kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические задачи на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика является одним из предметов, который в настоящее время недостаточно связан с экологией в школьной практике, а между тем эти науки тесно переплетаются.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологические задачи на уроках математики»

Региональная научно-исследовательская конференция учащихся «Кузбасская школьная академия наук»











Секция Естественнонаучное направление






ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Работу выполнила:

Мухсинова Мадина,

ученица 6А класса

МБОУ «Ильинская ООШ»

с. Ильинка



Руководитель:

Токарева Татьяна Васильевна,

учитель математики

МБОУ «Ильинская ООШ»











2024


Оглавление:

1. Введение ……..…………………………………………………… 2

2. Связь между понятиями математика и экология ………………… 3

3. Сбор и составление математических задач с экологическим содержанием, распределение задач по группам ……………………. 3

4. Заключение ………………………………………………………. 7

5. Литература …….…………………………………………………… 7

6. Приложение ………………………………….......................... 8

































Экологические задачи на уроках математики


  1. Введение


Математика является одним из предметов, который в настоящее время недостаточно связан с экологией в школьной практике, а между тем эти науки тесно переплетаются.

Как и все другие науки, математика возникла из практической потребности людей. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных источника научных открытий: практика и потребность систематизации найденных фактов, их анализ, выяснения их взаимосвязи. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Подборка интегрированных задач по математике может быть использована учителями математики, биологии, географии, экологии и др.

Решение задач способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде и готовности к активным действиям по ее охране. Задачи могут быть предложены на уроках в 5-6 классах, для учащихся с разным уровнем подготовленности и могут быть использованны в работе факультативов, экологических кружков. Также такие задачи будут полезны для старших поколений, они дадут пищу для размышлений о сохранении окружающей среды.

Актуальность работы состоит в том, что с каждым годом тема экологических проблем становится все более значимой. Предложенные мной задачи будут интересными и полезными для учителей математики в качестве дополнительного материала при проведении уроков и мероприятий, они помогут задуматься ученикам о нашем отношении к окружающей среде.

Цель работы: 1. Расширение знаний об окружающей нас природе, путём решения задач, содержащих экологические данные, изучение связи математики и экологии, подбор и составление экологических задач для учеников 5 – 6 классов.

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Определить особенности связи математики и экологии.

  2. Составить сборник математических задач с экологическим содержанием для 5 – 6 классов.

Данная работа выполнялась с октября 2023 по февраль 2024 года.

Научный аппарат исследования:

  1. теоретический: изучение литературы по теме, анализ, сопоставление, обобщение;

  2. практический: поиск информации в сетях интернет, беседы, составление и решение задач, создание презентации.

Работа над проектом включала этапы:

  1. Подготовительный: подбор и изучение литературы по теме.

  2. Основной:

  • Сбор информации.

  • Подбор и составление математических задач с экологическим содержанием.

  • Распределение задач по группам (лес, вода, загрязнение окружающей среды, влияние отраслей промышленности на окружающую среду, производство отходов, энергосбережение).

  • Составление сборника математических задач с экологическим содержанием.

  1. Заключительный: оформление результатов проекта, формулирование вывода, оформление документации по проекту, оформление сборника математических задач с экологическим содержанием.


2. Связь между понятиями математика и экология

Для начала давайте разберемся, что такое математика и экология.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой.

Математика – совокупность наук, изучающих величины, количественные отношения, а также пространственные формы. Казалось бы, эти понятия не как не связаны, но без их взаимодействия природа вокруг нас быстро бы погибла. Математика используется в различных экологических отраслях. Это и сбережение воды, сохранение лесов, сбережение полезных ископаемых, очищение воздуха, экономия электроэнергии и многое другое.


3. Сбор и составление математических задач с экологическим содержанием, распределение задач по группам

В процессе работы было выделено несколько групп математических задач с экологическим содержанием:

  • Лес

  • Вода

  • Загрязнение окружающей среды

  • Влияние отраслей промышленности на окружающую среду

  • Производство бытовых отходов

Каждая из этих тем имеет особенности содержания. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Лес – это убежище многих видов животных и растений, источник

колоссальных материальных ценностей. В тему «Лес» были включены задачи, в которых затрагиваются проблемы вырубки деревьев, уничтожение лесов пожарами, гибель лесов из-за загрязнения почвы, воды, атмосферы. Лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты.
Очевидный факт: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 7-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше? Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть. Большой ущерб лесам наносят пожары, участившиеся в последнее время : ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км2 леса.

Задача 1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
(Запомни! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12∙ 9=108 (деревьев)
Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.

Задача 2. Говорят, леса – лёгкие городов. 1 га леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек. В национальном парке «Нижняя Кама» 26000га леса. Сколько человек за каждый час может выдыхать углекислого газа?

Решение. 26000∙200=5200000 (человек)

Роль лесов в жизни нашей планеты:

  • Леса содействуют задержанию и очистке воды, производству кислорода;

  • формируют и защищают почвы;

  • снижают угрозу глобального потепления климата;

  • создают условия для обитания диких животных.

Так, 1 гектар средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6-6,5 тонн углекислого газа и выделяет при этом 3,5-5 тонн кислорода.

Лес выделяет фитонциды, которые убивают многие болезнетворные микробы. Благодаря действию фитонцидов 1 метр кубический воздуха в лесу содержит 200-300 бактерий, а в крупных городах — в 200-500 раз больше.

  1. Вода. Жить без воды человек не может. Вода как ресурс, как источник кислорода требует срочных мер защиты и умеренного расходования. Задачи по теме «Вода» помогают задуматься над умением экономить воду, не осушать болота, не загрязнять реки.

  2. Загрязнение окружающей среды.

Проблема экологии городов – это в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу.

Разложение различных предметов в природе:

Задача 3 (устно). В нашей школе завтракают дети из 19 классов. Если в каждом классе найдётся 3 невоспитанных ребёнка, которые бросят бумажки от печенья на пол, то

а) сколько бумажек будет валяться по школе?

Решение. 19∙3=57

б) Мы хотим, чтобы наша школа походила на свалку мусора?

Вывод: В начале работы я хотела выяснить, может ли математика помочь в решении экологических проблем. Да может. На основе математических вычислений, люди делают выводы о том какую пользу или вред мы наносим природе.

Заключение

В данной работе мной был изучен материал по теме «математика и экология», была установлена связь между математикой и экологией, показано их тесное взаимодействие, собраны и составлены математические задачи с экологическим содержанием для 5-6 классов. В дальнейшем я планирую продолжить работу над данной темой и составить сборник задач. Цели и задачи, поставленные перед написанием работы, достигнуты полностью.

Заключение

Решая задачи экологического содержания, объединяются эмоциональное восприятие с рациональным. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Экологические задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения, служат для нас, учащихся, и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел, и «трибуной» для выступлений.

Экологические задачи воспитывают уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время решения и придумывания задач, ориентированы на развитие у учащихся экологической культуры и экологического сознания.

Литература

1. Экологический букварь. Научно-позновательное издание для школьников средних и старших классов/А.В. Грешневиков.- М., 1995

2. Решетова Л.М, Чепкасова Н. Ю. статья «Фрагмент сборника задач экологического содержания по математике для учащихся 5–9-х классов "Экология в цифрах"»

3. Е. Бурмистрова «Использование экологических задач на уроках математики».

4.     Н. Пфлаумер «Экологические проблемы Казахстана».

5. Сайт Википедия

4. Задачник экология и математика, Орлова Г.Р.

www.slideshare.net/gayana71/ss-16245841

5. Экологические задачи учителя математики Григорьевой В.Н.

tube-victoria.narod.ru/






Приложение


Задачи по теме «Лес»

Задача 1.

Растения Земли ежегодно очищают атмосферу, образуя около 400 млрд. т кислорода, обеспечивая всему живому возможность дышать. Гектар леса в течение года 1 млн. м? воздуха. Вычислите площадь лесных насаждений Земли.

Задача 2.

20 кг макулатуры сохраняют одно крупное дерево, а 1 т макулатуры сберегает 0,5 га леса среднего возраста. Определите количество леса, который можно сохранить, собрав 20 тонн макулатуры; 50 тонн макулатуры; 100тонн макулатуры.


Задача 3.

14% территории России, т.е. 17 млрд. га занято лесным массивом. Определите размеры территории России (в га), не занятых под лесными насаждениями.


Задача 4.

1 га придорожного елового леса задерживает 30 тонн пыли в год. Сколько тонн пыли задерживает 1 га придорожного елового леса за 1 месяц, за 1неделю, за 1 день?


Задача 5.

Площадь города 10,8 тыс. га. Парки, бульвары, скверы занимают 1/6 часть этой площади. Сколько м2 зеленых насаждений приходится на человека, если считать, что в городе 800 000 жителей?


Задача 6.

Лесные пожары: Низовой (горят сухие ветки, валежник, нижние сучья, кустарники, травы) скорость распространения 5-7 м/с. Верховой (горят кроны деревьев) скорость распространения 10-30 м/с. Определите, на какое расстояние может распространиться низовой пожар за одну безветренную июньскую ночь?


Задача 7.

Одно взрослое дерево липы “дает” 70 кг меда, 1 га липняка – 1 тонну меда, а 1 га гречихи – 70 кг меда. Где выгоднее собирать мед и почему?


Задача 8.

Ребята собрали для лесничества 50 кг семян дуба, осины, липы и березы. Желуди составляют 33% всего сбора, семена березы 25%, липы 15% всего сбора, а остальные – семена осины. Сколько семян осины было собрано?


Задача 9.

В нашей стране 21,6 га территории занято под заповедники и заповедно–охотничьи хозяйства, что составляет 0,9 всей территории. Вычислите площадь нашей страны. Оцените достаточность площади заповедных зон.


Задача 10.

В Сибири ежегодно вырубают 600 тыс. га леса, столько же гибнет от пожаров. Искусственно восстанавливают 200 тыс. га в год. (Чтобы компенсировать вырубку, необходимо ежегодно сажать 1,5 млн га леса). Какой процент лесов восстанавливают от того, что необходимо?


Задача 11.

Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса (у нас в классе 34 человека)?


Задача 12.

В литре воды «безлесного» ручья (бегущего с водохранилище с выгона) содержиться 920 кишечных паочек, а в 1 литре воды «соснового» ручья (бегущего через сосновый бор) таких вредителей в 30 раз меньше. Сколько вредителей в 1 литре «соснового» ручья? (ответ округлите до едениц)?


Задача 13.

Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?


Задачи по теме «Вода»

Задача 1.

Известно, что до 70-х годов численность сайгаков составляла до 700 тысяч особей. Распашка земель в Калмыкии и строительство оросительных систем сократило поголовье скота до 200 тысяч. Во сколько раз сократилось поголовье?


Задача 2.

Во сколько раз сократилась площадь нерестилищ нерестовых рыб в связи со строительством гидроэлектростанции на Волге, если известно, что они составляли 3600 га, а сейчас осталось 430 га?


Задача 3.

Главный потребитель воды – сельское хозяйство. Оно потребляет 70% всей используемой человеком воды. Чтобы вырастить 1 т пшеницы, требуется 1500 т воды, а 1 т риса – 7000 т воды. Вычислите необходимое количество воды для выращивания пшеницы на поле, площадь которого 25 га, если урожайность пшеницы – 22 ц.


Задача 4.

В мире в наши дни одна из самых острых проблем – нехватка чистой воды. Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Айсберг представляет собой своеобразное хранилище пресной воды.

Вычислите потребность воды на 1 человека в сутки, если ледяная гора толщиной 150м, длиной 2км и шириной полкилометра содержит в себе столько пресной воды очень хорошего качества, которой бы хватило гигантскому городу Москве с населением 10млн. человек на целый месяц, если плотность воды р =1000 кг/м?

Задача 5.

Байкал - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитают 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определите количество эндемиков.


Задача 6.

В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы в сутки, в год?


Задача 7.

Из тысячи частей воды, поглощенной деревом, лишь около двух частей усваивается им в процессе питания. Береза поглощает в день 75 л воды, липа - 200. Сколько гр. воды в день идет на питание березы, липы? Какие экологические выводы можно сделать по этим данным?


Задачи по теме «Загрязнение окружающей среды»


Задача 1.

Проблема экологии городов – это, в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бутылку. Постройте соответствующую столбчатую диаграмму.


Задача 2.

Двадцать килограмм макулатуры сохраняют одно крупное дерево, одна тонна – 0,5 га леса среднего возраста. Процент переработки макулатуры:

Япония – 50 %, Швеция – 40 %, Латинская Америка – 32 %, США – 29 % ,

Россия – 19 %, Африка – 17 % .

Постройте столбчатую диаграмму для сравнения переработки макулатуры разными странами.


Задача 3.

Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автолюбитель проезжает в год 10 тысяч км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и, выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота, 200 кг углеводородов, если бензин этилированный, то ещё 3,5 кг ядовитого свинца, кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно.

Вычислите, какое количество загрязняющих веществ выбросят в атмосферу автомобили жителей нашего села за год, если их в селе 156 штук?


Задача 4.

Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс. км “выдыхает” 250 кг углекислого газа, 93 кг углеводорода, 27 кг окислов азота.

Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в районе в котором 3000 автомобилей.


Задача 5.

Выясните, какое количество речной воды мы теряем ежегодно, если известно, что в год мы сбрасываем в водоёмы около 28 км? неочищенных сточных вод, а 1 км? этих вод делает непригодной к употреблению 60 км? вод?


Задача 6.

36 млн. тонн вредных веществ выбрасывается за год автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже адсорбируется бензопирен (канцероген). За 1 час работы двигателя “Камаз” на холостом ходу выбрасывается в воздух 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводородов. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холостом ходу работают 100 двигателей стоящих там автомашин?


Задача 7.

В мире 600 млн. автомобилей. В США автомобиль есть у каждого второго жителя, а в Африке на 100 человек приходится 9 автомобилей, в Индии – 2, в Китае – 2, в России – 79.

Легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автолюбитель в год проезжает 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина. Выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще 3,5 кг ядовитого свинца. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5 – 8 кг резиновой пыли.

Определите расход кислорода одним автомобилем на расстоянии 10 тыс. км (за год) и число загрязняющих веществ, выделяемых автомобилями мира (за год).


Задача 8.

Известно, что убытки от выбросов в атмосферу, например, 1 тонны окиси углерода оцениваются от 20 до 100 рублей, 1 тонны сернистого ангидрида – от 85 до 200 рублей, а тонны нетоксичной пыли – от 90 до 185 рублей. Подсчитайте убытки нашей страны от загрязнения пылью атмосферы нашей страны, если в 2000 г. ее было выброшено 100 млн. тонн.


Задача 9.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20 – 30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром, в среднем веке существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Сравните силу звука различных источников с допустимой границей:

  • шелест листвы и шум спокойного прибоя – 20 дБ;

  • громкая речь – 60-70 дБ;

  • пылесос – 70 дБ;

  • громкая музыка – 120 дБ;

  • шум уличного транспорта (мотоцикл, автобус, грузовик) – 80 – 100 дБ;

  • шум реактивного самолета при взлете – 140 дБ;

  • шум космической ракеты – 175 дБ.


Задача 10.

Каждый день на Земле производится 1 млн т опасных отходов, 90 % которых приходится на промышленно развитые страны. Сколько тонн опасных отходов производят эти страны за месяц? За год? За Столетие?


Задача 11.

В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2 (углекислый газ) при норме 3 мг/м?. Во сколько раз в среднем превышена норма?


Задача 12.

Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. Проведем такие же расчеты труб предприятий нашей местности.


Задача 13.

Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей площади, во второй 33%, а в третьей день остальную. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый?

Задачи по теме «Влияние отраслей

промышленности на окружающую среду»

Задача 1.

Основные пути снижения и полной ликвидации загрязнения атмосферы: разработка и внедрение очистных фильтров, которые являются основными средствами борьбы с промышленным загрязнением атмосферы. Очистка выбросов в атмосферу осуществляется путём пропускания их через различные фильтры, воду и химически активные жидкости. Все они предназначены для улавливания пыли, паров и газов. При грубой очистке выбросов устраняется от 70 до 84% загрязнителей, средней – до 95-98% и тонкой -99 %. Трубы тепловой электростанции компании “Электросети Франц”, сжигающие до 51 тыс. т угля в месяц, ежедневно выбрасывают в атмосферу 40 т, золы 33 т SO2, способного при благоприятных метеорологических условий превратиться в 50 т серной кислоты. Вычислите, какое количество выбросов будет в атмосферу, если эта компания воспользуется:

а) грубой; б) средней; в) тонкой очисткой.

Задача 2.

Ежегодно добываемые в мире 300 млрд. т веществ означают, что в течение года образуется примерно такая же масса отходов. Жидкие и газообразные отходы производства, если не учитывать канализационные воды, составляют 10% всей массы отходов, а остальные – это твердые отходы, их надо куда-то спрятать, так как в силу сохранения вещества и энергии они не могут исчезнуть. Сейчас эту задачу решают, в основном, путем захоронения твердых отходов в землю или путем затопления в океане.

Определите количество твердых отходов, получаемых в мире в течение года.

Задача 3.

Каждый изготовленный предмет имеет свой груз отходов, которые немецкие ученые назвали “экологическим рюкзаком”. Так, например, золотое кольцо на пальце весом 10 г имеет экологический рюкзак в 3,5 т отходов, 1т угля имеет экологический рюкзак, равный 3,5т, 1т стали – 20т, а 1т меди– 420 т.Определите экологический рюкзак для 1кг золота,1кг угля, 1кг стали, 1кг меди.


Задача 4.

В местах расселения людей веками накапливались отходы, особенно в городах-долгожителях, которые вырастали на слоях отходов. Археологи называют их культурными слоями. Толщина такого культурного слоя в Париже достигает 20м, в Лондоне – 25м, в Москве– 24м, а в Киеве –44м. Определите среднюю толщину культурного слоя в этих городах.

Такие культурные слои могут оказаться очень опасными, поскольку совсем еще недавно, каких-нибудь 30-50 лет назад, не существовало правил захоронения отходов, в том числе опасных. Сейчас при расширении огородов строители нередко натыкаются на такие слои, но чаще их не обнаруживают и строят прямо на опасном месте.

Задача 5.

Каждый человек ежедневно имеет дело с продуктами, которые быстро становятся отходами. Для их удаления в квартирах существует мусоропровод, пластмассовые мешки или обычное помойное ведро, а также – канализация.

В среднем каждый житель выбрасывает в мусоропровод ежедневно от 0,5 до 2 кг только домашних или бытовых отходов. Когда выбрасывается 1кг отходов, то считается, что выбрасывается еще 25, т.к. в процессе производства использованного человеком продукта уже возникло 25кг отходов. Таким образом, весь процесс производства, вся наша экономика – это на самом деле гигантская машина по производству отходов. Определите количество отходов, выбрасываемых городом– в 100 тысяч человек: а) за день; б) за неделю; в) за год.


Задачи по теме «Влияние развития

экономики на человечество»


Задача 1.

Известно, что в структуре населения СНГ 66% – горожане, что составляло в 1989 году 189 млн. человек. Какова была численность сельского населения в 1989 году?


Задача 2.

Площадь картофельных полей СНГ– 6 млн. га, производится 80 млн. т картофеля в год. Потребность на одного жителя составляет 268 кг в год. Вычислите население Польши, если они производят картофеля на душу населения в 2 раза меньше, чем у нас. Какое данное в задаче лишнее?


Задача 3.

Улов рыбы в Азовском море с 50-х годов сократился с 1,5 млн. центнеров до 0,08. Стоимость 1 кг рыбы 40 рублей. Вычислите, сколько рублей составляют экономические потери.


Задача 4.

В структуре населения СНГ 66% – горожане, что составляет 189 млн. человек. Вычислите, количество жителей СНГ. Сколько процентов приходится на сельских жителей? Определите количество сельских жителей.


Задача 5.

Средняя плотность населения Японии 536 человек на 1 км?, Тайвани -1002 человека на 1 км?, России -163 человека на 1 км?.Вычислите приближенное значение площади с точностью до 0,01, которое приходится на1 человека в каждой стране.


Задача 6.

В нашей стране 21,6 га территории занято под заповедники и заповедно–охотничьи хозяйства, что составляет 0,9 всей территории. Вычислите площадь нашей страны. Оцените достаточность площади заповедных зон.


Задачи по теме «Мировая экономика

как производство отходов»

Задача 1.

Ежегодно добываемые в мире 300 млрд. т веществ означают, что в течение года образуется примерно такая же масса отходов. Жидкие и газообразные отходы производства, если не учитывать канализационные воды, составляют 10% всей массы отходов, а остальные – это твердые отходы , их надо куда-то спрятать, так как в силу сохранения вещества и энергии они не могут исчезнуть. Сейчас эту задачу решают , в основном, путем захоронения твердых отходов в землю или путем затопления в океане.

Определите количество твердых отходов, получаемых в мире в течение года.


Задача 2.

Каждый изготовленный предмет имеет свой груз отходов, которые немецкие ученые назвали “экологическим рюкзаком”. Так, например, золотое кольцо на пальце весом 10 г имеет экологический рюкзак в 3,5 т отходов, 1т угля имеет экологический рюкзак, равный 3,5т, 1т стали – 20т, а 1т меди– 420 т.Определите экологический рюкзак для 1кг золота,1кг угля, 1кг стали, 1кг меди.


Задача 3.

В местах расселения людей веками накапливались отходы, особенно в городах-долгожителях, которые вырастали на слоях отходов. Археологи называют их культурными слоями. Толщина такого культурного слоя в Париже достигает 20м, в Лондоне – 25м, в Москве– 24м, а в Киеве –44м. Определите среднюю толщину культурного слоя в этих городах.

Такие культурные слои могут оказаться очень опасными, поскольку совсем еще недавно, каких-нибудь 30-50 лет назад, не существовало правил захоронения отходов, в том числе опасных. Сейчас при расширении огородов строители нередко натыкаются на такие слои, но чаще их не обнаруживают и строят прямо на опасном месте.



Задача 4.

Каждый человек ежедневно имеет дело с продуктами, которые быстро становятся отходами. Для их удаления в квартирах существует мусоропровод, пластмассовые мешки или обычное помойное ведро, а также – канализация.

В среднем каждый житель выбрасывает в мусоропровод ежедневно от 0,5 до 2 кг только домашних или бытовых отходов. Когда выбрасывается 1кг отходов, то считается, что выбрасывается еще 25, т.к. в процессе производства использованного человеком продукта уже возникло 25кг отходов. Таким образом, весь процесс производства, вся наша экономика – это на самом деле гигантская машина по производству отходов. Определите количество отходов, выбрасываемых городом– в 100 тысяч человек: а) за день; б) за неделю; в) за год.


Задача 5.

Американская компания “Дженерал энергетик” начала использовать как источник биомассы быстрорастущие бурые водоросли. С 1 га получают 40м? биогаза в год, это эквивалентно 28 л бензина. В Китае из 1т навоза с помощью установок, которые его перерабатывают, получают 500м? биогаза, а это эквивалентно 350 л бензина. Во сколько раз и в какой стране выгоднее используют получение биогаза.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Экологические задачи на уроках математики

Автор: Токарева Татьяна Васильевна

Дата: 01.04.2024

Номер свидетельства: 648371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Сборник экологических задач по математике"
    ["seo_title"] => string(48) "sbornik-ekologhichieskikh-zadach-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "209274"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431079628"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения "
    ["seo_title"] => string(111) "ispol-zovaniie-rieghional-nogho-komponienta-na-urokakh-matiematiki-kak-sposob-povyshieniia-motivatsii-uchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "123979"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414606663"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики в 1 классе. Тема :  "Число и цифра 5" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-tiema-chislo-i-tsifra-5"
    ["file_id"] => string(6) "111485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407508353"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Дидактический материал. Экологические задачи на уроках математики в 4 классе."
    ["seo_title"] => string(86) "didaktichieskii-matierial-ekologhichieskiie-zadachi-na-urokakh-matiematiki-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "254524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447774530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства