Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников на уроках математики»
Экологическое воспитание школьников на уроках математики
Подготовила:
учитель математики
Т.В. Белоус
Введение
«Через красивое – к человечному –
Такова закономерность воспитания»
В.АСухомлинский.
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды…
Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась: каждую минуту на планете исчезает 23 га леса и 9 биологических видов.
Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается, прежде всего, сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу. Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями. В связи с этим я считаю, что одной из важных задач в школе является формирование экологического сознания.
Экологическое воспитание на уроках математики
Цель работы: построение системы математических задач
Объект работы: учебная деятельность учащихся
Предмет работы: процесс обучения математики с включением в него задач с экологическим содержанием
Цель исследования: составить задачи с экологическим уклоном в 5-6 классах
Математика создает
условия для развития
умения давать количест-
венную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды…
При решении экозадач у школьников вырабатывается:
Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии и решать текстовые задачи на уроках;
Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.
развиваются умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Использование задач с экологическим содержанием на уроках и во внеклассной работе по математике создаёт условия для:
разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах;
формирования некоторых представлений об экологии страны;
воспитания бережного отношения к национальному богатству страны;
ознакомления с применением некоторых математических методов в экологии.
Формы работы по созданию экозадач
Домашние задания (творческие работы)
Групповая работа по решению экозадач в классе
Мини-проекты по созданию экозадач
Индивидуальная работа- исследовательская работа
Формы работы по созданию экозадач
Домашние задания (творческие работы)
Групповая работа по решению экозадач в классе
Мини-проекты по созданию экозадач
Индивидуальная работа- исследовательская работа
К экологическим задачам относятся:
экономия воды, энергии, бумаги,
проблемы отходов, шума,
защита окружающей среды,
гигиена и здоровый образ жизни .
Способы конструирования экозадач
По статистическим данным.
Пример задачи:
Животный и растительный мир Тывы насчитывает 180 видов птиц, рыб – на 100 видов меньше, чем птиц, а животных – на 20 видов больше, чем рыб. Какова общая численность видов животных в Тыве?
Способы конструирования экозадач
На основе жизненных ситуаций
Пример задачи:
Отряд мэра г.Кызыла ежедневно с одной детской площадки собирает 4 мешка мусора. Сколько мусора могли бы собрать из 2 детских площадок? Из 3? Из 4?
Способы конструирования экозадач
На основе жизненных ситуаций
Пример задачи:
Отряд мэра г.Кызыла ежедневно с одной детской площадки собирает 4 мешка мусора. Сколько мусора могли бы собрать из 2 детских площадок? Из 3? Из 4?
Способы конструирования экозадач
С недостающими и лишними данными
Пример задачи:
Клен – 47. Малина – 35.
Вяз – 48. Тополь – 46.
Что лишнее? Из коры какого дерева можно вырезать различные фигуры? Чтобы ответить на вопрос, реши выражение:
Уметь применять в жизни числа, рассуждать над проблемами экологии, решать текстовые задачи ;
Экологическое воспитание школьников прививает любовь и уважение к окружающей среде;
Прикладная направленность уроков с актуализацией экологического компонента повышает познавательный интерес учащихся;
Количественные показатели в решенных задачах стимулируют учащихся к рациональному природопользованию.
Экологический компонент в математике может быть реализован при:
решении задач с экологической тематикой,
составлении задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды,
построении и чтении графиков о динамике развития экосистем разных уровней,
проведении измерительных практических работ,
проведении уроков с экологической направленностью,
проведении интегрированных уроков,
проведении внеклассных занятий по математике.
Цель работы:
Создать сборник задач по математике для школьников,
с использованием материалов обэкологических проблемах, существующих в мире. Тем самым привлечь их внимание к бережному отношению к окружающей среде.
Использование задач с экологическим содержанием и наглядным сопровождением позволит развить навыки осознанного отношения к проблемам окружающей среды.
В сборник входят задачи следующего содержания:
Задачи о загрязнении атмосферы.
Задачиоб исчезновении лесов.
Задачи о загрязнении водных ресурсов.
Задачи о бытовых отходах.
Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).
Экологические задачи развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, воспитывают уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания и заботу о семейном бюджете и сохранению природных ресурсов. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время составления и решения задач, ориентированы на развитие у учащихся экологической культуры и экологического сознания.
Таким образом, составленные задачи позволяют привлечь интерес к экологическим проблемам окружающей среды и повысить математическую грамотность школьников .
мы все сообща (несмотря на предмет, который преподаём) должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много… Главное — результат!
«В задачах, которые ставит перед нами жизнь экзаменатором является сама природа.»У. Сойер