Развитие информационной культуры на уроках русского языка
Развитие информационной культуры на уроках русского языка
Изучая содержания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования заставило меня «проинвентаризировать» все, чем я владею, определить собственный уровень готовности к реализации Стандарта. В частности, среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования особое место занимает «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет) сбора ,обработки, анализа, организации и передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета ,в том числе – умение вводить текст с помощью клавиатуры ,фиксировать (записывать)в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения ,звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио и видео и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности ,этики и этикета» (http\\standart edu.ru) Я, естественно ,осознаю возросшую роль компьютера в образовании младших школьников, использовании информационных и коммуникационных технологий – ведь именно компьютер обрабатывает различные виды информации: числовую, текстовую, изобразительную, звуковую. Но, если вернутся к началу цитаты ,там говорится об использовании различных способов поиска в справочных источниках.
Справочные источники – это литература, предоставляющая читателю возможность быстрого получения справки по интересующему его в данный момент вопросу. От смежных видов литературы она отличается тем, что предназначена не для сплошного чтения ,а для использования время от времени ,по мере возникновения потребности для получения ответа на возникший вопрос. С первого класса я знакомлю школьников с разными
видами справочной литературы и систематически на протяжении четырех лет обучения работаю с детскими энциклопедиями (« Я познаю мир», «Почемучка»), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными) со словарями синонимов, антонимов т.д. Акцент делаю на освоение рациональных способов поиска и нахождения нужной и
информации. Между тем, я понимаю ,что формирование информационной культуры для детей 6,5-11лет начинается не с этих источников. Термин «информационная культура»- это элемент общей культуры человека ,связанный с потреблением ,созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности. Источниками информации в начальных классов должны преобладать книги, но не компьютер. Без работы с книгами невозможно сформировать общую культуру человека. Считаю, что задачей любого учителя – профессионально передать детям умение пользоваться книгой, показать, как правильно следует это делать. Необходимо приучит и приохотить своих учеников к самостоятельному выбору и чтению книг, чтобы затем с помощью книги они могли всю жизнь заниматься самосовершенствованием, самовоспитанием в соответствии со спецификой своих особенностей и запросов. Такова позиция Н.Н. Светловской, автора многих изданий посвященных проблеме развития культуры младших школьников.
Комплект УМК «Начальная школа ХХI века» (научный руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова) базируется на теории деятельности А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Моя цель, как педагога работающего по этой программе 14 лет, не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом овладеть умениями учиться. Учебные предметы, учебники и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Среди принципиальных особенностей УМК авторы – разработчики выделяют следующие:
Сопровождается педагогической диагностикой .Основными целями педагогической диагностики ,в отличии от мониторинга и контрольной работы ,является во-первых, получение объективных данных о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не количественная (ученик справился ,ученик не справился с заданием). А качественная (почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка имеет свою причину) оценка усвоения учащимся изученного материала ,в том числе их умение применять освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях.
В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Комплект содержит интегрированные курсы : «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык» и «Математика»
По мнению авторов УМК, начальная школа должна быть природособразной ,то есть соответствовать потребностям детей этого возраста( в познании, общении, разнообразной, продуктивной деятельности и уровень социализации.
Интегрированные учебные дисциплины наряду с образовательными функциями обеспечивают реализацию функций «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста ,на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса ,которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Учебная задача имеет приоритет перед задачей практической ,традиционно используемой в начальной школе. В основе решения учебной задачи – обнаружение к, выбор из имеющихся или реализация способа решения. Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа разрешения, аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию.
Авторы используют возможности каждого предмета для развития учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать .сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов(объектов);работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Так, если обсуждать позицию школьника ,то это ответ на вопросы: «Зачем я учусь?», «Что я должен сделать ,чтобы решить учебную задачу?», «Каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю?», «Каковы мои успехи и что у меня не получается?» С позиции содержания и структуры средств обучения – это новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т. п.
В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Авторская позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях гетерогенного разноуровнего класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания .Для предупреждения и преодоления причин трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что и позволяет учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения. В учебно– методическом комплекте представлена система работы учителя начальных классов по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов.
Таким образом УМК «Начальная школа ХХI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность .Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка ,а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание,что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив ,с одной стороны ,снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить).а с другой стороны ,дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями(рубрики учебников «Для тех.кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир»и др.) В процессе обучения широко используются различные формы организации учебного процесса (в первую очередь ,групповая).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие информационной культуры на уроках русского языка »
Анализ возможности УМК Н.Ф.Виноградовой в развитии информационной культуры
Развитие информационной культуры на уроках русского языка
В данной статье рассматривается, что такое информационная культура, дается краткая характеристика УМК «Начальная школа ХХI века» (научный руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова), предлагается анализ развития информационной культуры обучающихся по учебнику русского языка С.В.Иванова за 2 класс
Сидорова О.А. МАОУ Первомайская СОШ №2
Изучая содержания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования заставило меня «проинвентаризировать» все, чем я владею, определить собственный уровень готовности к реализации Стандарта. В частности, среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования особое место занимает «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет) сбора ,обработки, анализа, организации и передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета ,в том числе – умение вводить текст с помощью клавиатуры ,фиксировать (записывать)в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения ,звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио и видео и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности ,этики и этикета» (http\\standart edu.ru) Я, естественно ,осознаю возросшую роль компьютера в образовании младших школьников, использовании информационных и коммуникационных технологий – ведь именно компьютер обрабатывает различные виды информации: числовую, текстовую, изобразительную, звуковую. Но, если вернутся к началу цитаты ,там говорится об использовании различных способов поиска в справочных источниках.
Справочные источники – это литература, предоставляющая читателю возможность быстрого получения справки по интересующему его в данный момент вопросу. От смежных видов литературы она отличается тем, что предназначена не для сплошного чтения ,а для использования время от времени ,по мере возникновения потребности для получения ответа на возникший вопрос. С первого класса я знакомлю школьников с разными
видами справочной литературы и систематически на протяжении четырех лет обучения работаю с детскими энциклопедиями (« Я познаю мир», «Почемучка»), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными) со словарями синонимов, антонимов т.д. Акцент делаю на освоение рациональных способов поиска и нахождения нужной и
информации. Между тем, я понимаю ,что формирование информационной культуры для детей 6,5-11лет начинается не с этих источников. Термин «информационная культура»- это элемент общей культуры человека ,связанный с потреблением ,созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности. Источниками информации в начальных классов должны преобладать книги, но не компьютер. Без работы с книгами невозможно сформировать общую культуру человека. Считаю, что задачей любого учителя – профессионально передать детям умение пользоваться книгой, показать, как правильно следует это делать. Необходимо приучит и приохотить своих учеников к самостоятельному выбору и чтению книг, чтобы затем с помощью книги они могли всю жизнь заниматься самосовершенствованием, самовоспитанием в соответствии со спецификой своих особенностей и запросов. Такова позиция Н.Н. Светловской, автора многих изданий посвященных проблеме развития культуры младших школьников.
Комплект УМК «Начальная школа ХХI века» (научный руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова) базируется на теории деятельности А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Моя цель, как педагога работающего по этой программе 14 лет, не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом овладеть умениями учиться. Учебные предметы, учебники и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Среди принципиальных особенностей УМК авторы – разработчики выделяют следующие:
Сопровождается педагогической диагностикой .Основными целями педагогической диагностики ,в отличии от мониторинга и контрольной работы ,является во-первых, получение объективных данных о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не количественная (ученик справился ,ученик не справился с заданием). А качественная (почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка имеет свою причину) оценка усвоения учащимся изученного материала ,в том числе их умение применять освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях.
В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Комплект содержит интегрированные курсы : «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык» и «Математика»
По мнению авторов УМК, начальная школа должна быть природособразной ,то есть соответствовать потребностям детей этого возраста( в познании, общении, разнообразной, продуктивной деятельности и уровень социализации.
Интегрированные учебные дисциплины наряду с образовательными функциями обеспечивают реализацию функций «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста ,на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса ,которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Учебная задача имеет приоритет перед задачей практической ,традиционно используемой в начальной школе. В основе решения учебной задачи – обнаружение к, выбор из имеющихся или реализация способа решения. Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа разрешения, аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию.
Авторы используют возможности каждого предмета для развития учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать .сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов(объектов);работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Так, если обсуждать позицию школьника ,то это ответ на вопросы: «Зачем я учусь?», «Что я должен сделать ,чтобы решить учебную задачу?», «Каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю?», «Каковы мои успехи и что у меня не получается?» С позиции содержания и структуры средств обучения – это новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т. п.
В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Авторская позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях гетерогенного разноуровнего класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания .Для предупреждения и преодоления причин трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что и позволяет учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения. В учебно– методическом комплекте представлена система работы учителя начальных классов по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов.
Таким образом УМК «Начальная школа ХХI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность .Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка ,а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание,что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив ,с одной стороны ,снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить).а с другой стороны ,дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями(рубрики учебников «Для тех.кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир»и др.) В процессе обучения широко используются различные формы организации учебного процесса (в первую очередь ,групповая).