Просмотр содержимого документа
«Экологическое обучение и воспитание на уроках математики для детей с нарушениями слуха»
Данилова Н.П.
учитель математики и физики
ОКОУ «Курская школа-интернат»
Семенова Н.П.
учитель математики и физики
ОКОУ «Курская школа-интернат»
Экологическое образование и воспитание на уроках математики для детей с нарушениями слуха
Ухудшение состояния окружающей среды, деградация природных систем жизнеобеспечения, медленные ответные шаги общества привели к реальной опасности экологического бедствия. 2017 год указом президента объявлен ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. Поэтому задача экологического образования и воспитания стала актуальной при обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. В той или иной степени эту задачу решают все МО учителей школьного коллектива. Вопросы экологии логично вписываются в уроки географии, биологии, химии. Как решать экологические задачи на уроках математики? Поставленная во главу угла работа по экологическому обучению и воспитанию позволила в рамках предметной недели «О чем поведает великая книга природы», проводимой в школе-интернате, провести уроки математики реализующие экологическую составляющую в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Расскажем более подробно как на каждом этапе урока удалось реализовать экологическую задачу. Темы уроков: «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы линейных уравнений с одной переменной», «Площадь фигур в ландшафтном проектировании».
В структуре урока для детей с нарушениями слуха выделена речевая зарядка, целью которой является коррекция и закрепление произносительных навыков обучающихся и предупреждения их распада. В фрагменте урока использовалось обозначение (Э) – работа за экраном - работа по развитию слухового восприятия.
- Здравствуйте ребята.
(Э): Какой сейчас урок? (Максим)
(Э): Каким годом объявлен 2017 год? (Настя)
- Поэтому наш урок пройдет под девизом, который мы сейчас прочитаем вместе: «Мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди».
Послушайте внимательно, как я прочитаю. После чего поставьте логическое ударение и паузы:
(Э): «Мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». (Андрей)
- Поставь логические ударения и паузы на доске (если обучающийся допускает ошибки, учитель повторяет фрагмент предложения за экраном)
(Э): Прочтите вместе, с учетом логических ударений и пауз.
Проводимая речевая зарядка реализует особую воспитательную задачу: обучающиеся осмысливают глобальность проблемы выживания и обеспечения существования человека в будущем. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
На этапе актуализации знаний урока «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы линейных уравнений с одной переменной» обучающимся было предложено выполнить математический диктант. Для заданий математического диктанта был использован материал официального сайта Алехинского заповедника.
(Математический диктант).
Я буду читать высказывания. Вы будете записывать высказывания в виде числовых промежутков.
1. В Алехинском заповеднике можно посетить (Э) от 1 до 6 участков. [1;6]
2. Каждый участок заповедника тянется неширокой лентой (Э) меньше 2 км, но больше 1 км. (1;2)
3. Заповедник стал обладателем международного сертификата Юнеско в (Э) 1979 году [1979;+∞)
Возьмите в руки карандаши, сейчас вы сами проверите свою работу.
(слайд)
(Э)
Прочитай первый числовой промежуток, Денис.
Прочитай второй числовой промежуток, Дима.
Прочитай третий промежуток, Настя.
(если делают ошибки: Яна, ты согласна? Как правильно прочитать этот промежуток? Прочитай верно)
Оцените свою работу: если нет ошибок – пять, если одна ошибка – четыре.
При выполнении математического диктанта идет не только проверка знаний числовых промежутков обучающимися, умения прочтения числовых промежутков, но и знакомство с гордостью Курского края – заповедником им. проф. А.А. Алехина, его значимостью в деле сохранения природных ресурсов Курского края и экологической стабильности региона.
В школе-интернате реализуется ежегодный экологический проект по озеленению территории при активной помощи воспитателей и классных руководителей. Обучающиеся получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира, что способствует правильному формированию социальной адаптации. На уроке «Площадь фигур в ландшафтном проектировании» обучающимся были предложены задачи, облегчающие выполнение будущих проектов на этапе «Работа по теме урока».
Повторим формулы площадей фигур и выполним первое задание, которое называется: « Математический тренажер»
Задание 1: Тренажер (для устного счета)
Как найти площади следующих фигур?
- Посчитайте, ответы запишите в тетради.
Квадрат
S=а2
Прямоугольник
S=а*b
Параллелограмм
S=a*h
Треугольник
S=1/2a*h
а=5
а=5 b=4
a=8 h=2
a=4 h=2
а=7
а=8 b=3
a=9 h=1
a=5 h=6
Задание 2: «Ландшафтное проектирование»
А) Рассчитайте количество удобрения необходимого для клумбы, которая имеет форму квадрата со стороной 6 м, если на 1м 2 требуется 100г удобрения?
Прочитайте задачу.
Прочитаем вместе.
О какой фигуре идет речь?
Что известно в задаче?
Что нужно найти?
Мы можем сразу решить задачу?
Давайте составим план решения. (Иван решает у доски)
Задание 3: «Ландшафтное проектирование»
Рассчитайте количество цветочной рассады, если на 1 м2 рекомендуют высаживать 50 шт. бархатцев (формы клумб предложены на рис.)
Разбор задачи аналогично заданию 2. Взаимопроверка.
Для того, чтобы сложилась мотивация обучающихся к овладению экологическими знаниями результативно использовать межпредметные связи. Разнообразие межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. На уроке «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы линейных уравнений с одной переменной» удалось организовать связь учебного материала с литературой, биологией, историей.
На этапе речевой зарядки.
Послушайте внимательно, я прочитаю красивое стихотворение Василия Васильевича Алехина, вы внимательно прослушаете его, а потом каждый из вас прочитает по предложению соблюдая правила орфоэпии, ударения и паузы.
(Учитель дает образец прочтения, стихотворение написано на отворотной стороне доски, расставлены паузы, ударения в сложных словах)
Вот степь! Ты много раз воспета,
Былою славою одета.
Ковыль, куда не взглянешь вдаль,
По ветру стелется как встарь…
Кругом кудрявые дубравы…
Ну что ж вам лучше нужно, право!
И в этот заповедник мой
Я приглашаю всех с собой…
На этапе закрепление знаний и способов действий.
Ребята, сейчас мы будем решать системы уравнений и продолжим знакомство с Алехинским заповедником. На доске - различные числовые промежутки. Нужно решить систему неравенств, выбрать числовой промежуток – ответ и узнать интересный факт о заповеднике.
(у доски – Дима, все решают в тетради)
№880(г)
Посмотрите, у вас такой же ответ?
Настя, прочитай числовой промежуток.
Денис, прочитай числовой промежуток.
Яна, задай Диме вопрос по решению.
Дима, прочитай, что написано на обратной стороне листа. (Половецкая баба)
(слайд)
Изваяние находится в Стрелецкой степи и относится к 11 веку. Половцы ставили каменных истуканов на высоких участках степи. Им поклонялись. А так же они указывали направление, не позволяя сбиться с пути. Каменная баба – подарок от украинского заповедника.
Переходим к решению следующего номера №882(б) (у доски – Яна)
Посмотрите, у вас такой же ответ?
Настя, прочитай числовой промежуток.
Денис, прочитай числовой промежуток.
Яна, прочитай, что написано на обратной стороне листа.
(слайд 5)
Венерин башмачок – древнейшее растение семейства орхидных. Можно сказать, что это местная орхидея. Впервые в ЦЧЗ венерин башмачок настоящий найден в 1993 г. на участке Букреевы Бармы. В 2011 году насчитывалось только 107 растений.
Сейчас прослушайте меня и верно повторите:
(Э)
Плюс бесконечность
Открытый числовой луч
Полуинтервал
Центрально-Черноземный заповедник
Половецкая баба
Венерин башмачок
Система неравенств
Представленный в работе материал показывает, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять экологические знания обучающихся. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений в природе и жизни человека.