kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных арифметических действий, являются необходимым условием успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ как по математике, так и по другим предметам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Обучение математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка, способствует повышению качества знаний учащихся, что соответствует Концепции модернизации образования и перехода на новые образовательные стандарты второго поколения. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных арифметических действий, являются необходимым условием успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ как по математике, так и по другим предметам. Залог усвоения прочных математических знаний начинается с формирования прочных вычислительных навыков. Вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Поэтому не случайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики. Для любого учителя не секрет, что в каждом классе есть учащиеся не владеющими вычислительными навыками. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:

  • недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;

  • низкий уровень развития мыслительной деятельности, внимания, памяти;

  • снижение интереса у учащихся к математическим вычислениям из-за их однообразия,

  • монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники;

  • отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны родителей.

Таким образом, обеспечение обучающихся прочными вычислительными навыками, продолжает оставаться серьёзной педагогической проблемой. Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, второй (традиционный) нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике.

Поэтому цель данной работы – способствовать эффективной деятельности учителей математики в реализации процесса формирования вычислительных умений и навыков обучающихся.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

О наличии у обучающихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.

Одной из эффективных форм работы по формированию вычислительных навыков - являются устные упражнения. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение:

  • образовательное значение: устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приемы;

  • воспитательное значение: устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности;

  • практическое значение: быстрота и правильность вычислений необходимы в повседневной жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным,что соответствует основной идее реформы российского образования - дать практические компетенции современному выпускнику.

Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке. Необязательно фиксировать его в определенный, конкретный момент урока, т.к. в зависимости от дидактической цели урока, упражнения по устному счету могут проводиться в начале, середине или конце урока.

Однако, нельзя чрезмерно злоупотреблять заданиями, сформулированными устно, т.к. это требует от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро их утомляет. Отмечая большое значение устных вычислений, следует в то же время признать исключительно важным создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений. Успешная выработка таких навыков возможна лишь при длительном процессе целенаправленного их формирования. Не следует забывать о том, что вычислительные умения, а в особенности навыки, без систематического обращения к ним ослабевают, поэтому нужно в системе математической подготовки учащихся поддерживать уровень вычислительных умений учащихся, а при необходимости и восстанавливать его.

Целесообразно, в течение года проводить диагностику вычислительных навыков учащихся:

  • в сентябре - входной срез для определения остаточных знаний учащихся и выявление пробелов;

  • в декабре - промежуточный контрольный срез знаний;

  • в феврале - промежуточный контрольный срез знаний;

  • в конце апреля - итоговый контрольный срез знаний.


Успеваемость:


80% - 100%


оптимальный уровень


65% - 80%

доступный уровень

50% - 65%

критический уровень


ниже 50%

недопустимый



Расчет К

% успеваемости + % качества / 100%







Уровни обученности:

1,7 - 2

высокий


1,5 - 1,7

оптимальный


1,3 - 1,5

достаточный


1 - 1,3

критический


низкий


После анализа результатов среза строится индивидуальная работа по ликвидации пробелов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Автор: Ткач Валентина Николаевна

Дата: 27.12.2022

Номер свидетельства: 621789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Формирование вычислительных навыков на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(60) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_2"
    ["file_id"] => string(6) "652859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718445539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-11 классах"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_v_5_11_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "642054"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702382333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Алгоритмы. Использование  алгоритмов при решении текстовых задач и при формировании вычислительных навыков. "
    ["seo_title"] => string(116) "alghoritmy-ispol-zovaniie-alghoritmov-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach-i-pri-formirovanii-vychislitiel-nykh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "133370"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416500817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Обобщение опыта работы по теме "Формирование устных и письменных вычислительных навыков у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(124) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-formirovaniie-ustnykh-i-pis-miennykh-vychislitiel-nykh-navykov-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422807915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства