Математические задачи с экологическим содержанием способствуют получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах. Математика развивает умения давать количественную оценку состояния объектов и явлений окружающей среды, влияние деятельности человека на природу в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках математики»
Кошелева Елена Анатольевна,
преподаватель,
ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»,
г. Волжский, Волгоградская область
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Когда мы обращаем пристальное внимание на экологию, мы пытаемся, прежде всего, сохранить себя. Чтобы сохранить природную среду надо, прежде всего, изменить сознание людей. Иначе все наши желания останутся лишь благими пожеланиями. Формирование экологического сознания становится одной из важнейших задач современного образования. Это, прежде всего, чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своем населенном пункте.
Если в ближайшее время люди не станут бережно относиться к природе, они погубят себя. И чтобы ничего подобного не произошло, надо начинать воспитывать экологическую культуру еще с дошкольного и в течение школьного возраста. Ведь именно в это время приобретаются знания, которые в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Именно поэтому меня заинтересовал процесс экологического воспитания студентов на уроках математики.
Математические задачи с экологическим содержанием способствуют получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах. Математика развивает умения давать количественную оценку состояния объектов и явлений окружающей среды, влияние деятельности человека на природу в целом. Экологическое воспитание в математике может быть реализовано при:
- решении задач на экологические темы,
- составлении экологических задач учащимися самостоятельно на основе справочного материала о состоянии окружающей среды,
- проведении измерительных практических работ,
- проведении уроков с экологической направленностью,
- проведении интегрированных уроков,
- проведении внеклассных занятий по математике.
Математические задачи могут быть направлены на сохранение природных богатств, здоровья человека. С помощью задач можно развивать экологическую культуру, любовь к природе. После решения таких задач необходимо проводить небольшое обсуждение, в ходе которого у обучающихся формируется экологическое сознание.
Например, все знают, что бумагу делают из древесины. Для изготовления учебных пособий, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Составляем и решаем задачи: сколько весит израсходованная тобой бумага, сколько древесины требуется для ее изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? Еще предстоит узнать, сколько лет растет дерево. В итоге остается узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?
Задача 1:
На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Задача 2:
Сотни тысяч птиц гнездятся на территории нашего района. Посчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Задача 3:
С 1600 г. На Земле вымерло 94 вида птиц, из них гибель 86% связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?
Задача 4:
В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за сутки он съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?
Задача 5:
Посчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс. км «выдыхает» 250 кг углекислого газа, 93 кг углеводорода, 27 кг окислов азота. Посчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашем районе, учитывая, что в районе 3000 личных автомобилей.
Задача 6:
36 млн. тонн вредных веществ выбрасывается за год автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже адсорбируется бензапирен (канцероген). За 1 час работы двигателя «КАМАЗ» на холостом ходу выбрасывается в воздух 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводородов. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холстом ходу работают 100 двигателей стоящих там машин?
Задача 7:
Использование недр связано с ежегодным извлечением около 150 млрд.т горных пород. Но лишь их незначительная часть реализуется в виде продукции производства, а остальное превращается в отходы. Какова высота горы отходов, если считать, что гора имеет форму конуса, высота которого равна радиусу основания. При добыче 1 т руды получается 1,05 м³ отходов?
Задача 8:
Улов рыбы в Азовском море с 50-х годов сократился с 1,5 млн. центнеров до 0,08. Стоимость 1 кг рыбы 40 рублей. Вычислите, сколько рублей составляют экономические потери.
Также можно использовать другие виды задач по темам: «Проценты», «Десятичные дроби и действия над ними», «Обыкновенные дроби», «Решение уравнений», «Решение текстовых задач», «Построение диаграмм», «Натуральные числа» и другие. Задачи по теме «Влияние радиоактивного излучения на живые организмы».
Большую роль в развитии логического мышления играет способность учащихся самостоятельно составлять задачи. Поэтому можно предлагать студентам самим составить задачи по данным и решить их.
Задача 9:
Составь задачи на основании приведенных данных и предложи их решение. Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем, автолюбитель проезжает в год 10 тысяч км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 кг кислорода и, выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота, 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще 3,5 кг ядовитого свинца. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно.
И таких задач можно составить еще очень много. Но самое главное, что к составлению задач, используемому материалу нужно привлекать самих учащихся. Ведь не только решение задач на экологическую тему развивает у студентов интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека, но и дополнительный материал к ним. Все узнанное и понятое детьми формирует внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому.
Список литературы
1. Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием//Химия в школе №3, 2000. С.59-61.
2. Гаджиева С.Р., Шамилов Н.Т., Алиева Т.И., Пашаева А.А., Велиева З.Т. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения [Текст]//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г.Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – С.6-7.
3. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Задачи и вопросы по экологии. Пособие для учителей 5-8 классов. Новосибирск: Книжица, 1996-103 с.