Просмотр содержимого документа
«Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач»
Формирование самоконтроля в процессе обучения
младших школьников решению текстовых задач
Модернизация школы предполагает новое современное качество образования. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений ,навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Если говорить о способах формирования навыков по решению арифметических задач в курсе математики начальной школы, то следует опираться, прежде всего, на универсальные учебные действия (УУД), которые формируются комплексно, включая различные учебные дисциплины. Федеральные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) уделяют пристальное внимание развитию УУД через решение текстовых задач.
Проблема: повышение самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению.
Актуальность темы обусловлена на практические основы решению текстовых задач, формирование самоконтроля каждого учащегося.
Цель: повышение самоконтроля в процессе обучения решению текстовых задач, которые способствуют формированию УУД младших школьников.
Задачи:
Научить школьника анализировать текст задачи;
Выявлять связи между условием и требованием задачи;
Сформировывать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сравнение и др.);
Повышение самоконтроля в процессе решения задач.
Гипотеза: если говорить о способах формирования самоконтроля в процессе обучения решению текстовых задач, то следует опираться, прежде всего, на универсальные учебные действия (УУД), которые значительно расширяют содержание самого понятия текстовая задача.
Реализация обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи – мощное средство обучения и развития учащихся и средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.
Не случайно, текстовые задачи составляют около половины всех заданий учебников математики и на их решение отводится большая часть учебного времени. Практика свидетельствует о том, что при решении задач у учащихся возникают большие затруднения и они допускают большое количество ошибок. Многие учащиеся не уверены в выборе действия, посредством которого решается задача, в установлении связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу. Более того, выполнив решение, они часто испытывают неуверенность в его правильности, а проверку решения задачи большинство не в состоянии выполнить самостоятельно.
Причины затруднений и ошибок, как правило, индивидуальны: это может быть, например, несформированность отдельных действий и умений, составляющих общее умение решать задачи, или неустойчивость мыслительной деятельности, связанная со слабой концентрацией внимания, или несформированность самоконтроля. Для выявления причин ошибок, допущенных учеником, необходимо проникновение в лабораторию его мысли: важно знать, как он рассуждал, каким способом решал задачу, какие умственные действия и в какой последовательности выполнял, проверял ли свое решение.
В процессе решения младшим школьником текстовой задачи можно выделить следующие этапы:
Мотивационный, связанный с актуализацией интересов и мотивов учения;
Ориентировочный, на котором происходит анализ текста задачи, установление связей и зависимостей между данными и искомыми, перевод выявленных зависимостей на язык математических выражений и составление плана решения задачи;
Контрольно-оценочный, на котором осуществляется проверка решения задачи.
Как показывает практика начального обучения математике, именно на последнем этапе у учащихся зачастую возникают затруднения, так как навыки контроля и самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Поэтому развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем.
Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения учащимися отдельных заданий и соответствия уровня овладения умением решать задачи, принятым нормам и образцам, на выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, а также на сформированность приемов взаимоконтроля и потребности в самоконтроле.
В своей статье я сделала попытку выявить и показать возможности формирования элементов самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач.
В работе по формированию действия контроля у младших школьников следует придерживаться принципа преемственности в обучении.
Младшие школьники с удовольствием играют в игры «Найди различия», «Мозайка», «Найди лишнее», «Сделай, как у меня», «Что изменилось» и т.п. Это помогает развитию устойчивости, концентрации внимания на сравниваемых предметах , развитию устойчивости, концентрации внимания сравниваемых предметах, развитию произвольности их деятельности и формированию самоконтроля.
Для использования формирования у младших школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи:
Задача 1. Портниха шила за 5 часов 50 пар рукавиц. Сколько рукавиц она шила за 3 часа?
После самостоятельного решения ученик получает карточку с записью полного решения задачи.
1). 50:5=10 (пар за 1 час)
2). 10*3=30 (пар рукавиц). Ответ: 30 пар рукавиц.
Проверяя себя, ученик сравнивает свою работу с образцом на карточке. В случае, если решение не совпадает с образцом, ученик возвращает к условию задачи, еще раз внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях. В этом случае нужна полная ориентировочная основа действий с конкретными указаниями, как последовательности действий, необходимых для решения. Здесь формируется личностные качества УУД, как любознательность, трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Учащиеся затрудняются в выборе арифметических действий, которыми решается задача. Вместе с условием задачи получают карточку с решением задач в виде схемы, например:
1 ) : =
2 ) * =
Можно, в схему могут быть введены некоторые числовые данные, например:
5 0: =10
: : =30
Схематический образец поможет ученику спланировать последовательность решения задачи, это способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий, которыми решается задача. Также, отмечаем познавательные УУД: 1.Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.2.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.3.Проводить сравнение и классификацию по заданной схеме.4.Научить обобщать и владеть общими приёмами решения задач.
Задача 2. Гелевая ручка стоит 20 рублей, шариковая ручка стоит – 15 рублей. Сколько стоит общая тетрадь, если за всю покупку заплатили 70 рублей?
На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи.
Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение для данной задачи, и выбрать те выражения, которые являются решением задачи:
20+15 20 – 15 70+15
70 – 20 (70 – 15) – 20 70 – (15+20)
70 – 15 70 +20 70 – 15 – 20
К проверенной части формирования общего способа решения задач, отмечаем регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе во внутреннем плане. Различать способ и результат действия, контролировать процесс и результат деятельности. Учащиеся стараются, как можно правильно анализировать свои решения.
Задача 3. Из гаража вышли 35 автомашин. К вечеру вернулись 8 автобусов и 10 автомобилей. Сколько автомашин еще не вернулись в гараж?
Учащимся предлагается решить задачу по плану. Запишите решение выражением.
1). Сколько автомашин вернулись в гараж?
2). Сколько автомашин еще не вернулись?
Здесь нужно вспомнить, как можно вычесть сумму из числа (можно вычесть первое слагаемое, затем – второе, или вычесть второе слагаемое, а затем первое), и запиши полученное выражение.
Нужно объяснить, каждое выполняемое действие (что находим первым действием, что - вторым).
Предложенные варианты заданий к задачам нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и образцам действий.
Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальных классов более ответственно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. Учащиеся в паре обмениваются тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу. Здесь наблюдаются коммуникативные УУД: 1.Выражать в речи свои мысли и действия.2.Строить понятное для партнёра высказывание, учитывающее, что партнёр видит и знает, а что нет.3.Задавать свои наводящие вопросы.
Все приведенные работы способствуют, на развитию интереса к действиям контроля и самоконтроля. Перспектива дальнейшей работы видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах обучения решению задач.
Ожидаемые результаты. Личностные результаты. Учащийся получит возможность для формирования: интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира; первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний; потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты. Регулятивные. Принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению; оценивать правильность выполнения действий по решению текстовой задачи и вносить необходимые исправления; контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные. Осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме.
Коммуникативные. Самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать; контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты. Группировать объекты по разным признакам; самостоятельно выбирать решение текстовых задач, анализировать и объяснять свой выбор.