Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые учитывают потребности учащихся в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях учащихся, формируемых на данной ступени : словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках математики »
Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках математики.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые учитывают потребности учащихся в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях учащихся, формируемых на данной ступени : словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают учащихся анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).
Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Предлагаем рассмотреть, как происходит формирование универсальных учебных действий на одном из уроков алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений по формуле».
Цель урока: изучить алгоритм «Решение квадратных уравнений по формуле», ознакомиться с примерами решения различных типов задач по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач. Задачи: Обучающие: •формирование первоначальных представлений о решении квадратных уравнений; •приобретение опыта применения формулы для решения квадратных уравнений. Развивающие: •умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; •умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Воспитательные: •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; •формирование целостного мировоззрения; •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых работ
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1
Организа-ционный момент
Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока
Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
П
2
Актуали-зация знаний
Устный счет. Решение неполных квадратных уравнений.
Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока
Целеполагание, подведение под понятия
Р
4
Новый материал
Объяснение нового материала. Использование формул на экране.
Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников
Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя
Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Р
П
5
Первичная проверка знаний
Решение уравнений. Воспроизведение на экране
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы
Отвечают на вопросы. Решают поставленные задачи
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей
П
6
Закрепление знаний
Задания контрольного типа
Воспроизведение на экране.
Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения
Отвечают на вопросы . Решение записывают в тетрадь. Выполняют самопроверку.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений
П
7
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Предлагает оценить свою работу на уроке, .Поясняет домашнее задание
Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание
Р
На наш взгляд, Универсальные Учебные Действия, в частности познавательные, будут сформированы, если учащиеся свободно вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя, правильно выполняют предложенные задания, умеют сравнивать, анализировать и обобщать, использовать знаково-символические средства, в том числе и схемы для решения задач.
Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности учащегося, так и на его самооценку, смыслообразование и самоопределение.
В заключение хочется еще раз отметить, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.