kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей  зависит от способов организации учебной деятельности  школьников, которые учитывают потребности учащихся в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях учащихся, формируемых на данной ступени : словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках математики »

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках математики.


Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые учитывают потребности учащихся в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях учащихся, формируемых на данной ступени : словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают учащихся анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».


Предлагаем рассмотреть, как происходит  формирование универсальных учебных действий на одном из уроков  алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений по формуле».

Цель  урока: изучить алгоритм «Решение квадратных уравнений по формуле», ознакомиться с примерами решения различных типов задач  по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач.
Задачи:
Обучающие:
•формирование первоначальных представлений о решении квадратных уравнений;
•приобретение опыта применения формулы для решения квадратных уравнений.
Развивающие:
•умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение  и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы  для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых работ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


1

Организа-ционный момент


Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме

П

2

Актуали-зация знаний

Устный счет. Решение неполных квадратных уравнений.

Задаёт вопросы,  комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока

Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство

П

3

Постановка целей урока

Задания практического типа.

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Целеполагание, подведение под понятия

Р

4

Новый материал

Объяснение нового материала. Использование формул на экране.

Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников

Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя

Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р

П

5

Первичная проверка знаний

Решение уравнений. Воспроизведение на экране

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы. Решают поставленные задачи

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей

П

6

Закрепление знаний

Задания контрольного типа

Воспроизведение на экране.

Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения

Отвечают на вопросы . Решение записывают в тетрадь. Выполняют самопроверку.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений

П

7

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.


Предлагает оценить свою работу на уроке, .Поясняет  домашнее задание

Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание


Р


На наш взгляд, Универсальные Учебные Действия, в частности познавательные, будут сформированы, если учащиеся свободно вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя, правильно выполняют предложенные задания, умеют сравнивать, анализировать и обобщать, использовать знаково-символические средства, в том числе и схемы для решения задач.

Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности учащегося, так и на его самооценку, смыслообразование и самоопределение.


В заключение хочется еще раз отметить, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД на уроках математики

Автор: Матвейко Наталия Николаевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Формирование УУД по математике в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(58) "formirovanie_uud_po_matematike_v_usloviiakh_vvedeniia_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "623123"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673789344"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект  урока математики 1 класс"
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekturokamatiematiki1klass1"
    ["file_id"] => string(6) "311030"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459148141"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Мастер- класс «Формирование УУД на уроках математики»"
    ["seo_title"] => string(48) "mastierklassformirovaniieuudnaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "263317"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449509571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства