Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики в 5-6 классах.
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики в 5-6 классах.
Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики
в 5-6 классах.
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
И.Л. Лобачевский
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. Образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Образовательные компетентности:
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей:
Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики
в 5-6 классах.
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
И.Л. Лобачевский
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. Образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Образовательные компетентности:
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики в 5-6 классах.»
ФМБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»
Формирование ключевых компетентностей
обучающихся на уроках математики в 5-6 классах.
Волохо Е.А..,
учитель математики
г..Эрдэнэ,Монголия
Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики
в 5-6 классах.
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
И.Л. Лобачевский
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. Образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .
Образовательные компетентности:
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей:
Обработка и классификация информации по заданному основанию - информационная компетентность;
Планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма - самоорганизационная компетентность (разрешение проблем);
Написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении, коллективные дела - коммуникативная компетентность.
Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.
Рассмотрим некоторые их виды и цели использования:
Учебное задание, цель – осознание учебных задач, освоение предметного содержания.
Текстовая задача, цель – формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания.
Проблемная задача, цель – общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество.
Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.
Компетентностно-ориентированное задание, цель – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.
Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках математики уместно использовать компетентностно-ориентированные задания:
- это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию,
- они строятся на актуальном для обучающихся материале,
-данные задания имеют четкую структуру:
Мотивирует на выполнение
Задает деятельность
При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Содержание заданий должно быть связано с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения: числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика.
Задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.
Чаще всего компетентностно-ориентированные задачи используют на уроках, реже могут использоваться на внеклассных мероприятиях, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.
На уроках комплексного применения знаний с помощью компетентностно-ориентированных задач можно сформулировать проблему, задачу, которую необходимо решить в течение урока. Например:
Определить по карте расстояние, которое будет пройдено автомобилем от г.Калуги до г.Сочи. Используя свойство пропорции, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу, если известно, что на 100 км требуется 8 литров.
Приведу примеры компетентностно-ориентированных заданий, используемых на уроках математики в 5-6 классе.
Пример 1.
Вы – диспетчер автопарка, сдаете экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Подчеркните правильный ответ:
Скорость грузовой автомашины.
Скорость легковой автомашины.
Время, которое была в пути каждая машина.
Место встречи грузовой и легковой машин.
Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Все акценты по тексту задачи вынужден расставлять учитель. Приведенные выше задания приучают школьников критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Пример 2.
Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.
С
Подчеркните правильный ответ:
АКД;
АСД;
АЕД.
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.
Пример 3.
Вы являетесь директором школы. По запросу управления образования необходимо подготовить отчет итогов учебного года по форме:
% обучающихся, имеющих оценку «5»-
% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» -
% обучающихся имеющих оценку «3» -
% обучающихся, имеющих оценку «2» -
Источник информации (таблица):
Количество обучающихся в школе
(чел.)
«5»
(чел.)
«4» и «5»
(чел.)
«3»
(чел.)
720
36
288
360
Пример 4.
1 литр бензина в 2006 г. стоил 75 тенге. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году?
Пример 5.
В таблице 1 указана стоимость билета в плацкартном вагоне.
месяц
стоимость
июнь
1000 тн.
июль
1200 тн.
август
1500 тн.
Вычислить сумму денег, затраченную семьёй из трёх человек на проезд туда и обратно?
Пример 6.
Вычислить количество денег, затраченное на бензин туда и обратно, если известно, что 1л бензина стоит 75 тенге и израсходовано 156 литров?
Пример 7.
В магазине имеется три вида плиток для пола:
Вид плитки
Стоимость одной плитки
Квадратная плитка со стороной 2 дм
220 тн.
Плитка, площадь которой равна 1 кв. дм
200
Плитка, имеющая длину 3 дм и ширину 2 дм.
250 р.
В зале длиной 12 м и шириной 8 м нужно покрыть пол плитками. Какую плитку лучше приобрести, чтобы затраты на покрытие пола были минимальными?
Пример 8.
Летом килограмм клубники стоит 800 тенге. Маша купила 1 кг 750 гр клубники.
Сколько рублей сдачи она должна получить с 5000 тенге?
Итак, формирование ключевых компетентностей на уроках математики в основной школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
Литература
Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.—101 с.
Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год, с.7