kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение самоконтроля решению текстовых задач на уроках математики. Способствуют вормированию УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач»

Формирование самоконтроля в процессе обучения

младших школьников решению текстовых задач


Модернизация школы предполагает новое современное качество образования. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений ,навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Если говорить о способах формирования навыков по решению арифметических задач в курсе математики начальной школы, то следует опираться, прежде всего, на универсальные учебные действия (УУД), ко­торые формируются комплексно, включая различные учебные дисци­плины. Федеральные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) уделяют пристальное внимание развитию УУД через решение текстовых задач.

Проблема: повышение самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению.

Актуальность темы обусловлена на практические основы решению текстовых задач, формирование самоконтроля каждого учащегося.

Цель: повышение самоконтроля в процессе обучения решению текстовых задач, которые способствуют формированию УУД младших школь­ников.

Задачи:

  • Научить школьника анализировать текст задачи;

  • Выявлять связи между условием и требо­ванием задачи;

  • Сформировывать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сравнение и др.);

  • Повышение самоконтроля в процессе решения задач.

Гипотеза: если говорить о способах формирования самоконтроля в процессе обучения решению текстовых задач, то следует опираться, прежде всего, на универсальные учебные действия (УУД), ко­торые значительно расширяют содержание самого понятия текстовая задача.

Реализация обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи – мощное средство обучения и развития учащихся и средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.

Не случайно, текстовые задачи составляют около половины всех заданий учебников математики и на их решение отводится большая часть учебного времени. Практика свидетельствует о том, что при решении задач у учащихся возникают большие затруднения и они допускают большое количество ошибок. Многие учащиеся не уверены в выборе действия, посредством которого решается задача, в установлении связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу. Более того, выполнив решение, они часто испытывают неуверенность в его правильности, а проверку решения задачи большинство не в состоянии выполнить самостоятельно.

Причины затруднений и ошибок, как правило, индивидуальны: это может быть, например, несформированность отдельных действий и умений, составляющих общее умение решать задачи, или неустойчивость мыслительной деятельности, связанная со слабой концентрацией внимания, или несформированность самоконтроля. Для выявления причин ошибок, допущенных учеником, необходимо проникновение в лабораторию его мысли: важно знать, как он рассуждал, каким способом решал задачу, какие умственные действия и в какой последовательности выполнял, проверял ли свое решение.

В процессе решения младшим школьником текстовой задачи можно выделить следующие этапы:

Мотивационный, связанный с актуализацией интересов и мотивов учения;

Ориентировочный, на котором происходит анализ текста задачи, установление связей и зависимостей между данными и искомыми, перевод выявленных зависимостей на язык математических выражений и составление плана решения задачи;

Контрольно-оценочный, на котором осуществляется проверка решения задачи.

Как показывает практика начального обучения математике, именно на последнем этапе у учащихся зачастую возникают затруднения, так как навыки контроля и самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Поэтому развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем.

Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения учащимися отдельных заданий и соответствия уровня овладения умением решать задачи, принятым нормам и образцам, на выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, а также на сформированность приемов взаимоконтроля и потребности в самоконтроле.

В своей статье я сделала попытку выявить и показать возможности формирования элементов самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач.

В работе по формированию действия контроля у младших школьников следует придерживаться принципа преемственности в обучении.

Младшие школьники с удовольствием играют в игры «Найди различия», «Мозайка», «Найди лишнее», «Сделай, как у меня», «Что изменилось» и т.п. Это помогает развитию устойчивости, концентрации внимания на сравниваемых предметах , развитию устойчивости, концентрации внимания сравниваемых предметах, развитию произвольности их деятельности и формированию самоконтроля.

Для использования формирования у младших школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи:

Задача 1. Портниха шила за 5 часов 50 пар рукавиц. Сколько рукавиц она шила за 3 часа?

После самостоятельного решения ученик получает карточку с записью полного решения задачи.

1). 50:5=10 (пар за 1 час)

2). 10*3=30 (пар рукавиц). Ответ: 30 пар рукавиц.

Проверяя себя, ученик сравнивает свою работу с образцом на карточке. В случае, если решение не совпадает с образцом, ученик возвращает к условию задачи, еще раз внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях. В этом случае нужна полная ориентировочная основа действий с конкретными указаниями, как последовательности действий, необходимых для решения. Здесь формируется личностные качества УУД, как любознательность, трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

Учащиеся затрудняются в выборе арифметических действий, которыми решается задача. Вместе с условием задачи получают карточку с решением задач в виде схемы, например:

1 ) : =

2 ) * =

Можно, в схему могут быть введены некоторые числовые данные, например:

  1. 5 0: =10

  2. : : =30

Схематический образец поможет ученику спланировать последовательность решения задачи, это способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий, которыми решается задача. Также, отмечаем познавательные УУД: 1.Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.2.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.3.Проводить сравнение и классификацию по заданной схеме.4.Научить обобщать и владеть общими приёмами решения задач.

Задача 2. Гелевая ручка стоит 20 рублей, шариковая ручка стоит – 15 рублей. Сколько стоит общая тетрадь, если за всю покупку заплатили 70 рублей?

На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи.

Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение для данной задачи, и выбрать те выражения, которые являются решением задачи:

20+15 20 – 15 70+15

70 – 20 (70 – 15) – 20 70 – (15+20)

70 – 15 70 +20 70 – 15 – 20

К проверенной части формирования общего способа решения задач, отмечаем регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе во внутреннем плане. Различать способ и результат действия, контролировать процесс и результат деятельности. Учащиеся стараются, как можно правильно анализировать свои решения.

Задача 3. Из гаража вышли 35 автомашин. К вечеру вернулись 8 автобусов и 10 автомобилей. Сколько автомашин еще не вернулись в гараж?

Учащимся предлагается решить задачу по плану. Запишите решение выражением.

1). Сколько автомашин вернулись в гараж?

2). Сколько автомашин еще не вернулись?

Здесь нужно вспомнить, как можно вычесть сумму из числа (можно вычесть первое слагаемое, затем – второе, или вычесть второе слагаемое, а затем первое), и запиши полученное выражение.

Нужно объяснить, каждое выполняемое действие (что находим первым действием, что - вторым).

Предложенные варианты заданий к задачам нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и образцам действий.

Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальных классов более ответственно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. Учащиеся в паре обмениваются тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу. Здесь наблюдаются коммуникативные УУД: 1.Выражать в речи свои мысли и действия.2.Строить понятное для партнёра высказывание, учитывающее, что партнёр видит и знает, а что нет.3.Задавать свои наводящие вопросы.

Все приведенные работы способствуют, на развитию интереса к действиям контроля и самоконтроля. Перспектива дальнейшей работы видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах обучения решению задач.

Ожидаемые результаты. Личностные результаты. Учащийся получит возможность для формирования: интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира; первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний; потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

Метапредметные результаты. Регулятивные. Принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению; оценивать правильность выполнения действий по решению текстовой задачи и вносить необходимые исправления; контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

Познавательные. Осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме.

Коммуникативные. Самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать; контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

Предметные результаты. Группировать объекты по разным признакам; самостоятельно выбирать решение текстовых задач, анализировать и объяснять свой выбор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Окоемова Василиса Гаврильевна

Дата: 06.02.2021

Номер свидетельства: 572356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа учебного курса по математике для 2-х классов  (УМК "Гармония")"
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaiaproghrammauchiebnoghokursapomatiematikiedlia2khklassovumkgarmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "338163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469629950"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Развитие информационной культуры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie-informatsionnoi-kul-tury-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "174149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424094887"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики. "
    ["seo_title"] => string(87) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110119"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405563288"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства