Keywords. Computational skills, math lesson, expression.
Математика — сложная, но увлекательная наука. Мы начинаем знакомиться с ней ещё в школе, а потом используем в повседневной жизни.
Математика окружает нас повсюду: мы считаем сумму покупок, делим торт на равные кусочки, определяем время. Она помогает нам в самых разных ситуациях.
Математика — это не только сложные теории и гипотезы учёных. В мире математики есть много удивительных фактов, которые будут интересны не только учёным, но и всем, кто любит узнавать новое.
Основная цель образования — развитие умственных и интеллектуальных способностей ребёнка. Поэтому перед школой стоит важная задача — правильно организовать учебную деятельность.
Обучение строится так, чтобы ребёнок стал его активным участником, то есть учился ради собственного развития. Такая организация учебного процесса формирует у учеников способность самостоятельно:
определять цели обучения;
выбирать подходящие учебные задачи;
контролировать процесс работы и оценивать результат.
Выбор темы «Формирование вычислительных навыков на уроках математики» не был случайным. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, поскольку они лежат в основе всего начального курса математики.
В рамках начального курса математики вычислительные навыки формируются на основе сознательного применения методов вычислений. Это становится возможным благодаря изучению важнейших свойств арифметических действий и их следствий, предусмотренных программой.
Решать эту задачу исключительно заучиванием таблиц сложения и умножения и выполнением однотипных тренировочных упражнений было бы неправильно. Хотя количество таких упражнений и важно для формирования вычислительных навыков, не менее значимой задачей школы является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, творческого подхода и стремления к знаниям в процессе обучения.
Также важно обратить внимание на сам процесс формирования вычислительных навыков, поэтому выбор методики для достижения цели имеет большое значение.
И.Л. Лобачевский говорил, что математика в школе должна преподаваться таким образом, чтобы приобретаемых знаний было достаточно для удовлетворения повседневных потребностей. Развитие и закрепление вычислительных навыков играют важную роль. Те дети, которые не освоили навыки устного счёта, могут столкнуться с трудностями в обучении в средней школе и при сдаче экзаменов.
Развитие вычислительных навыков — ключевая задача в начальном образовании по математике. Тем не менее, эти навыки не всегда сформированы на должном уровне, что может создать проблемы для учеников при переходе в среднюю школу.
Поэтому развитие вычислительных навыков — одна из основных задач, которую необходимо решить в процессе обучения в средней школе. Эти навыки должны развиваться осознанно и прочно, поскольку они являются основой для всего курса математики, который предполагает сознательное использование методов вычислений.
Вычислительная культура — это совокупность знаний и умений, которые широко применяются и составляют основу для изучения математики и других предметов. Кроме того, счёт развивает память, внимание и умение эффективно организовывать свою работу. Поэтому неудивительно, что вычислительная линия является одной из основных в школьном курсе математики.
С развитием компьютерной грамотности важность вычислительных навыков снизилась. Компьютеры и калькуляторы упростили процесс вычислений. Однако пользоваться этими устройствами без базовых вычислительных навыков невозможно, а микрокалькулятор может не оказаться под рукой. Поэтому вычислительные навыки остаются актуальными.
Быстро считать, порой даже на ходу — это требование времени. Ни одну задачу по математике, физике, химии и другим предметам нельзя решить без элементарных вычислительных навыков. Эти навыки необходимы не только в учёбе, но и в повседневной жизни. Умение быстро и правильно производить простые вычисления в уме имеет практическое значение и широко применяется в быту. Поэтому проблема формирования вычислительных навыков сохраняет свою актуальность.
Формирование вычислительных навыков было и остаётся одной из важнейших и трудоёмких задач обучения младших школьников математике. Оно основано на осознанном и прочном усвоении методов устных и письменных вычислений. Создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений возможно только на базе хороших навыков устных вычислений.
По мнению М.А. Бантовой, вычислительный навык — это высокий уровень владения приёмами вычислений. Овладение вычислительными навыками означает знание того, какие операции и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы получить результат арифметического действия, а также способность быстро выполнять эти операции.
Вычислительные навыки — это один из видов учебных навыков, которые формируются в процессе обучения. Они являются частью учебно-познавательной деятельности и включают в себя определённые учебные действия, выполняемые с помощью определённой системы операций.
Полноценный вычислительный навык характеризуется следующими качествами:
Правильность — ученик правильно находит результат арифметического действия, выбирая и выполняя операции, составляющие приём.
Осознанность — ученик понимает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в способности ученика объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. В процессе овладения навыком объяснение постепенно сокращается.
Рациональность — ученик выбирает наиболее рациональный приём для конкретного случая, то есть выбирает те операции, которые легче выполнить и быстрее приводят к результату арифметического действия. Это качество навыка проявляется, когда для данного случая существуют разные приёмы нахождения результата и можно выбрать наиболее рациональный, используя различные знания.
Обобщённость — ученик может применить приём вычисления к большому количеству случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи. Обобщённость и рациональность напрямую связаны с осознанностью навыка.
Автоматизм (свёрнутость) — ученик быстро и автоматически выполняет операции, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.
Прочность — ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на долгое время.
Процесс формирования математических навыков включает два этапа:
Освоение умения.
Автоматизация умения.
Несмотря на критику, традиционная программа обучения полностью реализует методическую систему формирования вычислительных навыков у младшеклассников. Сегодня эта программа обновлена и соответствует требованиям ФГОС.
Устные упражнения — один из способов развития вычислительных навыков. Они важны для обучения по нескольким причинам:
Образовательное значение: устные вычисления помогают понять теорию арифметических действий и письменные методы.
Практическое значение: быстрота и точность вычислений необходимы в повседневной жизни, особенно когда невозможно выполнить расчёты письменно (например, при технических расчётах, покупках или продажах).
Включая устные упражнения в уроки математики, необходимо связывать их не только с темой урока, но и с реальными жизненными ситуациями. Это поможет учащимся лучше понять учебный материал и научиться находить новые связи и закономерности в окружающем мире.
Устные упражнения важны, потому что они активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают память, речь, внимание, способность воспринимать информацию на слух и быстро реагировать. Они также повышают эффективность урока. Упражнения в устном счёте имеют воспитательное значение, так как способствуют развитию находчивости, сообразительности, внимания, памяти, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления у детей. Устные вычисления развивают логическое мышление, творческие способности, наблюдательность и математическую зоркость у учащихся. Они также способствуют развитию речи, если с самого начала обучения использовать математические термины в текстах заданий и при обсуждении упражнений.
Оперируя сравнительно небольшими числами при устных вычислениях, учащиеся лучше понимают состав чисел и быстрее схватывают зависимости между данными и результатами действий, а также законы и свойства действий.
Прививая любовь к устным вычислениям, учитель помогает ученикам активно работать с учебным материалом и стремиться совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя менее рациональные более эффективными. Это является важнейшим условием сознательного освоения материала.
Устный счёт широко применяется в повседневной жизни и развивает сообразительность учащихся, заставляя их выбирать удобные приёмы вычислений для конкретных случаев. Кроме того, устный счёт облегчает письменные вычисления. Беглость в устных вычислениях достигается через достаточное количество упражнений.
При обучении математике важно, чтобы учащиеся не просто механически запоминали материал, а понимали его суть. Необходимо формировать доступные математические понятия, опираясь на конкретные примеры и проводя обобщения. Это позволит ученикам лучше усваивать материал и применять его на практике.
Навыки счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, а также распознавания геометрических фигур — всё это необходимо для успешного решения различных практических задач.
Одним из видов работы являются устные упражнения, которые ранее сводились в основном к вычислениям. Поэтому за ними закрепилось название «устный счёт». Чтобы ученики научились быстро и правильно выполнять устные вычисления, урок математики следует начинать с устного счёта, выделяя на него 5–10 минут. Эта практика должна продолжаться в течение всех четырёх лет обучения.
В тоже время с помощью устных упражнений реализуются следующие педагогические задачи:
Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке, осознанного восприятия объяснения учителя.
Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Повышение познавательного интереса.
При отборе материала к уроку мы придерживаюсь следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение)
В устном счете могут быть использованы задания:
на развитие и совершенствование внимания (найти закономерность и решить пример, продолжить ряд);
на развитие восприятия, пространственного воображения (нарисовать орнамент, узор; посчитать сколько линий);
на развитие наблюдательности (найти закономерность, определить лишнее).
Если на уроках будет много интересных и полезных вычислительных заданий, а также много теоретической информации по изучаемым темам, то ученикам будет сложно усвоить весь материал. Поэтому необходимо улучшить систему устных упражнений на уроках. Это поможет научить детей учиться, понимать изучаемый материал и самостоятельно справляться с возникающими задачами.
Благодаря этому дети станут увереннее в себе, начнут активнее работать на уроках и проявлять интерес к предмету. Методы и приёмы, которые я использовал для формирования прочного вычислительного навыка, могут быть полезны другим учителям, а также родителям, которые хотят помочь своим детям в учёбе.
Список литературы:
Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43.
Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. [Текст]./ А.В. Белошистая. - Москва: Владос, 2008. - 456 с.
Белошистая, А.В. Формирование и развитие способностей школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений. [Текст]./ А.В. Белошистая. - Москва: Владос, 2011. - 400 с.
Варегина, Ф. В. Вычислительные навыки: методика изучения их качества: учебно-методическое пособие / Ф. В. Варегина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО», 2011. – 90 с.
Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. – Москва, 1978 – 321 с.
Занков, Л. В. Избранные педагогические труды[Текст]. / Л.В Занков. - Москва: Педагогика, 2000. - 424 с.
Истомина, Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе[Текст]. / Н. Б.Истомина. - М.: Просвещение, 2006. - 212 с.
Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – Волгоград: Панорама, 2006. с.176.