Европы.
Ответы:1. 3 (М), 2 (Л), 5 (З)
2. 10 (О),3 (Х), 6 (А)
3. 10 (И), 5 (Р), 3 (А)
4. 2 (Р), 7 (0), 39 (И)
5. 1 (О), 3 (М), 6 (Н)
6. 40 (Н), 52 (Р), 13 (О)
7. 25 (У);0,12 (Е);0,25 (О)
8. 8 (К), 0,8 (В); 0,4 (К)
2
6
5
39
1
40
0,25
0,8
Л
А
Р
И
О
Н
О
В
В процессе своей мыслительной деятельности обучающимися анализируется ситуация, осуществляется поиск на поставленные вопросы, проявляется интерес к важному событию в Ульяновском спорте, происходит оценка событий, приобретается дополнительная информация.
В статье приведены примеры только некоторых задач по математике для 5-6 классов. Но и при их решении обучающимся приходится строить свою учебно–познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка); проводить совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; использовать правила общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях. Всё это означает, что средствами учебных задач на уроках при изучении математики формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.