Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных арифметических действий, являются необходимым условием успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ как по математике, так и по другим предметам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Обучение математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка, способствует повышению качества знаний учащихся, что соответствует Концепции модернизации образования и перехода на новые образовательные стандарты второго поколения. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных арифметических действий, являются необходимым условием успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ как по математике, так и по другим предметам. Залог усвоения прочных математических знаний начинается с формирования прочных вычислительных навыков. Вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Поэтому не случайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики. Для любого учителя не секрет, что в каждом классе есть учащиеся не владеющими вычислительными навыками. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
низкий уровень развития мыслительной деятельности, внимания, памяти;
снижение интереса у учащихся к математическим вычислениям из-за их однообразия,
монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники;
отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны родителей.
Таким образом, обеспечение обучающихся прочными вычислительными навыками, продолжает оставаться серьёзной педагогической проблемой. Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, второй (традиционный) нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике.
Поэтому цель данной работы – способствовать эффективной деятельности учителей математики в реализации процесса формирования вычислительных умений и навыков обучающихся.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
О наличии у обучающихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
Одной из эффективных форм работы по формированию вычислительных навыков - являются устные упражнения. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение:
образовательное значение: устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приемы;
воспитательное значение: устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности;
практическое значение: быстрота и правильность вычислений необходимы в повседневной жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным,что соответствует основной идее реформы российского образования - дать практические компетенции современному выпускнику.
Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке. Необязательно фиксировать его в определенный, конкретный момент урока, т.к. в зависимости от дидактической цели урока, упражнения по устному счету могут проводиться в начале, середине или конце урока.
Однако, нельзя чрезмерно злоупотреблять заданиями, сформулированными устно, т.к. это требует от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро их утомляет. Отмечая большое значение устных вычислений, следует в то же время признать исключительно важным создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений. Успешная выработка таких навыков возможна лишь при длительном процессе целенаправленного их формирования. Не следует забывать о том, что вычислительные умения, а в особенности навыки, без систематического обращения к ним ослабевают, поэтому нужно в системе математической подготовки учащихся поддерживать уровень вычислительных умений учащихся, а при необходимости и восстанавливать его.
Целесообразно, в течение года проводить диагностику вычислительных навыков учащихся:
в сентябре - входной срез для определения остаточных знаний учащихся и выявление пробелов;
в декабре - промежуточный контрольный срез знаний;
в феврале - промежуточный контрольный срез знаний;
в конце апреля - итоговый контрольный срез знаний.
Успеваемость:
80% - 100%
оптимальный уровень
65% - 80%
доступный уровень
50% - 65%
критический уровень
ниже 50%
недопустимый
Расчет К
% успеваемости + % качества / 100%
Уровни обученности:
1,7 - 2
высокий
1,5 - 1,7
оптимальный
1,3 - 1,5
достаточный
1 - 1,3
критический
низкий
После анализа результатов среза строится индивидуальная работа по ликвидации пробелов.