Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики на основе деятельностного подхода
Работу выполнила
Василькова Нина Николаевна
учитель математики
МКОУ ООШ д. Зайцевы
2016 год
Особенности деятельностного подхода:
- - знания добываются, создаются учеником в процессе личной работы (под руководством учителя), а не сообщаются ему в готовом виде;
- - учебный процесс выстраивается на постепенном усложнении содержания, способа и характера деятельности учащихся, на систематическом включении разных творческих заданий, необходимых для формирования личности ученика, его качеств и умений;
- - учитываются индивидуальные особенности учащихся и их субъективный опыт;
- - ведется обучение умениям работать с алгоритмами.
Деятельностный подход в обучении как средство достижения нового качества образования можно рассматривать с разных точек зрения: методологической, дидактической, психологической и методической.
С точки зрения дидактической основу деятельностного подхода составляет самостоятельная работа учащихся, направленная на творческий поиск и постоянное созидание нового.
Виды самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
- Письменные самостоятельные работы
Дидактические условия организации работы с учебником:
- тщательно планировать работу, подбирать удачные темы для самостоятельного чтения;
- четко управлять действиями учеников : что читать, с какой целью, на какие вопросы отвечать, какие упражнения выполнять после чтения;
- работа с учебником не должна занимать весь урок, она должна разумно сочетаться с другими видами учебной деятельности;
- широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы;
- обобщать и систематизировать материал.
Тема урока «Десятичная запись дробных чисел» (5 класс) Устная работа ( с записью ответов в тетрадь)
- № 1. Замените частное дробью или смешанным числом :
- № 2. Выразите в дециметрах
- 5 : 11
- 8 : 100
- 17 : 10
- 24 : 100
- 3 : 1000
6. 3м 2дм
7. 10м 3дм
8. 2см
9. 14дм 5см
10. 10см
Отгадайте зашифрованное слово:
8
100
Е
24
100
Я
2
10
Н
32
И
5
11
103
Д
Ч
1
7
10
С
14
Ы
5
10
3
100 0
1
Т
Е
- Выпишем отдельно дроби со знаменателями 10, 100, 1000
- Правильные ответы на вопросы находим в учебнике .
- Записываем обыкновенные дроби в виде десятичных.
– ЭТО ЧИСЛЕННАЯ МЕРА ОБЪЕКТИВНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ.
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ДАЕТ СПОСОБ НАХОЖДЕНИЯ ЧИСЛЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ СОБЫТИЯ:
А – некоторое событие,
m – количество благоприятных исходов,
n – конечное число равновозможных исходов.
P – обозначение происходит от первой буквы французского слова probabilite – вероятность.
Классическое определение вероятности было впервые дано в работах французского математика Лапласа.
Пьер-Симо́н Лапла́с
ЭКСПЕРИМЕНТ
ЧИСЛО ВОЗМОЖНЫХ ИСХОДОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ( n)
СОБЫТИЕ А
ЧИСЛО ИСХОДОВ, БЛАГОПРИЯТ- НЫХ ДЛЯ ЭТОГО СОБЫТИЯ ( m)
ВЕРОЯТНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ СОБЫТИЯ А
Р(А)= m / n
Выпал «орел»
Бросаем монетку
2
1
Вытягиваем экзаменаци- онный билет
Вытянули билет №5
1
24
На кубике выпало четное число
6
3
Бросаем кубик
Выиграли, купив один билет
Играем в лотерею
250
10
Пример 1
В школе 1300 человек, из них 5 человек хулиганы.
Какова вероятность того, что один из них попадётся директору на глаза?
Вероятность:
P ( A ) = 5/1300 = 1/250.
Пример 2.
При игре в нарды бросают 2 игральных кубика. Какова вероятность того, что на обоих кубиках выпадут одинаковые числа?
Составим следующую таблицу
1
1
2
11
2
3
12
21
3
31
22
4
4
13
5
32
14
5
41
23
24
6
42
51
33
6
15
52
34
16
43
25
61
26
53
44
35
62
54
36
45
63
55
64
46
56
65
66
Вероятность: P(A)=6/36 = = 1/6 .
Пример 3.
Из карточек составили слово «статистика». Какую карточку с буквой вероятнее всего вытащить ? Какие события равновероятные ?
Всего 10 букв.
Буква «с» встречается 2 раза –
P (с) = 2 / 10 = 1 / 5;
буква «т» встречается 3 раза –
P( т) = 3 / 10;
буква «а» встречается 2 раза –
P( а) = 2 / 10 = 1 / 5;
буква «и» встречается 2 раза –
P( и) = 2 / 10 = 1 / 5;
буква «к» встречается 1 раз –
P( к) = 1 / 10.
Свойства вероятности
- Вероятность достоверного события равна
- Вероятность невозможного события равна
- Вероятность события А не меньше , но не больше
?
1
?
0
?
?
1
0
- P(А) = 1 (u – достоверное событие);
- P(А) = 1 (u – достоверное событие);
- P(А) = 0 (v – невозможное событие);
- P(А) = 0 (v – невозможное событие);
- 0 P(A) 1.
- 0 P(A) 1.
Самостоятельная работа
Решение вероятностных задач
Задачи на вероятностную оценку случайного события
Задача 1.
В коробке 4 синих, 3 белых и 2 желтых фишки. Они тщательно перемешиваются, и наудачу извлекается одна из них. Найдите вероятность того, что она окажется: а) белой; б) желтой; в) не желтой.
а) Мы имеем всевозможных случаев 9. Благоприятствующих событий 3. Вероятность равна:
P=3:9=1/3=0,33(3)
б) Мы имеем всевозможных случаев 9. Благоприятствующих событий 2. Вероятность равна P=2:9=0,2(2)
в) Мы имеем всевозможных случаев 9. Благоприятствующих событий 7 (4+3). Вероятность равна P=7:9=0,7(7)
Задача 2.
В коробке лежат 10 одинаковых шаров, на каждом из которых написан его номер от 1 до 10. Найдите вероятность следующих событий: а) извлекли шар № 7; б) номер извлеченного шара – четное число; в) номер извлеченного шара кратен 3.
Всевозможных событий 10.
Вероятность того, что выпадет шар под №7 - 1/10.
5 благоприятных событий выпадения шара с четным номером, а вероятность 5/10=1/2.
3 благоприятных события выпадения шара с номером, кратным трем, вероятность равна 3/10
Задача 3.
Мальчики играли в “Орлянку”. Но монетка куда-то закатилась. Предложите, как заменить ее игральным кубиком?
Считать "орел" - четное число, а "решка" – нечетное число.
Задача 4 .
В настольной игре сломалась вертушка с тремя разными секторами: красным, белым и синим, но есть кубик. Как заменить вертушку?
Считать на кубике 1 и 2 - красный сектор, 3 и 4 - синий сектор, 5 и 6 - белый сектор.
Задания для самостоятельной работы
Задача 1 . В урне находятся 3 синих, 8 красных и 9 белых шаров одинакового размера и веса, неразличимых на ощупь. Шары тщательно перемешаны. Какова вероятность появления синего, красного и белого шаров при одном вынимании шара из урны?
Задача 2 . Наташа купила лотерейный билет, который участвует в розыгрыше 100 призов на 50000 билетов, а Лена – билет, который участвует в розыгрыше трех призов на 70000. У кого больше шансов выиграть?
Задание 3 . В настольной игре потеряли кубик. Как заменить его с помощью разноцветных фишек?
Вывод формулы суммы углов выпуклого n-угольника
Проведите диагонали из отмеченной вершины
Укажите число сторон
Укажите число вершин, углов
Из скольких треугольников состоит фигура
Чему равна сумма внутренних углов
.
Проведите диагонали из отмеченной вершины
Укажите число сторон
4
Укажите число вершин, углов
5
4
Из скольких треугольников состоит фигура
2
6
Чему равна сумма внутренних углов
5
180° ∙ 2 = 360°
3
6
4
180° ∙ 3 = 540°
180° ∙ 4 = 720°
Сумма углов выпуклого n -угольника равна 180 0 х ( n -2)
0,5Х = 1,2
А
5
Г
Д
-2
Е
-12
З
2,4
-1/3
К
Л
-4
О
36
Р
13,5
-0,8
У
-10
Выполнив задания, расшифруйте слово
Номер задания
1
К
Т
2
38,21
50,12
31,489
И
3
49,5
Я
9,217
4
2,2
С
85,56
46,69
1,43
8,25
5
67,5
59,12
Ч
209,9
7,5
6
0,8
127,34
40,821
2,15
9,27
210,7
1,4
133,04
10,5
3,38
219,8
1,57
0,97
0,52
221,5
8,2
220
9,15
5
205
1,2
3,02
- 35,85 + 4,971
- 125,19 – 78,5
3. x – 0,07 = 1,5
4. 9 – y = 1,5
5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
6. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения 1,8 км/ч. Найдите скорость против течения реки.
№
задания
Д
1
2
15
16
3
3
5
С
7
4
1
8
6
9
1
15
1
3
О
5
5
6
1
1
8
9
2
1
2
3
5
6
11
6
Т
6
2
11
20
11
18
2
3
4
5
1
7
П
12
4
1
1
19
20
6
11
1
7
1
21
1
2
3
У
9
6
1
8
2
1
16
1
11
18
9
10
6
2
9
16
9
18
3
23
5
7
11
16
6
3
4
=
1
2
4
3
8
2
Признаки самостоятельной работы
Под самостоятельной работой учащихся понимается такая работа, которая выполняется по заданию учителя без непосредственной его помощи (но под его руководством) в специально отведенное для этого время.
Признаки самостоятельной работы:
- наличие цели работы;
- наличие конкретного задания;
- четкое определение формы выражения результата;
- обязательное выполнение задания каждым учеником;
- обязательное подведение итогов самостоятельной работы;
- самостоятельная работа определена во времени.
Отсутствие хотя бы одного признака уже не характеризует эту работу как самостоятельную.