kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовет 

Тема : " Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности учащихся"

Цель: систематизирование этапов работы по формированию деятельности,обмен опытом 

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать.

М. Горький

Начальная школа – важный этап становления личности ребёнка. Формирование личностных качеств детей начинается  с создания в классе атмосферы доброжелательности, такой образовательной среды, в которой обеспечивается  потребность ребёнка  в «общении, любви и принадлежности» (Р. Маслоу).

(Слайд № 2)Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. В основе ОС «Школа 2100» лежит проблемно — диалогическая технология , благодаря которой происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует  «открытие» его самими детьми. При проблемно — диалогический уровне работы учителя реализуется целостная структура учебной деятельности (шагов) и система дидактических принципов.  В этом творческом процессе ещё ярче проявляются и развиваются не только знаниевые и психологические характеристики личности, но и деятельностные качества, во многом определяющие успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других.

(слайд № 3)Целью проблемно — диалогического  подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

  • ставить цели;

  •  решать задачи;

  • отвечать за результаты.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны три звена:(слайд №3) постановка учебной проблемы, поиск её решения и подведения итога деятельности. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Подведение итогов – рефлексия своей деятельности.

Постановку проблемы, поиск решения и подведение итога ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.(слайд №4) Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения решать

проблемы.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему

урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).

(слайд №5)Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.(слайд № 6)

Учение – это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звена создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного мате­риала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оцен­ки своей учебной работы.

(слайд № 7)Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мариево

Просмотр содержимого документа
«Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности »

Формирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности.   Михеева Е.М. Учитель начальных классов МАОУ Домодедовская СОШ №6

Формирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Михеева Е.М.

Учитель начальных классов

МАОУ Домодедовская СОШ №6

Знать  необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать.  М. Горький   Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.

Знать  необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.

Цель - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности: ставить цели решать задачи отвечать за результаты

Цель - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

ставить цели

решать задачи

отвечать за результаты

Ставим задачи и решаем проблемы Постановка учебной проблемы Поиск её решения Подведения итога деятельности

Ставим задачи и решаем проблемы

Постановка учебной проблемы

Поиск её решения

Подведения итога деятельности

  • Как называется..? Чем отличается…? Какой возникает вопрос..? Определите тему урока .
  • Как называется..?
  • Чем отличается…?
  • Какой возникает вопрос..?
  • Определите тему урока .
  • Что уже знаем ? Как будем действовать ? Составим план урока. Что сейчас делали?
  • Что уже знаем ?
  • Как будем действовать ?
  • Составим план урока.
  • Что сейчас делали?
  • Что общего..? В чём отличие..? Какова была цель ? Что получилось лучше всего? В чём были затруднения?
  • Что общего..?
  • В чём отличие..?
  • Какова была цель ?
  • Что получилось лучше всего?
  • В чём были затруднения?
Технология оценивания   оценивать результат действий контролировать мотивация на успех находить и исправлять ошибки

Технология оценивания

оценивать результат действий

контролировать

мотивация на успех

находить и исправлять ошибки

– Сейчас мы вместе с … ( имя ученика ) учились оценивать свою работу. – Сделал всё сам или с чьей – то помощью? – Сделано всё правильно или были недочёты? Удалось выполнить задание? – Что нужно было сделат ь? Алгоритм самооценки – Молодец! Сейчас ты учился объективно оценивать свою работу.

– Сейчас мы вместе с … ( имя ученика ) учились оценивать свою работу.

– Сделал всё сам или с чьей – то помощью?

– Сделано всё правильно или были недочёты?

Удалось выполнить задание?

– Что нужно было сделат ь?

Алгоритм самооценки

– Молодец! Сейчас ты учился объективно оценивать свою работу.

«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.»  Федор Иванович Янкович де Мариево

«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.» Федор Иванович Янкович де Мариево


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности

Автор: Михеева Евгения Михайловна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-motivatsii-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "112221"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408439194"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи"
    ["seo_title"] => string(130) "aktivizatsiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostiobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiaminaurokakhpismairazvitiiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "258030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448438425"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы стимулирования учебной – познавательной деятельности начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования"
    ["seo_title"] => string(123) "mietodystimulirovaniiauchiebnoipoznavatielnoidieiatielnostinachalnoishkolyvusloviiakhfgosnachalnoghoobshchieghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "292403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455274691"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства