Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач у младших школьников
Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач у младших школьников
Статья составлена на основе курсовой работы за 2016 г. по теме: "Формирование учебной дейтельности у младших школьников посредством решения простых задач на уроках математики".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач у младших школьников»
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ
(по материалам курсового исследования)
Деревскова Татьяна Анатольевна
Научный руководитель - Дрокина М.В., преподаватель кафедры математики и информатики высшей квалификационной категории.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что общий подход к поиску способа решения задач в современном контексте становится общеучебным умением, то есть формируемым средствами разных предметов естественно-научного цикла. Учитель может помочь школьникам «увидеть» те задачи, которые решаются средствами русского языка на уроках информатики, технологии и других предметов естественно-научного циклы, а значит, учить использовать для поиска их решения те же приемы или их модификацию с учетом конкретного предмета.
Таким образом, овладение младшим школьником общим подходом к поиску способа решения разного вида задач как одним из общеучебных умений является одной из составляющих целей начального образования.
Что такое учебная задача? По мнению знаменитого психолога Эльконина Д. Б. «Учебная задача не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, и прежде всего это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области». [3, c. 270].
Задача выступает как учебная, если действия ученика направлены на нахождение общего способа решения целого класса задач. Если же целью является получение конкретного результата, то задача является практической. Станет ли практическая задача (или игровая ситуация, в форме которой часто представляется первокласснику задача) учебной именно для него, зависит от того, какие цели будут поставлены этим конкретным учеником.
Задачей учителей является повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса учащихся в начальной школе с помощью универсальных учебных действий. Данный подход к результатам начального общего образования конкретизируется в Концепции развития универсальных учебных действий, которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. [2]. Универсальные учебные действия, включающие логические действия, а так же действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы или задачи.
Советского психолог Д.Б.Эльконин также отмечал, что «самое главное при формировании учебной деятельности - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий». [3, c 49]. Дети учатся делать правильный выбор, аргументировать свои действия. Другими словами, они обучаются «умению учиться» - ключевой компетенции начального образования, становление которой обеспечивается формированием совокупности «универсальных учебных действий» [2].
Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, другие – испытывают затруднения в организации учебной деятельности учащихся.
На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Формирование учебной деятельности у младших школьников в процессе решения простых задач». На основе темы, нами была определена цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы разработать конспекты уроков с использованием методических приемов решения простых задач,
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи исследования:
Отобрать и проанализировать литературу о проблеме формирования учебной деятельности у младших школьников.
Изучить особенности понятия «учебная деятельность».
Проанализировать структуру учебной деятельности.
Изучить особенности понятия «текстовая задача».
В ходе исследования нашей работы мы используем такие методы исследования как: поиск, анализ и синтез методической литературы, обобщение результатов исследования, сравнение на основе результатов исследования.
Изучив и проанализировав литературу по проблеме исследования, были сделаны следующие выводы:
1. Учебная деятельность – это процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют простые задачи. В процессе их решения формируется одно из центральных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и ее составными частями. В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы над задачей.
2. Текстовая задача – это ситуация сформулированная на естественном языке, которая связанна с числами и требует выполнения арифметического действия над ними. Структура текстовой задачи включает в себя условие и требование. [1].
3. По новым требованиям ФГОС НОО мы выяснили, что учащиеся начальной школы при работе с текстовыми задачами должны научиться:
Выполнять краткую запись разными способами.
Планировать решение задач.
Выбирать наиболее целесообразный способ решения .
Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Действовать по плану решения задачи.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. [2]
В ходе работы нами были рассмотрены такие теоретические основы понятий, как «учебная деятельность» и её структура, «текстовая задача» и её особенности, так же мы рассмотрели эффективные методические приёмы решения простых задач, и приёмы формирования учебной деятельности через сравнительный анализ учебников начальных классов.
В условиях нашего выпускного квалификационного исследования в 2016 - 2017 году мы планируем разработать конспекты уроков по математике для организации работы по решению простых задач и использованию их как средств формирования учебной деятельности у младших школьников, материалы исследования могут использоваться учителями начальных классов для формирования учебной деятельности.
Список использованной литературы
1. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие УУД у младших школьников в процессе решения логических задач / Истомина Н.Б. // Начальная школа. – 2011. - № 6. С. 30 – 34.
2. Стандарты второго поколения. Рук. центра «Стандарты».Льняная Л.И., ред..Савельева Л.П. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. - 284с