kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме: «Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад предназначен для детей с ОВЗ. В докладе вы сможете узнать о понятии познавательных учебных действий, о видах УУД. Так как в широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.в частности формирование умения решать задачи.Одним из видов общеучебных учебных действий - это выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, так как одним из важных познавательных учебных действий является умение решать проблемы и задачи, что является наиболее значимым для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи» »

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 115 г.о. Самара











Доклад по теме: «Познавательные универсальные учебные действия.

Формирование умения решать задачи»









Выполнила: Гатина Лилия Минихановна,

ГБС(К) ОУ школа-интернат № 115,

учитель начальных классов















Самара, 2015 г.



Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а так же связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется 4 блока:

  • Личностный;

  • Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  • Познавательный;

  • Коммуникативный.

В своей работе я решила более конкретно рассмотреть познавательные универсальные действия. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

  • Общеучебные,

  • Логические,

  • Постановка и решение проблемы.

Исходя из данного разделения для работы по самообразованию я выбрала общеучебные, которые тоже делятся на следующие действия:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • Структурирование знаний;

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

  • Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Эта группа достаточно большая, для работы я взяла один вид общеучебных универсальных действий – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, т.к. одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи.

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматривать как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике, физике, химии, географии. Как правило, в них используются математические способы решения

В современном контексте общий подход к поиску способа решения задач становится общеучебным умением, то есть фор­мируемым средствами разных предметов естественнонаучного цикла. Учитель может помочь школьникам «увидеть» те за­дачи, которые решаются средствами русского языка на уроках информатики, технологии и других предметов естественно­научного цикла, а значит, учить использовать для поиска их ре­шения те же приемы или их модификацию с учетом конкретного предмета.

Таким образом, овладение младшим школьником общим подходом к поиску способа решения разного вида задач как од­ним из общеучебных умений является одной из составляющих целей начального образования.

Что такое учебная задача?

«Учебная задача не просто задание, которое выполняет уче­ник на уроке или дома, и прежде всего, это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий откры­ваются и осваиваются наиболее общие способы решения отно­сительно широкого круга вопросов в данной научной области» (Д. Б. Эльконин).

Задача выступает как учебная, если действия ученика на­правлены на нахождение общего способа решения целого класса задач. Если же целью является получение конкретного, частного результата, без специального выделения способа его достиже­ния, то задача является практической. Станет ли практическая задача (или игровая ситуация, в форме которой часто предъяв­ляется первокласснику задача) учебной именно для него, зависит от того, какие цели будут поставлены этим конкретным учеником.

В процессе специально организованной учителем деятельно­сти по формированию умения решать задачи каждый ученик имеет возможность (на конец начальной школы):

а) Относительно текстовых задач - научиться «видеть» задан­ные ситуации в окружающей жизни и формулировать вопросы к ним; представлять заданные ситуации в виде устного текста, рисунка, модели, схемы, математической записи; осуществлять переход от одной формы представления к другой; отличать текст задачи от других видов текста; выявлять структуру зада­чи; по условию подбирать, составлять вопросы, а по вопросу - условия; составлять задачи по определенной теме; представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче; разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть; пе­реформулировать текст задачи; строить модель, схему текста задачи; составлять план решения задачи; фиксировать решение задачи, проверять правильность ее решения; составлять задания по решенной задаче.

б) Относительно коммуникативных задач - научиться вести диалог; самостоятельно составлять рассказ (сказку, историю) на заданную тему по картине; по схеме обосновать логику сво­его изложения; формулировать вопрос на понимание, уточне­ние; высказывать собственное суждение, мнение; слушать и по­нимать другого; организовывать работу малых групп и быть их участником; воспроизводить изученное с учетом измененных условий.

в) Относительно информационных задач - научиться уме­нию ориентироваться в книге; искать информацию в словарях, эн­циклопедиях, справочниках, каталогах; пользоваться изученной математической терминологией; владеть некоторыми приемами работы с информацией:

- отделять известное от неизвестного, главное от второсте­пенного, определять границы своего знания;

  • формулировать познавательные вопросы и задания;

  • фиксировать основное содержание учебного текста;

  • систематизировать результаты обработки информации (в ви­де схемы, таблицы, диаграммы, графа);

  • оценивать информативную значимость текста, его частей;

  • выражать собственное отношение к информации;

  • формулировать собственные выводы;

  • переконструировать содержание информации с конкретной целью.

г) Относительно текстовых арифметических задач - научиться переводить условие реальной задачи на математический язык; решать простые задачи и составные в 2-3 действия, используя знание общих приемов работы над задачей (понимать смысл за­дачи, составлять план решения, записывать решение в разных формах, давать полный ответ на поставленный вопрос); прово­дить проверку правильности решения (различными способами); решать простейшие расчетные задачи с использованием полу­ченных знаний.

ЧТО ТАКОЕ ЗАДАЧА?

С термином «задача» человек постоянно встречается в быту, в профессиональной деятельности. Каждому из нас приходится сталкиваться и решать те или иные проблемы, которые мы на­зываем задачами. Но, видимо, понятия «проблема» и «задача» различаются. Процесс выявления проблем, перевод их в задачи изучается издавна.

Как описывает различение и взаимосвязь этих понятий JI. М. Фридман: «Если человек на пути осуществления цели сво­ей деятельности встречает какую-то преграду (затруднение), то говорят, что он попал в проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация - это не просто затруднение, преграда в деятельности человека, а осознанное им затруднение, способ устранения которого он желает найти. Ведь некоторые люди, встретившись с затруднением, просто отказываются от наме­ченной цели и тем самым «обходят» это затруднение.

Когда человек упорно ищет способ разрешения проблемной ситуации, то он как бы «раздваивается»: наряду с физическим человеком, который находится в центре проблемной ситуации, возникает «мыслящий человек», который начинает анализиро­вать эту ситуацию: «Какой была моя цель? Почему я не смог ее осуществить? В чем состоит возникшая преграда? И т. д.» В результате такого анализа он создает описание проблемной ситуации - знаковую модель проблемной ситуации - это и есть задача» (Фридман Я. М.).

В широком смысле слова под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и разрешения человеком (Демидова Т. Е., Тонких А. П.).

«Главное отличие задачи от проблемной ситуации состоит в том, что ситуации нельзя передать другому человеку, а задачу можно передать другому, изменять, переделывать и даже при­думывать» (Демидова Т. Е., Тонких А. П.).

Итак, задача - словесная модель ситуации (явления, собы­тия, процесса).

Задачи могут быть разные: государственного уровня (модер­низация российского образования, сохранение и укрепление здоровья нации и т. п.), задачи определенных групп людей (раз­витие личности младшего школьника, сооружение зданий, разработка программы и др.), задачи отдельных личностей (полу­чение профессии, повышение профессионального уровня, подго­товка к экзамену и др.). Большинство школьных задач - это задачи, адаптированные нуждам обучения, но за каждой такой задачей стоит в конечном счете какая-то реальная ситуация.

Несмотря на большое многообразие задач, все они содержат требование или вопрос, на который надо найти ответ, используя условия или утверждения, которые даны в задаче. Условия и требования взаимосвязаны.

ЧТО ЗНАЧИТ ТЕКСТОВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА?

Отдельно стоят математические задачи, решение которых достигается математическими средствами и методами. В обуче­нии младших школьников математике преобладают такие, кото­рые называют текстовыми арифметическими или сюжетными.

Это задачи, сформулированные на естественном языке (по­этому их называют текстовыми), в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений, событий (поэтому их называют арифметическими или сюжетными) (Стойлова Л. П.).

«Текстовой математической задачей будем называть описа­ние некоторой ситуации (явления, процесса) на естественном языке и (или) математическом языке с требованием либо дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации (определить числовое значение некоторой величины но известным числовым значениям других величин и зависимо­стям между ними), либо установить наличие или отсутствие не­которого отношения между ее компонентами или установить вид этого отношения, либо последовательность требуемых дей­ствий» (Демидова Т. Е., Тонких А. П.).

В текстовой задаче можно выделить:

  • числовые значения величин, которые называются данными или известными (их должно быть не меньше двух);

  • некоторую систему функциональных зависимостей в неяв­ной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой;

  • требование или вопрос, на который надо найти ответ.

Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, то есть количественные и качественные характе­ристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием или условиями (утверждениями) задачи. В задаче обычно не одно, а несколько условий.

Требования могут быть сформулированы как в вопроситель­ной, так и в повествовательной форме, их может быть несколько. Величину, значения которой требуется найти, называют искомой величиной, а числовые значения искомых величин - искомыми или неизвестными.

Таким образом, чтобы понять, какова структура задачи, надо выявить ее условия и требования, отбросив все лишнее, второ­степенное, не влияющее на ее структуру.

По отношению между условиями и требованиями различают:

  • задачи, в которых заданных условий столько, сколько не­обходимо и достаточно для выполнения требований;

  • задачи с недостающими данными, в которых условий не­достаточно для получения ответа;

  • задачи с лишними данными, в которых имеются лишние данные.

Основной особенностью текстовых задач является то, что в них не указывается прямо, какое именно действие или дей­ствия должны быть выполнены для получения ответа на требо­вание задачи.

Решить математическую задачу - это значит найти такую последовательность общих положений математики (определений, аксиом, теорем, правил, тождеств, формул и т. д.), применяя ко­торые к условиям задачи или их следствиям (промежуточным результатам решения), получаем то, что требуется вопросом за­дачи (Фридман J1. М.).

Смысл процесса решения текстовой математической задачи заключается в том, чтобы описать ситуацию, представленную на естественном языке, с помощью математических символов (цифр, знаков действия и др.). Для этого нужно уметь отбросить все второстепенные детали в тексте и оставить только те, кото­рые нужны непосредственно для составления математического выражения, являющегося решением данной задачи; построить абстрактную модель реальной ситуации, предлагаемой в задаче, осуществить переход от вспомогательной модели к адекватной математической модели.

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ У ЧЕЛОВЕКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

Решение задач - это в основном умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придется работать, те инст­рументы, с помощью которых выполняется эта работа.

Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разо­браться, что они собой представляют, как они устроены, из ка­ких составных частей они состоят, каковы приемы, с помощью которых производится решение задач, научиться общему подхо­ду к поиску способа решения задачи, то есть надо научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объ­ект тщательного изучения, а ее решение - как объект конструи­рования и изобретения (Фридман Я. М.).

Особое место в формировании у школьников умения решать задачи занимает математика, наука, в которой задача является предметом изучения и средством обучения математике.

Решение математических задач может быть использовано для достижения разных целей, например:

  • для формирования мотивации учебной деятельности;

  • для иллюстрации и конкретизации изучаемого материала;

  • для отработки у учащихся определенных умений и навыков;

  • для организации контроля и оценки учебной работы школь­ников;

  • для приобретения новых знаний;

  • для формирования общего умения решать любые задачи.

В процессе осознанного решения задач достигаются не толь­ко цели математического образования, но и развиваются высшие психические функции, формируются такие качества личности, как внутренний план действий, ответственность за начатое дело

и потребность в его доведении до конца, творческая инициатива и другие важнейшие качества.

Кроме того, JI. М. Фридман утверждает: «Общий подход к решению любых математических задач есть, по сути дела, мо­дель разумного подхода к решению любых бытовых, практиче­ских, научных, технических и иных задач, которые будут повсе­дневно встречаться человеку в его деятельности на протяжении всей его жизни» (Фридман Л. М.).

В общем подходе к поиску способа решения задачи выде­ляются следующие этапы:

  • Анализ задачи (разобраться в том, каковы ее условия, в чем состоит ее требование (вопрос). Установить, моделью ка­кой проблемной ситуации она является).

  • Построение модели задачи (результаты анализа оформить, записать в виде схематической записи, таблицы, рисунка и т. д.).

  • Поиск способа решения задачи.

  • Осуществление решения задачи (письменное или устное изложение решения).

  • Проверка решения задачи (убедиться, что решение удов­летворяет всем условиям задачи и является ответом на ее вопрос).

  • Исследование задачи (установить, при каких условиях за­дача имеет решение и сколько различных решений она имеет в каждом отдельном случае, при каких условиях задача вообще не имеет решения и т. д.).

  • Формулирование ответа задачи.

Познавательный анализ задачи и ее решения (чем инте­ресна эта задача, нет ли другого способа ее решения, какие вы­воды можно сделать из этого решения и т. д.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гатина Лилия Минихановна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistoriivramkakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "278976"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453175943"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности "
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-samostoiatiel-noi-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "119452"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413435959"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства