kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование устных вычислительных навыков и развитие логического мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание опыта по формированию устных вычислительных навыков и развитию логического мышления младших школьников. Описанные в статье приёмы работы можно использовать на уроках математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование устных вычислительных навыков и развитие логического мышления младших школьников»

Формирование устных вычислительных навыков и развитие логического мышления младших школьников

План

  1. Тема и её актуальность.

  2. Психологическое обоснование использования на уроке математики дидактических игр.

  3. Методический комплекс.

  4. Возможности курса математики при формировании вычислительных навыков.

  5. Выводы.



  1. Одна из основных задач обучения математике в начальных классах формирование у учащихся вычислительных навыков. Большое внимание этому уделяется в программе по математике для начальных классов. Проблема совершенствования методики устных вычислений была и остаётся актуальной. Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, сообразительности, памяти, творческих начал и волевых качеств. Высокая культура устных вычислений имеет немаловажное значение для облегчения письменных вычислений, обеспечивая их правильность и экономя время.

Работа по культивированию вычислений должна проводиться постоянно, систематически и органически увязываться с изучаемым программным материалом.

Формированию у учащихся осознанных прочных навыков устных вычислений предшествует работа по ознакомлению учащихся с вычислительными приёмами. Приём вычисления складывается из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к нахождению результата требуемого арифметического действия над этими числами, причём выбор операций в каждом приёме определяется теми теоретическими положениями, которые используются в качестве его теоретической основы.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом и прочностью. Программа предусматривает разную степень автоматизации различных случаев выполнения арифметических действий. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания в пределах 20 и умножения и деления.



  1. Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игры и игровые ситуации. Значение игры на уроке математики очень велико. Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Игра помогает вызвать у детей познавательный интерес к занятиям математикой. Учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения, навыки по математике. Игра должна быть доступной детям по содержанию, и правила игры должны восприниматься учащимися с первого объяснения. Материал дидактических игр может иметь и познавательное значение.



  1. Приведу примеры игр, которые можно использовать для закрепления вычислительных навыков и для расширения кругозора. «Автобус». Для игры нужны карточки с числами и рисунок автобуса. Учитель раздаёт учащимся по 2 карточки с числами. Например, автобус №10. В автобус «садятся» только те ученики, у которых числа на карточке составляют в сумме 10. «Числовая горка». Это простое пособие очень удобно для устного счёта при изучении чисел первого десятка. «Зоопарк». Клетки с номерами, рисунки животных с примерами. Определи, какой зверь в какой клетке живёт. «Кошка и мыши». Для игры нужны рисунки кошки и мышей. На доске записаны примеры. На мышках ответы. Ученики разбирают мышей и прикрепляют их к соответствующим примерам. Тот, кто ошибся, пойман кошкой. «Лесная школа». Рисунок лесной школы, животные пронумерованы. Задания написаны в конверте. Угадать, решив пример на конверте, кто прислал задание. «Поработаем на компьютере». На доске изображён компьютер, который выполняет все 4 арифметических действия. На табло появляется число 40. Какое число было введено в программу? Например, (?)→*3(?)→−19(?)→+10(?)→:3(?)→+86(?)→:3(?)→+41(?)→:2(?)→(40). Решение: каждому арифметическому действию соответствует обратное. «Тесты с выбором ответа». Какая обезьяна самая крупная? Орангутанг – 26; горилла – 28; игрунка – 34. Для проверки выбора ответа воспользуйтесь блок-схемой. (Начало)→16→*6→:8→*7→:3→(Конец). На какой вопрос отвечает слово «горилла»? Как можно перенести слово с удвоенной согласной? Математические задания чередуются с некоторой информацией о животных, осуществляются межпредметные связи, повышается познавательная активность. «Почтальон». Выбирается почтальон, ему вручается почта. Почтальон должен соотнести пример и ответ. «Работа с таблицами». Например, числа, записанные вверху, уменьшите на 6, внизу – увеличьте на 6; числа, записанные слева и справа, уменьшите в 6 раз.


49

75

100

51

14


42




6



36

24





48

12





54


50

7

15

10

11


«Да – нет». Перед классом таблица, на доске примеры. Учитель показывает число. Если число является ответом, учащиеся хором говорят: «Да». «Проверь себя». Учитель показывает результат, а учащиеся должны назвать пример с таким ответом. «Коллективный счёт». Класс делится на команды по количеству рядов в классе. На первые парты учитель кладёт полоски бумаги с записанными на них числами. Например, 3. Задание: увеличить на 2. Сидящий за первым столом быстро считает, записывает только ответ, передаёт полоску. Побеждает ряд, который закончил счёт раньше и не допустил ошибок. «Магический квадрат». Например, кто быстрее проверит, является ли квадрат магическим?

5

20

17

26

14

2

11

8

23

«Эрудит». Учащиеся должны овладеть умением выражать свои мысли чётким, лаконичным языком с использованием математической терминологии. По кругу лежат билеты, в каждом 3 задания. Ученик вращает юлу со стрелкой, указывающей на билет. Кто ответил правильно на 3 вопроса, тому присваивается звание «Эрудит». Например, как найти неизвестное слагаемое? Во сколько раз 48 больше 87? Найти периметр квадрата со стороной 5. «Математическое домино». «Математическое лото». «Полезная мозаика». 2 карточки: 1 – открытка, 2 – картон. Карточки делятся на 6 равных частей. На открытке – значения выражений. Открытка разрезается. Части открытки перевёрнуты изображением вниз. Ученик решает пример, находит ответ, карточку кладёт изображением вверх. При допущении ошибки открытка не собирается. «Конструктор». Рисунок разбит на части, каждой части соответствует деталь определённого цвета. Сосчитай выражения и подбери по цветовому коду деталь. «Путешествия по городам». «Строим дом». «Составь слово». На доске записаны примеры. К доске выходят 2 команды. Находят карточку с ответом и буквой. Команда, первая составившая слово, побеждает. «Математические диктанты». Уроки-игры «Морское путешествие», «Путешествие по станциям», «Помогайка», «Посчитайка», «Проверяйка», «Сами с усами», «Поле чудес».

  1. Сейчас происходит переориентировка учителя с усвоения предметных знаний, умений и навыков на воспитание и развитие личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности. Усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения при изучении математики приводит к постановке вопроса о потенциальных возможностях курса математики. Решающее значение имеет методика. Главное – её ориентация на включение учащихся в ситуацию творческой деятельности. Это влечёт за собой значительное усиление роли поискового и исследовательского методов. Для такой методики имеются значительные возможности, и одновременно происходит формирование устных вычислительных навыков.

А) Постановка учителем нестандартных учебных заданий. В таких заданиях есть ориентация на поиск закономерности, используемой далее для выполнения задания. Таким образом учащиеся включаются в творческую деятельность. Например, реши второй пример, используя результат первого: 2*7=14, 2*6=. Чем похожи эти примеры? Чем различаются? Как это различие скажется на результате 2-ого примера? Почему? Как же по результату 1-ого примера решить 2-ой?

Б) Поиск общего в частном. В учебниках имеется много конкретных образцов выполнения изучаемых действий, определяющих соответствующий вычислительный приём. Для обучения использование образцов тоже важно. Главное, чтобы вопросы учителя направляли учащихся на выявление в данном образце того общего, что характерно для всех случаев из той совокупности, которую представляет этот образец, т.е. важно вскрыть принцип выполнения изучаемого действия, абстрагируясь от конкретных особенностей изучаемого образца. Такая направленность побуждает учащегося к анализу данного образца, выявлению в нём существенно важного для данного вычислительного приёма. Например, объясните решение примера: 23*4=(20+3)*4=20*4+3*4=92. Какие числа умножаются? Приведите свои примеры. Как выполняются такие умножения? Как преобразовать данное двузначное число? К чему же сводится умножение двузначного числа на однозначное? В каком порядке выполняется умножение таких чисел? Придумайте свой пример, выполните его. Такие вопросы побуждают учащихся к творческой деятельности.

В) Использование аналогии. Аналогия – это способ рассуждения, основанный на выявлении сходных признаков у двух математических предметов, приводящий к суждению о том, что предложенное действие со вторым объектом следует выполнять так же, как оно выполнялось с первым объектом. Например, изучается сложение вида 47+5. Уточняем, каковы общие особенности для случаев сложения этого вида (переход через разряд). Встречались ли ранее похожие случаи сложения? (9+3,8+5). Как выполнялось сложение таких чисел? Объясните: 9+4=9+1+3=13. Какая догадка возникает относительно сложения чисел 47+5? Таким путём дети включаются в творческую деятельность.

Г) Построение и использование обобщённой модели формируемого действия. В этом случае методика строится от общего к частному путём предварительного выяснения принципа выполнения изучаемого действия. Например, предстоит изучать таблицу умножения. Как понимаете запись 2*7, 4*6 и т.д.? Как это записать в виде суммы? Как сумму одинаковых слагаемых записать в виде произведения? Что означает первый множитель? Второй множитель? Как отыскать эти множители в сумме одинаковых слагаемых? Теперь переходим к выполнению таких же заданий в обобщённом виде. Произведение чисел ▲*4 запишите в виде суммы (▲+▲+▲+▲). Каким может быть число, обозначенное ▲? Приведите конкретные примеры. Как из произведения ▲*4 получить произведение ▲*5? (▲*4+▲). Приведите примеры.

Д) Выявление новой функции данного объекта.

Переформулирование вопроса и условия на равносильные: вычислить 56−17. Как по другому сформулировать это задание? Найти разность чисел 56 и 17; узнать, на сколько 5617 или 17

Получение логических следствий из того, что дано 17*4. Что можно узнать из этой записи? Это сумма, состоящая из слагаемого 17, взятого 4 раза.



  1. Особую, во многом решающую роль в повышении эффективности урока играют методы обучения. Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения – в период перехода от ведущей игровой деятельности к учебной, характерной для младших школьников.

В процессе правильно организованной игры дети незаметно для себя выполняют большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе, что играет важную роль в формировании навыка устных вычислений. Игровые приёмы привьют учащимся интерес к устным вычислениям, а следовательно, будут способствовать формированию прочных осознанных, устойчивых вычислительных навыков.

Рассмотренные методические приёмы оказывают положительное влияние на развитие учащихся в процессе обучения математике. Важно не упускать возможности при работе по учебнике вовлекать учащихся в творческую деятельность и одновременно формировать прочные навыки устных вычислений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Немытова Елена Владимировна

Дата: 09.11.2017

Номер свидетельства: 437955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Математическое мышление – ресурс познавательной активности личности учащегося "
    ["seo_title"] => string(92) "matiematichieskoie-myshlieniie-riesurs-poznavatiel-noi-aktivnosti-lichnosti-uchashchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "177862"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424717524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Планета Знаний. Рабочая программа по математике, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294797"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455721699"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionnorazvivaiushchiididaktichieskiimatierialdliarabotysdietmisovzvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457793815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства