Доклад по теме: «Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи»
Доклад по теме: «Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи»
Данный доклад предназначен для детей с ОВЗ. В докладе вы сможете узнать о понятии познавательных учебных действий, о видах УУД. Так как в широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.в частности формирование умения решать задачи.Одним из видов общеучебных учебных действий - это выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, так как одним из важных познавательных учебных действий является умение решать проблемы и задачи, что является наиболее значимым для детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи» »
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 115 г.о. Самара
Доклад по теме: «Познавательные универсальные учебные действия.
Формирование умения решать задачи»
Выполнила: Гатина Лилия Минихановна,
ГБС(К) ОУ школа-интернат № 115,
учитель начальных классов
Самара, 2015 г.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а так же связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется 4 блока:
Личностный;
Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
Познавательный;
Коммуникативный.
В своей работе я решила более конкретно рассмотреть познавательные универсальные действия. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные,
Логические,
Постановка и решение проблемы.
Исходя из данного разделения для работы по самообразованию я выбрала общеучебные, которые тоже делятся на следующие действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Эта группа достаточно большая, для работы я взяла один вид общеучебных универсальных действий – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, т.к. одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи.
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматривать как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике, физике, химии, географии. Как правило, в них используются математические способы решения
В современном контексте общий подход к поиску способа решения задач становится общеучебным умением, то есть формируемым средствами разных предметов естественнонаучного цикла. Учитель может помочь школьникам «увидеть» те задачи, которые решаются средствами русского языка на уроках информатики, технологии и других предметов естественнонаучного цикла, а значит, учить использовать для поиска их решения те же приемы или их модификацию с учетом конкретного предмета.
Таким образом, овладение младшим школьником общим подходом к поиску способа решения разного вида задач как одним из общеучебных умений является одной из составляющих целей начального образования.
Что такое учебная задача?
«Учебная задача не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, и прежде всего, это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области» (Д. Б. Эльконин).
Задача выступает как учебная, если действия ученика направлены на нахождение общего способа решения целого класса задач. Если же целью является получение конкретного, частного результата, без специального выделения способа его достижения, то задача является практической. Станет ли практическая задача (или игровая ситуация, в форме которой часто предъявляется первокласснику задача) учебной именно для него, зависит от того, какие цели будут поставлены этим конкретным учеником.
В процессе специально организованной учителем деятельности по формированию умения решать задачи каждый ученик имеет возможность (на конец начальной школы):
а) Относительно текстовых задач - научиться «видеть» заданные ситуации в окружающей жизни и формулировать вопросы к ним; представлять заданные ситуации в виде устного текста, рисунка, модели, схемы, математической записи; осуществлять переход от одной формы представления к другой; отличать текст задачи от других видов текста; выявлять структуру задачи; по условию подбирать, составлять вопросы, а по вопросу - условия; составлять задачи по определенной теме; представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче; разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть; переформулировать текст задачи; строить модель, схему текста задачи; составлять план решения задачи; фиксировать решение задачи, проверять правильность ее решения; составлять задания по решенной задаче.
б) Относительно коммуникативных задач - научиться вести диалог; самостоятельно составлять рассказ (сказку, историю) на заданную тему по картине; по схеме обосновать логику своего изложения; формулировать вопрос на понимание, уточнение; высказывать собственное суждение, мнение; слушать и понимать другого; организовывать работу малых групп и быть их участником; воспроизводить изученное с учетом измененных условий.
в) Относительно информационных задач - научиться умению ориентироваться в книге; искать информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках, каталогах; пользоваться изученной математической терминологией; владеть некоторыми приемами работы с информацией:
- отделять известное от неизвестного, главное от второстепенного, определять границы своего знания;
формулировать познавательные вопросы и задания;
фиксировать основное содержание учебного текста;
систематизировать результаты обработки информации (в виде схемы, таблицы, диаграммы, графа);
оценивать информативную значимость текста, его частей;
выражать собственное отношение к информации;
формулировать собственные выводы;
переконструировать содержание информации с конкретной целью.
г) Относительно текстовых арифметических задач - научиться переводить условие реальной задачи на математический язык; решать простые задачи и составные в 2-3 действия, используя знание общих приемов работы над задачей (понимать смысл задачи, составлять план решения, записывать решение в разных формах, давать полный ответ на поставленный вопрос); проводить проверку правильности решения (различными способами); решать простейшие расчетные задачи с использованием полученных знаний.
ЧТО ТАКОЕ ЗАДАЧА?
С термином «задача» человек постоянно встречается в быту, в профессиональной деятельности. Каждому из нас приходится сталкиваться и решать те или иные проблемы, которые мы называем задачами. Но, видимо, понятия «проблема» и «задача» различаются. Процесс выявления проблем, перевод их в задачи изучается издавна.
Как описывает различение и взаимосвязь этих понятий JI. М. Фридман: «Если человек на пути осуществления цели своей деятельности встречает какую-то преграду (затруднение), то говорят, что он попал в проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация - это не просто затруднение, преграда в деятельности человека, а осознанное им затруднение, способ устранения которого он желает найти. Ведь некоторые люди, встретившись с затруднением, просто отказываются от намеченной цели и тем самым «обходят» это затруднение.
Когда человек упорно ищет способ разрешения проблемной ситуации, то он как бы «раздваивается»: наряду с физическим человеком, который находится в центре проблемной ситуации, возникает «мыслящий человек», который начинает анализировать эту ситуацию: «Какой была моя цель? Почему я не смог ее осуществить? В чем состоит возникшая преграда? И т. д.» В результате такого анализа он создает описание проблемной ситуации - знаковую модель проблемной ситуации - это и есть задача» (Фридман Я. М.).
В широком смысле слова под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и разрешения человеком (Демидова Т. Е., Тонких А. П.).
«Главное отличие задачи от проблемной ситуации состоит в том, что ситуации нельзя передать другому человеку, а задачу можно передать другому, изменять, переделывать и даже придумывать» (Демидова Т. Е., Тонких А. П.).
Итак, задача - словесная модель ситуации (явления, события, процесса).
Задачи могут быть разные: государственного уровня (модернизация российского образования, сохранение и укрепление здоровья нации и т. п.), задачи определенных групп людей (развитие личности младшего школьника, сооружение зданий, разработка программы и др.), задачи отдельных личностей (получение профессии, повышение профессионального уровня, подготовка к экзамену и др.). Большинство школьных задач - это задачи, адаптированные нуждам обучения, но за каждой такой задачей стоит в конечном счете какая-то реальная ситуация.
Несмотря на большое многообразие задач, все они содержат требование или вопрос, на который надо найти ответ, используя условия или утверждения, которые даны в задаче. Условия и требования взаимосвязаны.
ЧТО ЗНАЧИТ ТЕКСТОВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА?
Отдельно стоят математические задачи, решение которых достигается математическими средствами и методами. В обучении младших школьников математике преобладают такие, которые называют текстовыми арифметическими или сюжетными.
Это задачи, сформулированные на естественном языке (поэтому их называют текстовыми), в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений, событий (поэтому их называют арифметическими или сюжетными) (Стойлова Л. П.).
«Текстовой математической задачей будем называть описание некоторой ситуации (явления, процесса) на естественном языке и (или) математическом языке с требованием либо дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации (определить числовое значение некоторой величины но известным числовым значениям других величин и зависимостям между ними), либо установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или установить вид этого отношения, либо последовательность требуемых действий» (Демидова Т. Е., Тонких А. П.).
В текстовой задаче можно выделить:
числовые значения величин, которые называются данными или известными (их должно быть не меньше двух);
некоторую систему функциональных зависимостей в неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой;
требование или вопрос, на который надо найти ответ.
Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, то есть количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием или условиями (утверждениями) задачи. В задаче обычно не одно, а несколько условий.
Требования могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в повествовательной форме, их может быть несколько. Величину, значения которой требуется найти, называют искомой величиной, а числовые значения искомых величин - искомыми или неизвестными.
Таким образом, чтобы понять, какова структура задачи, надо выявить ее условия и требования, отбросив все лишнее, второстепенное, не влияющее на ее структуру.
По отношению между условиями и требованиями различают:
задачи, в которых заданных условий столько, сколько необходимо и достаточно для выполнения требований;
задачи с недостающими данными, в которых условий недостаточно для получения ответа;
задачи с лишними данными, в которых имеются лишние данные.
Основной особенностью текстовых задач является то, что в них не указывается прямо, какое именно действие или действия должны быть выполнены для получения ответа на требование задачи.
Решить математическую задачу - это значит найти такую последовательность общих положений математики (определений, аксиом, теорем, правил, тождеств, формул и т. д.), применяя которые к условиям задачи или их следствиям (промежуточным результатам решения), получаем то, что требуется вопросом задачи (Фридман J1. М.).
Смысл процесса решения текстовой математической задачи заключается в том, чтобы описать ситуацию, представленную на естественном языке, с помощью математических символов (цифр, знаков действия и др.). Для этого нужно уметь отбросить все второстепенные детали в тексте и оставить только те, которые нужны непосредственно для составления математического выражения, являющегося решением данной задачи; построить абстрактную модель реальной ситуации, предлагаемой в задаче, осуществить переход от вспомогательной модели к адекватной математической модели.
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ У ЧЕЛОВЕКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
Решение задач - это в основном умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придется работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.
Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться, что они собой представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы приемы, с помощью которых производится решение задач, научиться общему подходу к поиску способа решения задачи, то есть надо научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение - как объект конструирования и изобретения (Фридман Я. М.).
Особое место в формировании у школьников умения решать задачи занимает математика, наука, в которой задача является предметом изучения и средством обучения математике.
Решение математических задач может быть использовано для достижения разных целей, например:
для формирования мотивации учебной деятельности;
для иллюстрации и конкретизации изучаемого материала;
для отработки у учащихся определенных умений и навыков;
для организации контроля и оценки учебной работы школьников;
для приобретения новых знаний;
для формирования общего умения решать любые задачи.
В процессе осознанного решения задач достигаются не только цели математического образования, но и развиваются высшие психические функции, формируются такие качества личности, как внутренний план действий, ответственность за начатое дело
и потребность в его доведении до конца, творческая инициатива и другие важнейшие качества.
Кроме того, JI. М. Фридман утверждает: «Общий подход к решению любых математических задач есть, по сути дела, модель разумного подхода к решению любых бытовых, практических, научных, технических и иных задач, которые будут повседневно встречаться человеку в его деятельности на протяжении всей его жизни» (Фридман Л. М.).
В общем подходе к поиску способа решения задачи выделяются следующие этапы:
Анализ задачи (разобраться в том, каковы ее условия, в чем состоит ее требование (вопрос). Установить, моделью какой проблемной ситуации она является).
Построение модели задачи (результаты анализа оформить, записать в виде схематической записи, таблицы, рисунка и т. д.).
Поиск способа решения задачи.
Осуществление решения задачи (письменное или устное изложение решения).
Проверка решения задачи (убедиться, что решение удовлетворяет всем условиям задачи и является ответом на ее вопрос).
Исследование задачи (установить, при каких условиях задача имеет решение и сколько различных решений она имеет в каждом отдельном случае, при каких условиях задача вообще не имеет решения и т. д.).
Формулирование ответа задачи.
Познавательный анализ задачи и ее решения (чем интересна эта задача, нет ли другого способа ее решения, какие выводы можно сделать из этого решения и т. д.)