Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках математики»
Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках математики
В настоящее время, помимо предметных, учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (регулятивных, познавательных, коммуникативных). К настоящему времени выполнен ряд исследований по определению приемов и способов формирования метапредметных УУД школьников. Но существует необходимость комплексного решения проблемы, требуется поиск новых форм и методов организации образовательного процесса.
Для успеха обучения требуется активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями и способами действий, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. При решении проблемы формирования метапредметных УУД, образовательный процесс на уроках математики строю по парацентрической технологии (Н.Н. Суртаевой). В соответствии с чем, обучение происходит в «парах» со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль и собеседованием с учителем. Кроме того используются технологии проблемно-диалогового обучения, информационно-коммуникационные, технология продуктивного чтения, технология оценивания, проектная технология.
Изучение новой темы начинается с создания проблемной ситуации для формирования познавательной активности, положительной мотивации.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
сделать сравнение, обобщение, вывод из ситуации, сопоставить факты;
определить проблемные теоретические и практические задания (например, на уроке в 6 классе по теме «Деление десятичных дробей на натуральное число», выдав обучающимся крупу, весы и одноразовые стаканчики, можно предложить такую практическую задачу «Из манной крупы, которая находится на вашем столе, можно приготовить 10 порций каши. Сколько граммов манной крупы необходимо для приготовления манной каши на вашу группу? Указание: определите с помощью приборов на вашем столе, сколько весит вся манная крупа». Для решения поставленных задач, возникает необходимость изучения теоретического материала).
Далее учащимся предлагается сформулировать тему урока.
После чего выдается лист изучения темы, в котором представлены основные понятия по данной теме, таблица «Знаю (умею), хочу узнать (научиться), узнал (научился)», таблица «Самооценка».
Рассмотрев основные понятия по теме, в листе изучения темы учащиеся заполняют первые две колонки таблицы «Знаю (умею), хочу узнать (научиться), узнал (научился)» для определения границ знания – незнания.
Глядя на эту таблицу, используя слова помощники, в ходе проблемного диалога учащиеся формулируют цель и задачи урока.
Использую и другие приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос»,«Работа над понятием»,«Яркое пятно»,«Исключение»,«Домысливание»,«Моделирование жизненной ситуации»,«Группировка»,«Собери слово»,«Проблема предыдущего урока»,«Демонстрация множественности смыслов слова».«Проблемная ситуация».
Таким образом, формируется умение поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено.
Следующий этап - информационный ввод учителя. Учащиеся знакомятся с информационным листом, в котором им предлагаются различные средства обучения. В нем выделены задания, обязательные для выполнения, задания повышенной трудности, творческие задания. К каждому средству обучения выдается методическая инструкция. Учащиеся учатся планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата, выбирая те средства обучения, которые необходимы им для достижения поставленных целей и задач на урок.
Следующий этап урока – непосредственная работа со средствами обучения. На данном этапе урока с помощью учебных задач происходит формирование метапредметных УУД. При этом используются ИКТ и технология продуктивного чтения. На этом этапе формируется умение контролировать свои действия и соотносить способы действий с их результатами с заданным эталоном; умение корректировать свои действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.
Обучение оцениванию и анализу своей деятельности происходит с помощью заполнения таблицы «Самооценка» (для каждой колонки данной таблицы разработаны критерии):
Дата
Самооценка
ООценка учителя
Выполнение домашнего задания к уроку
Активность на уроке
Соблюдение дисциплины
Взаимодействие на уроке с одноклассниками
Использование компьютерного оборудования
Внимательное прочтение заданий
Остался доволен своей работой на уроке
Оценка выполнения заданий на уроке
Общая оценка за урок
После заполнения данной таблицы ученики возвращаются к таблице «Знаю (умею), хочу узнать (научиться), узнал (научился)», заполняют последнюю колонку, проводится рефлексия. Приемов множество. Чаще всего использую закончи предложение.
Для формирования коммуникативных УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи на уроках изучения нового материала и его закрепления обучение происходит в парах или малых группах. Работа в группах часто организуется в форме учебного практико-ориентированного проекта. Например одни из последних нахождение золотого сечения в архитектуре нашего города, определение вероятности события при бросании игральных костей и монет.
Формированию коммуникативных УУД способствует ежедневное заполнение колонки «взаимодействие с одноклассниками» в таблице самооценка, использование технологии продуктивного чтения.
Для формирования познавательных УУД на уроках используют различные средства обучения: дополнительная литература, разноуровневые карточки и тесты, сеть интернет и электронные задачники и учебники. Ведь важным элементом формирования универсальных учебных действий учащихся являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Для активизации этой деятельности при самооценке ребятам предлагается ответить на вопрос, использовали ли они компьютерное оборудование. Используются комплексные, компетентностные задания: задания по проектам (на предметном материале), жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций:
умении анализировать объект,
осуществлять сравнение,
выделять общее и различное,
осуществлять классификацию,
устанавливать аналогии.
моделирование;
использование знаково-символической записи математического понятия;
овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
выведение следствий из определения понятия;
умение приводить контрпримеры.
Для формирования этих умений используются памятки «Вывод», «Как принимать и намечать задачи деятельности», «Как работать над понятием», «Как рационально планировать свою деятельность», «Как читать литературу», «Обобщение и систематизация», «Культура устной речи», «Анализ и синтез», «Сравнение», «Учись выделять главное», «Учись решать задачи».
Варианты приемов активизации учебной деятельности,
обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД
УУД
Приемы
Регулятивные
Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, создания проблемных ситуаций, знакомство с планом урока и др. Работа со средствами обучения по методическим инструкциям: создание условий для выбора дифференцированных средств обучения, выполнения заданий в своем режиме для каждого ученика. Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов.
Познавательные
Творческие задания: «Соревнование на лучшую шпаргалку», «Соревнования на лучший рекламный лист», «Кроссворды» и другие.
Дидактические игры: “Математические кубики”, “Математическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Математический бой”, «Сигнальные карточки» кроссворды, «Пасьянс», эстафеты и другие.
Свои примеры: ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Взаимоопрос. Подведение итогов урока с использование приемов «Синквейн», «Знал… Узнал… Хочу узнать…».
Таким образом, в сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, развитию речевой деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией, практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Такой подход позволяет определять динамическую картину развития учащихся, поощрять их продвижение, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.