kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование вычислительных навыков на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье описывается методика и преимущества формирования вычислительных навыков на уроках математики.

Annotation. The article describes the methodology and advantages of the formation of computational skills in mathematics lessons.

Ключевые слова. Вычислительные навыки, урок математики, выражение.

Keywords. Computational skills, math lesson, expression.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование вычислительных навыков на уроках математики"»

А.Н. Кузнецов,

студент, Ишимский педагогический институт

им. П.П. Ершова (филиал), Тюменского государственного университета, г. Ишим,

Российская Федерация

A.Н. Кузнецов,

student, Ishim pedagogical Institute

them P.P. Ershova (branch), Tyumen state University, Ishim, Russian Federation


ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

FORMATION OF COMPUTATIONAL SKILLS IN MATHEMATICS LESSONS


Аннотация. В статье описывается методика и преимущества формирования вычислительных навыков на уроках математики.

Annotation. The article describes the methodology and advantages of the formation of computational skills in mathematics lessons.

Ключевые слова. Вычислительные навыки, урок математики, выражение.

Keywords. Computational skills, math lesson, expression.


Математика — сложная, но увлекательная наука. Мы начинаем знакомиться с ней ещё в школе, а потом используем в повседневной жизни.

Математика окружает нас повсюду: мы считаем сумму покупок, делим торт на равные кусочки, определяем время. Она помогает нам в самых разных ситуациях.

Математика — это не только сложные теории и гипотезы учёных. В мире математики есть много удивительных фактов, которые будут интересны не только учёным, но и всем, кто любит узнавать новое.

Основная цель образования — развитие умственных и интеллектуальных способностей ребёнка. Поэтому перед школой стоит важная задача — правильно организовать учебную деятельность.

Обучение строится так, чтобы ребёнок стал его активным участником, то есть учился ради собственного развития. Такая организация учебного процесса формирует у учеников способность самостоятельно:

  • определять цели обучения;

  • выбирать подходящие учебные задачи;

  • контролировать процесс работы и оценивать результат.

Выбор темы «Формирование вычислительных навыков на уроках математики» не был случайным. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, поскольку они лежат в основе всего начального курса математики.

В рамках начального курса математики вычислительные навыки формируются на основе сознательного применения методов вычислений. Это становится возможным благодаря изучению важнейших свойств арифметических действий и их следствий, предусмотренных программой.

Решать эту задачу исключительно заучиванием таблиц сложения и умножения и выполнением однотипных тренировочных упражнений было бы неправильно. Хотя количество таких упражнений и важно для формирования вычислительных навыков, не менее значимой задачей школы является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, творческого подхода и стремления к знаниям в процессе обучения.

Также важно обратить внимание на сам процесс формирования вычислительных навыков, поэтому выбор методики для достижения цели имеет большое значение.

И.Л. Лобачевский говорил, что математика в школе должна преподаваться таким образом, чтобы приобретаемых знаний было достаточно для удовлетворения повседневных потребностей. Развитие и закрепление вычислительных навыков играют важную роль. Те дети, которые не освоили навыки устного счёта, могут столкнуться с трудностями в обучении в средней школе и при сдаче экзаменов.

Развитие вычислительных навыков — ключевая задача в начальном образовании по математике. Тем не менее, эти навыки не всегда сформированы на должном уровне, что может создать проблемы для учеников при переходе в среднюю школу.

Поэтому развитие вычислительных навыков — одна из основных задач, которую необходимо решить в процессе обучения в средней школе. Эти навыки должны развиваться осознанно и прочно, поскольку они являются основой для всего курса математики, который предполагает сознательное использование методов вычислений.

Вычислительная культура — это совокупность знаний и умений, которые широко применяются и составляют основу для изучения математики и других предметов. Кроме того, счёт развивает память, внимание и умение эффективно организовывать свою работу. Поэтому неудивительно, что вычислительная линия является одной из основных в школьном курсе математики.

С развитием компьютерной грамотности важность вычислительных навыков снизилась. Компьютеры и калькуляторы упростили процесс вычислений. Однако пользоваться этими устройствами без базовых вычислительных навыков невозможно, а микрокалькулятор может не оказаться под рукой. Поэтому вычислительные навыки остаются актуальными.

Быстро считать, порой даже на ходу — это требование времени. Ни одну задачу по математике, физике, химии и другим предметам нельзя решить без элементарных вычислительных навыков. Эти навыки необходимы не только в учёбе, но и в повседневной жизни. Умение быстро и правильно производить простые вычисления в уме имеет практическое значение и широко применяется в быту. Поэтому проблема формирования вычислительных навыков сохраняет свою актуальность.

Формирование вычислительных навыков было и остаётся одной из важнейших и трудоёмких задач обучения младших школьников математике. Оно основано на осознанном и прочном усвоении методов устных и письменных вычислений. Создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений возможно только на базе хороших навыков устных вычислений.

По мнению М.А. Бантовой, вычислительный навык — это высокий уровень владения приёмами вычислений. Овладение вычислительными навыками означает знание того, какие операции и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы получить результат арифметического действия, а также способность быстро выполнять эти операции.

Вычислительные навыки — это один из видов учебных навыков, которые формируются в процессе обучения. Они являются частью учебно-познавательной деятельности и включают в себя определённые учебные действия, выполняемые с помощью определённой системы операций.

Полноценный вычислительный навык характеризуется следующими качествами:

  • Правильность — ученик правильно находит результат арифметического действия, выбирая и выполняя операции, составляющие приём.

  • Осознанность — ученик понимает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в способности ученика объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. В процессе овладения навыком объяснение постепенно сокращается.

  • Рациональность — ученик выбирает наиболее рациональный приём для конкретного случая, то есть выбирает те операции, которые легче выполнить и быстрее приводят к результату арифметического действия. Это качество навыка проявляется, когда для данного случая существуют разные приёмы нахождения результата и можно выбрать наиболее рациональный, используя различные знания.

  • Обобщённость — ученик может применить приём вычисления к большому количеству случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи. Обобщённость и рациональность напрямую связаны с осознанностью навыка.

  • Автоматизм (свёрнутость) — ученик быстро и автоматически выполняет операции, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.

  • Прочность — ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на долгое время.

Процесс формирования математических навыков включает два этапа:

  • Освоение умения.

  • Автоматизация умения.

Несмотря на критику, традиционная программа обучения полностью реализует методическую систему формирования вычислительных навыков у младшеклассников. Сегодня эта программа обновлена и соответствует требованиям ФГОС.

Устные упражнения — один из способов развития вычислительных навыков. Они важны для обучения по нескольким причинам:

  • Образовательное значение: устные вычисления помогают понять теорию арифметических действий и письменные методы.

  • Воспитательное значение: устные вычисления развивают мышление, память, внимание, речь, математическую зоркость, наблюдательность и сообразительность.

  • Практическое значение: быстрота и точность вычислений необходимы в повседневной жизни, особенно когда невозможно выполнить расчёты письменно (например, при технических расчётах, покупках или продажах).

Включая устные упражнения в уроки математики, необходимо связывать их не только с темой урока, но и с реальными жизненными ситуациями. Это поможет учащимся лучше понять учебный материал и научиться находить новые связи и закономерности в окружающем мире.

Устные упражнения важны, потому что они активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают память, речь, внимание, способность воспринимать информацию на слух и быстро реагировать. Они также повышают эффективность урока. Упражнения в устном счёте имеют воспитательное значение, так как способствуют развитию находчивости, сообразительности, внимания, памяти, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления у детей. Устные вычисления развивают логическое мышление, творческие способности, наблюдательность и математическую зоркость у учащихся. Они также способствуют развитию речи, если с самого начала обучения использовать математические термины в текстах заданий и при обсуждении упражнений.

Оперируя сравнительно небольшими числами при устных вычислениях, учащиеся лучше понимают состав чисел и быстрее схватывают зависимости между данными и результатами действий, а также законы и свойства действий.

Прививая любовь к устным вычислениям, учитель помогает ученикам активно работать с учебным материалом и стремиться совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя менее рациональные более эффективными. Это является важнейшим условием сознательного освоения материала.

Устный счёт широко применяется в повседневной жизни и развивает сообразительность учащихся, заставляя их выбирать удобные приёмы вычислений для конкретных случаев. Кроме того, устный счёт облегчает письменные вычисления. Беглость в устных вычислениях достигается через достаточное количество упражнений.

При обучении математике важно, чтобы учащиеся не просто механически запоминали материал, а понимали его суть. Необходимо формировать доступные математические понятия, опираясь на конкретные примеры и проводя обобщения. Это позволит ученикам лучше усваивать материал и применять его на практике.

Навыки счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, а также распознавания геометрических фигур — всё это необходимо для успешного решения различных практических задач.

Одним из видов работы являются устные упражнения, которые ранее сводились в основном к вычислениям. Поэтому за ними закрепилось название «устный счёт». Чтобы ученики научились быстро и правильно выполнять устные вычисления, урок математики следует начинать с устного счёта, выделяя на него 5–10 минут. Эта практика должна продолжаться в течение всех четырёх лет обучения.

В тоже время с помощью устных упражнений реализуются следующие педагогические задачи:

  1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке, осознанного восприятия объяснения учителя.

  2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

  3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

  4. Повышение познавательного интереса.

При отборе материала к уроку мы придерживаюсь следующих требований:

  1. Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

  2. Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

  3. Тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее.

  4. К устному счету должны привлекаться все ученики.

  5. При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение)

В устном счете могут быть использованы задания:

  • на развитие и совершенствование внимания (найти закономерность и решить пример, продолжить ряд);

  • на развитие восприятия, пространственного воображения (нарисовать орнамент, узор; посчитать сколько линий);

  • на развитие наблюдательности (найти закономерность, определить лишнее).

Если на уроках будет много интересных и полезных вычислительных заданий, а также много теоретической информации по изучаемым темам, то ученикам будет сложно усвоить весь материал. Поэтому необходимо улучшить систему устных упражнений на уроках. Это поможет научить детей учиться, понимать изучаемый материал и самостоятельно справляться с возникающими задачами.

Благодаря этому дети станут увереннее в себе, начнут активнее работать на уроках и проявлять интерес к предмету. Методы и приёмы, которые я использовал для формирования прочного вычислительного навыка, могут быть полезны другим учителям, а также родителям, которые хотят помочь своим детям в учёбе.

Список литературы:

  1. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43.

  2. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. [Текст]./ А.В. Белошистая. - Москва: Владос, 2008. - 456 с.

  3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие способностей школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений. [Текст]./ А.В. Белошистая. - Москва: Владос, 2011. - 400 с.

  4. Варегина, Ф. В. Вычислительные навыки: методика изучения их качества: учебно-методическое пособие / Ф. В. Варегина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО», 2011. – 90 с.

  5. Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. – Москва, 1978 – 321 с.

  6. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды[Текст]. / Л.В Занков. - Москва: Педагогика, 2000. - 424 с.

  7. Истомина, Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе[Текст]. / Н. Б.Истомина. - М.: Просвещение, 2006. - 212 с.

  8. Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – Волгоград: Панорама, 2006. с.176.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Формирование вычислительных навыков на уроках математики"

Автор: Кузнецов Алексей Николаевич

Дата: 15.06.2024

Номер свидетельства: 652859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-11 классах"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_v_5_11_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "642054"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702382333"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Алгоритмы. Использование  алгоритмов при решении текстовых задач и при формировании вычислительных навыков. "
    ["seo_title"] => string(116) "alghoritmy-ispol-zovaniie-alghoritmov-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach-i-pri-formirovanii-vychislitiel-nykh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "133370"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416500817"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Обобщение опыта работы по теме "Формирование устных и письменных вычислительных навыков у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(124) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-formirovaniie-ustnykh-i-pis-miennykh-vychislitiel-nykh-navykov-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422807915"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока математики Порядок выполнения арифметических действий в выражениях без скобок, состоящих из  трёх действий"
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-matiematiki-poriadok-vypolnieniia-arifmietichieskikh-dieistvii-v-vyrazhieniiakh-biez-skobok-sostoiashchikh-iz-triokh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "309542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства