Формирование у учащихся самооценки на уроках математики
Формирование у учащихся самооценки на уроках математики
Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся самооценки на уроках математики»
ГКОУ РС(я) «РС(К) ШИ для обучающихся с ТНР»
Тимофеева Р.Г.
Формирование у учащихся самооценки на уроках математики
Одним из важных качеств необходимых для управления собственной учебно-познавательной деятельностью и развития своих мыслительных способностей является развитие у учащихся адекватной, дифференцированной, критической самооценки себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Развитая самооценка, в свою очередь, способствует развитию мотивации достижения и мотивации успеха, подталкивает ученика к рефлексии, анализу собственных действий, и требует от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага в собственной деятельности. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить, подталкивает к действиям, направленным на изменение себя.
Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.
Проблемы, вызывающие формирование самоконтроля:
Задание воспринимает невнимательно, непонимание задания не осознается учеником, поэтому он не ставит вопроса относительно разъяснения непонятного;
Ученик работает пассивно, неудачи и трудности в работе им не замечаются;
Нет ясного представления о последовательности работы;
К результату работы отношение пассивное, при первой же неудаче заявляют «не могу»;
Учебные действия контролируются учителем, а не самим учеником;
Не сформулированы критерии контроля учебной деятельности.
При традиционном обучении ученик является объектом обучения и у него нет контролирующего и оценивающего компонентов. По требованиям ФГОС учитель должен создать на уроке для обучаемых условия для развития контрольно-оценочных действий их учебной деятельности и организовать собственную самооценку. Главным в учебной деятельности ученика должно быть понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом главное, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения математических дисциплин, ощущал своё развитие.
Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. (При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.)
Современная структура урока в рамках ФГОС
Учебная задача – цель которую перед собой ставит ученик ( Чему? Зачем?)
Учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?)
Самоконтроль – определение правильности выполненного действия (Правильно?)
Самооценка – определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?)
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля и самооценки.
1-й этап – понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя.На этом этапе учитель должен 1)показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; 2)ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; 3)проинформировать учащихся, после изучения каких дидактических модулей необходим контроль, цель, форма его проведения; 4) объяснять критерии оценки.
2-й этап – овладение навыками оценки деятельности товарища. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, освоить морально-этические нормы выражения оценки деятельности другого человека.
3-й этап – овладение умениями самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
Оценивая работу ученика, следует выделить такие моменты:
2) начальный момент работы (инициатива, отсутствие пассивного отношения)
3) способ работать (общая ориентировка в работе, подчинение ее поставленной цели, увлеченность, самоконтроль)
4) отношение к работе (серьезное, спокойное)
5) отношение к результатам (проверка, упорство в преодолении трудностей, стремление к наилучшему результату)
В современной педагогической литературе, посвященной проблеме развития самооценки учащихся на уроках математики дается достаточно подробное описание способов и приемов развития самооценки. Это и различные варианты разно-уровневых по степени сложности заданий, работа в группах с единой оценкой всей группы, проверка и оценка работы товарища, использование алгоритмов, схем, моделей выполнения заданий, составление учащимся проверочных заданий, разнообразные приемы работы над ошибками и многое другое. В практике собственной педагогической деятельности для формирования самооценки учащихся использую прием создания ситуации критической самооценки. Рассмотрим некоторые из данных ситуаций.)
1. Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний, полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. Чтобы развить умение ученика критически относиться к себе, к своей работе и к собственной деятельности, необходимо обучить его искать ошибку у других. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, неполный разбор возможных случаев (например, рассмотрение лишь одного расположения частей чертежа) и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
4. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. В этих задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся “схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
5. Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
Оценка представляет собой процесс сопоставления реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка – это результат данного процесса, его условно – формальное проявление.
Самооценка представляет собой компонент деятельности, который связан не с выставлением себе отметок, а с самой процедурой оценивания.
Самоконтроль и самопроверка являются неотъемлемыми частями самооценки.
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от него зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Основной смысл самооценки зависит состоит в самоконтроле школьника, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе своей деятельности и в самостимуляции.
В своей работе я воспользовалась пособием по алгебре для 8 класса по теме «Квадратные уравнения». В пособии предложены тесты с вариантами, методика, критерии оценивания, листы самооценки, итоговые таблицы. Для самостоятельной работы взяты задания уровня А, которые ориентированы на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки. Перед тем как приступить к выполнению самостоятельной работы совместно анализируем задания и познакомились с критериями оценки. За верное решение одного задания дается 1 балл, оценка «2» ставится если получен 0-2 балла, оценка «3» - 3-4 балла, оценка «4» - 5 баллов, оценка «5» - 6 баллов. После выполнения работы были выданы ключи к заданиям и листы самоценки и рефлексии. Учащиеся затруднились при определении типов ошибок. На этапе коррекции учащиеся выполняют задания с использованием алгоритма действий, правил, схем и т.д., консультируются с учителем или у своих товарищей. После разбора ошибок предложила подобные задания на дом. На следующем уроке по такой схеме провели еще самостоятельную работу, то есть через систему таких уроков формируется новый способ работы над ошибками, который опирается на действие самоконтроля и самооценки. Благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили, тем самым у них развивается мыслительная деятельность.
Подводя итог выше сказанному можно сформулировать следующий вывод. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.
Рефлексивная карта по теме «Квадратные уравнения»
Знаю:
Что такое уравнение
Что такое корень уравнения
Что значит решить уравнение
Виды неполных квадратных уравнений
Алгоритм решения 1 вида неполного квадратного уравнения
Алгоритм решения 2 вида неполного квадратного уравнения
Алгоритм решения 3 вида неполного квадратного уравнения
Общий вид полного квадратного уравнения
Что такое дискриминант
Формулу дискриминанта
Формулы корней квадратного уравнения
Умею:
Выносить общий множитель за скобки
Решать уравнение вида а х=в
Находить квадратный корень из числа
Определять коэффициенты а, в и с в квадратном уравнении