Элективный курс "Экономические и текстовые задачи"
Элективный курс "Экономические и текстовые задачи"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том, что решаемость заданий, содержащих текстовую задачу, составляет в среднем около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
Данный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля своей будущей профессии и качественно подготовиться к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в вузы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Полный минимум знаний, необходимых для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения в школе, поэтому представленный курс «экономические и текстовые задачи» рекомендуется вводить с 11-го класса для качественной подготовке к ЕГЭ. Выпускнику необходимо в памяти освежить основные моменты решения текстовых задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Экономические и текстовые задачи"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: математика
Элективный курс 10 класс
«Сложные уравнения и неравенства.»
количество часов по плану внеурочной деятельности
за 1 год –35часов
Составитель программы
Солдаткина Н.И.
учитель математики,
высшая категория
Нефтеюганск
2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов. Элективный курс «Сложные уравнения и неравенства» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры, один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами для обеспечения теоретических знаний.
Цели:
Целью является изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и математической культуры у школьников. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного курса ориентирована на получение определенного опыта решения задач с параметрами.
Задачи:
Данный курс способствует решению следующих задач:
овладению системой знаний уравнения с параметром как о семействе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей;
формированию логического мышления учащихся;
вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу.
За основу взято учебное пособие «Уравнения и неравенства с параметрами» авт.-сост. А.Х Шахмейстер – 4-е изд. – М.: Издательство МЦНМО: СПб.: «Петрогриф», 2014.-304с.
Уровень обучения – профильный. На изучение данного учебного курса отводится 1час в неделю, всего 35 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств с параметрами, знать некоторые методы решения заданий с параметрами (по определению, по свойствам функций, графические и т.д.).
Содержание курса
Введение. Понятие сложных уравнений. Первое знакомство с уравнениями с параметром (1 час)
Понятие уравнения с параметром как семейства уравнений. Равносильность уравнений. Примеры задач, приводящих к уравнению с параметром. Решение некоторых уравнений с параметром.
Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром (11 часов)
Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней в зависимости от коэффициентов aиb. Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Линейные неравенства с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные, несовместимые). Понятие систем с параметрами. Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами. Параметр и количество решений системы линейных уравнений.
Основная цель – ввести классификацию систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные), дать понятие системы с параметрами и алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами.
Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Расположение корней квадратного трехчлена (14 часов)
Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней уравнения от коэффициента a и дискриминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных неравенств второго типа.
Основная цель – раскрыть теоретические сведения о нахождении корней квадратного трехчлена в зависимости от значений параметра, дать представление, как может проходить график параболы в том или ином случае.
Тема 3. Неравенства с параметрами с начальными условиями (5 часов)
Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относительно параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром.
Основная цель – рассмотреть различные приемы и методы решения уравнений с параметрами.
Тема 4. Решение более сложных уравнений и неравенств (3 часа)
Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.
Основная цель – подводятся итоги, проверяются самостоятельные и индивидуальные задания.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
Учебно-методические пособия для организации обучения и контроля
Учебное пособие «Уравнения и неравенства с параметрами» авт.-сост. А.Х Шахмейстер – 4-е изд. – М.: Издательство МЦНМО: СПб.: «Петрогриф», 2014.-304с. (серия «Математика: элективный курс»)
№ занятия
Название раздела, темы занятия
Количество
часов
Введение (1час)
1
Понятие сложных уравнений. Первое знакомство с уравнениями с параметром
1
Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром (11часов)
2
Линейные уравнения с параметрами
1
3
Линейные уравнения с параметрами
1
4
Линейные уравнения с параметрами
1
5
Линейные уравнения с параметрами
1
6
Исследование и решение линейных неравенств вида
1
7
Исследование и решение неравенств вида
1
8
Исследование и решение неравенств вида
1
9
Исследование и решение неравенств вида
1
10
Исследование и решение систем линейных уравнений
1
11
Исследование и решение систем линейных уравнений
1
12
Исследование и решение систем линейных уравнений
1
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Расположение корней квадратного трехчлена (14 часов)
13
Квадратное уравнение с параметром
1
14
Квадратное уравнение с параметром
1
15
Квадратное уравнение с параметром
1
16
Квадратное уравнение с параметром
1
17
Квадратное уравнение с параметром
1
18
Применение теорем Виета для выяснения знаков корней у = ах2 + bх + с
1
19
Применение теорем Виета для выяснения знаков корней у = ах2 + bх + с
1
20
Применение теорем Виета для выяснения знаков корней у = ах2 + bх + с
1
21
Расположение корней квадратного трехчлена у = ах2 + bх + с
1
22
Расположение корней квадратного трехчлена у = ах2 + bх + с
1
23
Исследование и решение неравенств второй степени с параметром
1
24
Исследование и решение неравенств второй степени с параметром
1
25
Исследование и решение неравенств второй степени с параметром
1
26
Исследование и решение неравенств второй степени с параметром
1
Неравенства с параметрами с начальными условиями (5 часов)
27
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
28
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
29
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
30
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
31
Использование симметрии аналитических выражений
1
Решение сложных уравнений и неравенств
(4 часа)
32
Решение более сложных уравнений и неравенств с параметрами
1
33
Решение более сложных уравнений и неравенств с параметрами
1
34
Решение более сложных уравнений и неравенств с параметрами
1
35
Решение более сложных уравнений и неравенств с параметрами