Формирование познавательных учебных действий на уроках математики
Формирование познавательных учебных действий на уроках математики
Доклад из опыта работы "Формирование познавательных учебных действий на уроках математики".
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных учебных действий на уроках математики»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Доклад
на заседании МО по теме:
«Опыт работы учителя Скляновой В.В. по формированию познавательных учебных действий на уроках математики»
Автор:
Склянова В.В.,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
г. Братск, 2016 г.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.
Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др. (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее.
Я стараюсь учебный процесс сделать увлекательным, что заставляет детей активно мыслить. Здесь ученик чувствует себя личностью, творцом. Каждый работает на пределе своих возможностей, реализует и развивает свой творческий потенциал. На каждом уроке даю возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Не навязываю ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ТПО, тестовые задания.
Учащиеся, поступая в 1 класс, уже имеют некоторый математический опыт, который, я считаю, не следует игнорировать при организации обучения. В то же время у каждого учащегося свой опыт. В связи с этим возникает необходимость перед началом систематического изучения курса математики выявить стартовые возможности школьника - это первая цель. Кроме того, я считаю, что учащиеся не должны двигаться в предмете вслепую. Поэтому второй целью является формирование у учащихся общих представлений о том, чем они будут заниматься на уроках математики в 1, 2, 3 классах. Наконец, учителю важно увидеть степень готовности учащихся к совместной работе, возможные негативные моменты в их взаимоотношениях, чтобы с первых дней создать условия для содержательного взаимодействия учеников. На достижение этих целей и направлена данная проектная задача. На уроке математике я предлагаю детям проектную систему задач. В основе задач лежали ситуации общения учащихся со сказочными персонажами — жителями Цветочного города. Помогая Незнайке и его друзьям в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей готовности к изучению дальнейшего курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемыми в классе, — с различными признаками объектов, их взаимным расположением, некоторыми величинами (длина, площадь, количество) и отношениями между ними (равно, больше, меньше на несколько единиц или в несколько раз). Например, в 3 классе дети знакомились с диаграммой. Суть работы заключалась в умении работать в парах и распределять работу между собой. Задание следующего типа: «Рассмотри рисунок. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Подберите другие числа и решите задачу вместе.
На уроке можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 70 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (сложение и вычитание в пределах ста). Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями, закрепление табличного умножения, ведь набирать нужную сумму приходиться несколькими монетами по 5, 2, 10, 1 рублю, причём рассматриваются разные способы.
Начиная с 1 класса, ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях. Предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например, учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства шара. Круглый, гладкий – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с шаром, дети смогли назвать еще несколько свойств: твердый, непрозрачный, деревянный. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения. Также беру такие задания:
Чем отличаются и чем похожи данные выражения? Какой «секрет»?
2∙3 7∙2 2∙8 9∙2 9∙6 7∙9 9∙8 9∙9
Найди результат, пользуясь решенным примером:
30+14=7 30+15= 30+16= 30+17=
Продолжи данный ряд чисел.
43, 55, 67, 89, … 81, 74, 67, 60, …
С целью формирования самоконтроля и навыков устных вычислений используются дидактические игры. Игра «Лесенка». Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого, задание дается в виде лесенки. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Например, на первой ступеньке пример «5-4» и отсюда ответ на пример совпадает с номером ступеньки. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке своих работ. Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Каждый ученик решает свою задачу. Затем они проверяют решение друг у друга, и решают еще одну общую задачу, после чего сверяют ответ с ответом учителя. Это позволяет детям убедиться в правильности решения задачи. Я оцениваю деятельность детей не только сама, но и позволяю другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока вместе с детьми оцениваем то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы использую «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Особое внимание уделяю прогностической оценке. Для этого я использую знаки: «+» - знаю; «-» - не знаю; «?»или «+-» - сомневаюсь. Перед выполнением промежуточной аттестации, после закрепления темы.
Благодаря самоконтролю у ребенка развиваются такие важные качества личности как: трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной перед ним цели, а также добросовестность и самостоятельность в выполнении порученной ему работы, что очень важно для будущей учебной и профессиональной деятельности каждого человека.