kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельностный подход в обучении физике и математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложены формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, предложены разработки отдельных приемов, методов, которые могут быть использованы на уроках для активизации познавательной деятельности учащихся из опыта работы педагога.Опыт работы учителя физики, математики, где предлагаются различные методические и дидактические приемы, обеспечивающие возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в обучении физике и математике »





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

г. Южно-Сахалинска







Обобщение опыта по теме

«Деятельностный подход в обучении физике и математике»









Автор опыта:

Ушакова Валентина Васильевна, учитель физики и математики













г. Южно-Сахалинск

2013-2014г.





Информационная карта передового педагогического опыта



  1. Ф.И.О. автора - Ушакова Валентина Васильевна

  2. Город (район) - Южно-Сахалинск, Сахалинская область

  3. Образовательное учреждение — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 города Южно-Сахалинска

  4. Занимаемая должность - учитель физики и математики; в течение двух лет – руководитель УВЦ «Человек и природа»;.

  5. Педагогический стаж и квалификационная категория – более 26 лет, высшая категория.

  6. Тема педагогического опыта - «Деятельностный подход в обучении физике и математике»

  7. Уровень опыта по степени новизны: направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных активных решений, творчества, выбора способов образования и методик оценивания результатов, познавательного и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки, самоуважения.

8.Цель педагогического опыта – использовать в своей работе на уроках физики, математики различные методические и дидактические приемы, обеспечивающие возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

9.Краткое описание опыта:

«Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума,-обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» Лев Толстой.

Физика и математика занимают особое место среди школьных дисциплин. Как учебные предметы они создают у учащихся представление о научной картине

мира. Являясь основами научного прогресса, физика и математика показывают учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика и математика формируют творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствуют воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели уроков, чтобы он был активным участником реализации этих целей-субъектом деятельности. В этом случае познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения. Необходимо отметить, что наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений,которые в большей степени определяются деятельностью учителя,его педагогическим мастерством,сочетание яркости,доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант. В педагогической и психологической литературе высказывается мысль, что главная функция учителя-это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение. В процессе обучения математике и физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это цифры, числа, выражения в математике, факты, опыты, явления в физике; затем-возможность их решения, объяснения; потом-глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе

ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию математической, физической картины мира. Изучение опыта работы школы показало, что современные школьники, в особенности старшеклассники ,предъявляют высокие требования к школьному учителю. Их строгой оценке подвергается значимость получаемых на уроке конкретных знаний, содержание и информативная емкость урока, соответствие формы урока его содержанию, умение учителя придать учению самостоятельный и творческий характер и собственное отношение учителя к своему предмету. Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.


Это осознается всеми, заставляет задуматься многих, особенно педа­гога. Актуальность и новизна опыта.

Основной целью стратегии модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое будет соответствовать социально-экономической ситуации в России, а также основным направлениям мирового развития. Новые стандарты общего образования второго поколения - это и деятельностный подход к образованию. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. В результате обучения учащийся должен приобрести универсальные умения и освоить универсальные действия. При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации, ставить и решать задачи.

Одним из факторов успеха является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, способность адаптироваться к быстро меняющейся ситуации.

Метапредметность в физике и математике особенно наглядна, поэтому необходимо усиление физико-математического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания, методики и технологий обучения математике,физике.

Главные условия и механизмы процесса познания, а также структурность учебной деятельности более полно описывается деятельностным подходом. При обучении математике и физике это означает следующее: окружающий мир - объект познания учащимися, он имеет системную организацию. Исследуемый в математике и в физике объект не может существовать вне системы.

Деятельностный подход при обучении математике, физике ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов математики, физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого.

В процессе обучения математике и физике учащийся должен приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений.

Моя личная концепция формировать самостоятельные активные способы действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью.

Новизна опыта - направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных активных решений, творчества, выбора способов образования и методик оценивания результатов.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в значитель­ном повышении результативности работы учителя и ученика.

Именно учителю математики и физики, скорее всего, удастся обеспечить условия формирования системного, творческого и инновационного мышления как наиболее практико-ориентированного мышления. При достаточных знаниях предмета и развитых коммуникативных навыках учащихся учитель может использовать такие интерактивные формы обучения как дискуссия, дебаты, презентация и обсуждение технических конструкций, изготовленных самими старшеклассниками. В этой деятельности ярко проявляется деятельностный процесс. Деятельностный подход предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе самостоятельных активных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и самостоятельных активных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование самостоятельных активных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися самостоятельными активными действиями создают возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что самостоятельные активные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «самостоятельные активные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного, самостоятельного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «самостоятельные активные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


Опыт направлен на достижение следующих целей:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках физики, математики является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.

Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:

Формирование самостоятельных активных действий в образовательном процессе определяется следующими положениями:

  1. Формирование самостоятельных активных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

  2. Формирование самостоятельных активных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

  3. Самостоятельные активные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Теоретическое обоснование опыта.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Работа учителя: развивать, подталкивать к размышлению ученика, учить задавать вопросы, создавать проблемную ситуацию.

Работа ученика: развиваться, мыслить, размышляя, учиться находить ответы.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако, потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий.

Одной из таких технологий является деятельностный подход. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Культурно-исторический деятельностный Муниципальное бюджетное общеобразовательное

подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина , П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Деятельностный характер обучения должен стать основным критерием выбора той или иной технологии.


Некоторые способы организации урока


Несколько первых уроков в 7 классе после введения в новый материал ученики решают множество мелких практических, вычислительных и других задач, проводимых для анализа закономер­ностей в знаниях данной возрастной группы учащихся. Цель этой работы в создании необходимого набора обучающих средств и в определении степени дифференциации класса при дальнейшей работе. Ещё не изучая физики, интерес к ней не испытыва­ли очень немногие ученики. Преодолеть эту тенденцию можно, применяя принципы деятельностного подхода в преподавании физики.

Выделяю факторы, которые положительно влияют на повышение интереса к предмету, а, следовательно, и на его лучшее понимание и усвоение. Практическая деятельность учащихся создает условия для качественно иного отношения к физике:

1. Необходимость пользоваться измерительными приборами для полу­чения данных при решении поставленной задачи практического характера должна привести к замыканию связей между: физичес­кой величиной, прибором для ее измерения, методом измерения данной величины, единицами измерения этой величины по шкале прибора, предложенного учителем или выбранного самим учеником для реализации им же поставленной цели. Одновременно закрепляется на­вык по определению цены деления шкалы прибора.

2. Использование полученных экспериментальных данных для расчетов искомой физической величины, предлагаемой для нахождения в задаче, обязательно заставит учеников:

а) запоминать расчетные формулы, при многократном их повторении,

б) выражать из основных закономерностей производные вели­чины, необходимые при промежуточных вычислениях искомой физической величины, заставят увидеть их наглядно.

3. Для получения правильного результата в некоторые формулы (F=mg; p=pgh; F=pgV;) могут входить величины, выраженные только в единицах СИ, и поэтому дети поставлены в ситуацию, требующую умения переводить одни единицы измерения в другие, и они этому учатся.

4. При расчетах встречаются табличные значения физических величин, которые используют ученики. Кроме того, чтобы оценить точность выполнения работы, также часто необходимо заглянуть в таблицы и сравнить полученный результат с его истинным значением. Всё это приучает учеников работать со справочной литературой и закрепляет ориентировку в единицах измерения физических величин.

5. Решая задачи с неполными данными ученики достигают навыка анализирования условий задачи и выбора средств для ее достижения.

6. Анализируя результаты своих усилий по решению поставленной задачи, дети учатся: выделять физическую сущность явления, устанавливать, где это возможно, закономерности между физическими величинами, делать выводы по полученным результатам, ставить и формулировать новые задачи, составлять алгоритм решения задачи.

7. Многократная работа на результат улучшает как вычислительные навыки в математике, так и экспериментальные умения в физике, и ,наконец, способность принимать решения и делать выводы, будь то в математике или физике.


Приёмы развития познавательной активности учащихся при изучении нового материала.

Постановка проблемной задачи перед учащимися и её решение на уроке.


Практические задания повышают интерес к предмету и ставят на совершенно иной уровень эмоциональное состояние ученика, лучше и глубже понимается явле­ние, облегчается его восприятие из-за возможности многократ­ного его повторения, укрепляется вера учеников в свои силы, так как они могли повторить эксперимент, выполненный учителем, повы­шается интерес к предмету и улучшается эмоциональный настрой на урок.

Ещё одним вариантом фронтальной работы учащихся можно считать постановку практической задачи в самом начале изучения новой темы. Этот вариант сводится к постановке и решению проблемы и требует особо тщательной проработки.

Получается, что объяснение нового материала идет в процессе решения задачи, и все необходимые величины, новые поня­тия, определения логично возникают при попытках ее решения. Учащиеся попадают в роль исследователя: включаются их творческие возможности, приобретаются навыки размышлять, система­тизировать, обобщать, выделять главное, делать выводы и фор­мулировать свои мысли. Данный подход , например, применяется при изучении темы: «Работа и мощность»(в физике), «Проценты»(в математике).

Однако, такой вид деятельности целесообразно применять тогда, когда учащиеся уже в достаточной степени овладели навыками постановки цели, работы с измерительными приборами, с оборудованием, хорошо знают предыдущий матери­ал, т.е. смогут сконцентрировать свое внимание на результатах и выводах своей работы, а не на методике ее выполнения.

Несколько уроков всегда посвящаются решению практических комбинированных задач. Проводятся эти уроки когда изучен весь учебный материал и являются, практически, уроками повторения, обобщения и закрепления всего изученного.

Первоначально ученики отвечали на вопросы, помогающие сформулировать новую цель по уже достигнутым результатам лабораторно-практических заданий: «А как это же задание можно выполнить по-другому?» (с другим оборудованием, другую величину, или из другого материала, других размеров и.т.д.)

Для облегчения ре­шения комбинированных задач практического плана учащимся было предложено составить технологические карты. Например: "Нужно рассчитать массу.". Составим тех­нологическую карту, учитывая, что из оборудования предложены только мензурка с водой и линейка. После составления таких карт ученики очень хорошо представляют, что и как нужно делать в лабораторной работе. Они учатся читать технологическую карту от конца к началу, в результате чего выполнение задания занимает очень немного времени. Несколько заданий во время повторения материала дается на воспроизведение уже сделанных лабораторных работ или решенных задач, в несколько иных условиях. Например, заменяется материал, из которого сделано тело, или берутся другие по объёму тела, или выполнение задания предлагалось на другом оборудовании. Существует много приемов:это и опорные конспекты, и самоконтроль, и работа в группах. Применение деятельностного подхода не ограничивается перечисленными приемами, методами, подходами и видами деятельности. Не забываю я и метод проектов, дающий ученикам несравненное чувство самостоятельности и независимости. И уже совершенно отдельно от метода проектов идет работа над презентациями: иллюстративными, обучающими. Это творческое и любимое учениками направление, помощь для учащихся обучающихся на дому, пропустивших занятия по болезни.

Стадия воплощения расширяет возможности доказательства путем эксперимента и практической реализации результатов. Формы стадии воплощения различны. В техническом творчестве учащихся - это конструкции механизмов, машин; литературе - стихи, рассказы, постановки сценариев и т.д.

Все рассмотренные типы творческих ситуаций связаны друг с другом, как и этапы творчества. Однако каждый тип ситуаций имеет и самостоятельное значение и может использоваться для формирования соответствующих качеств творческой личности школьника. '

Комплекты творческих приемов обучения

Перед учителем всегда стоит вопрос: «Как учить?». И надо сказать, что решение этого вопроса всегда находится в полной компетенции самою педагога. Сейчас никого не удивляет, что с помощью домкрата человек может поднять тяжелый автомобиль, т.к. домкрат многократно увеличивает усилие человеческих мышц. Но где же «домкраты», помогающие учащемуся с наименьшими затратами времени и сил овладеть довольно сложной современной учебной программой. Как сделать, чтобы на длинной и трудной дороге за знаниями было как можно меньше отставших? Какими приемами улучшить технологию труда ученика и поднять его КПД? Осознав эти проблемы, я стала придумывать, собирать и использовать в своей работе различные методические и дидактические приемы. С их помощью мои уроки стали интереснее, разнообразнее, а школьники из пассивных слушателей превратились в активных участников учебного процесса. В своей работе я хочу поделиться своими находками.

I.Приемы обучения.

1. Решение познавательных задач при изучении темы: «Строение атома».

Поскольку ознакомление учащихся с вопросами строения вещества начинается значительно раньше 9 класса, причем на уроках не только

физики, но и химии, в число первых задач включаю такие, которые требуют от учеников привлечения уже имеющихся у них знаний, например: не сразу ученые пришли к правильным представлениям о строении атома. Задача: проанализируйте известные вам экспериментальные факты и явления, которые показывают, что атом имеет сложное строение.

При решении этой задачи учащиеся сначала вспоминают известные им факты, подтверждающие сложное строение атома после чего делают вывод: физическую сущность этих явлений нельзя понять, не зная строения атома.

При рассмотрении планетарной модели атома Резерфорда перед учащимися ставится задача: строение атома (ядро+электроны) напоминает строение солнечной системы (солнце + планеты). В чем различие между ними.

Путем привлечения имеющихся знаний они находят ответ:

А), между электронами и ядром в атоме действуют электрические силы притяжения; между планетами солнечной системы и Солнцем действуют гравитационные силы притяжения.

Б), движение электронов в атоме не удовлетворяет принципам и законам классической механики, а подчиняется принципам квантовой механики.

Очень важным моментом является обсуждение логических следствий модели: электронейтральность атома, возможность его ионизации, излучение света атомом. Подтверждает ли эксперимент эти следствия?

По законам электродинамики Максвелла каждый движущийся заряд излучает электромагнитные волны, уносящие часть его энергии. Теряя энергию электрон под действием силы электростатического притяжения должен упасть на ядро, т.е. атом должен быть нестабильным, а спектры его излучения - непрерывные. Но это не так. В обычных условиях атомы веществ стабильны, а спектры возбужденных атомов линейчатые.

Вывод: планетарная модель противоречит экспериментальным данным и должна быть или отвергнута или усовершенствована.

Анализируя эту ситуацию и отмечая достоинства планетарной модели, датский физик Нильс Бор принял второй путь - он в 1913 г. дополнил эту модель новыми квантовыми идеями, в результате чего возникла модель Резерфорда-Бора, которая дает объяснение всем известным свойствам атома.

Составляю вместе с учащимися схему, позволяющую правильно осмыслить атомные модели и проследить пути их создания и эволюции, и делаю естественный переход к изучению теории атома Бора.

Модель атома Резерфорда-Бора также рассматривается в соответствии с циклом научного познания, т.е. разбираются вопросы:

  1. На каких научных фактах базируется эта модель?

  2. Какие научные следствия вытекают из нее?

  3. Какие экспериментальные факты вызвали необходимость
    дальнейшего развития модели атома?

В заключении учащимся предлагается выполнить задание: сопоставить

модели атома по Томсону, Резерфорду и Бору.

Сопоставление главных идей, положенных в основу каждой из моделей атома, позволяет учащимся проследить путь усовершенствования моделей и проверить свои знания о строении атома.

2.Рассматривая различные физические явления и их закономерности, иногда сравниваю с нашей человеческой жизнью, как бы переношу их туда. Эти аналогии дают хороший результат.

Разбирая вопрос о постоянном электрическом токе, завожу примерно такой разговор: «Какой по величине ток создает один движущийся электрон? Практически никакой. А если направленно будут двигаться много электронов? Сила тока будет уже значительной, она может заставить работать электрический двигатель, телевизор, электроплиту и т.д. Так и в жизни: сравним, что может сделать один человек и что коллектив».

При изучении электрического тока в газах разбирается явление ударной
ионизации, что она осуществляется за счет электронов. Задаю вопрос: «А что
же делают положительные ионы? Бездельничают?» Сама и отвечаю. Что
также вносят свою лепту в общее дело, работают, только по-своему -
выбивают электроны с поверхности катода. Оказывается, без них не обойтись;
они поддерживают самостоятельный разряд. Так и в человеческом обществе
каждый должен вносить свой вклад в общее дело - кто что умеет, каждый на
своем месте, но обязательно честно и добросовестно.

Воспитательные моменты на уроках.

1 Явления сверхпроводимости.

На холоде проводник теряет сопротивление. Это понятно. Вблизи абсолютного нуля он становится сверхпроводником; так что, если его замкнуть в кольцо, ток по нему будет течь бесконечно. Почти бесконечно. Многие тысячи лет. Это тоже понятно. На холоде все хорошо сохраняется. Но для чего себя сохранять на холоде и в кольце? Ничего не осветить, ничего не согреть, всю жизнь идти по кругу и по одному маршруту и не сделать ничего, что положено сделать? А только и делать, что себя сохранять... Зачем?

2.Порог слышимости.

Он различен для разных людей и их состояний. В состоянии горя плохо слышны звуки радости. В состоянии радости плохо слышны звуки горя. А в состоянии полного благополучия человек слышит только себя и больше ничего не слышит. Хорошо ли это?

Если воспитательную беседу вести отвлеченно, без физики, многие учащиеся думают: «Опять мораль, надоело». А так слушают. Да еще как слушают! Это интересно, без назидательного тона старшего, а главное -полезно. Такой стиль общения порождает сотрудничество. И физика при этом

Ответ: В летнее время температура воздуха у поверхности Земли значительно выше 0°С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, которые, падая, проходят через теплые нижние слои воздуха и тают, поэтому осадки выпадают в виде дождя. Если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности Земли в виде града.

5. Почему человек сильную жару легче переносит в сухих местах,
чем влажных, болотистых?

Ответ: При одинаковой температуре в сухих местах относительная влажность воздуха гораздо ниже, чем влажных, болотистых. Поэтому испарение влаги там с поверхности кожи человека происходит интенсивнее, препятствуя повышению температуры выше нормы.

6. Чем объяснить, что в северном полушарии зима и холод
наступают в то время, когда Земля ближе всего к Солнцу?

Ответ: Поскольку освещённость поверхности прямо пропорциональна косинусу угла между нормалью к ней и направлением падающих лучей, а Солнце зимой в северном полушарии низко стоит над горизонтом. Зимой количество солнечной энергии, приходящийся на данный участок земли, мало, количество этой энергии зависит также от продолжительности освещения, а продолжительность дня зимой меньше ночи. Конечно, поток солнечной энергии, падающий на Землю, изменяется в зависимости от расстояния до Солнца, но это изменение в данном случае несущественно, т.к. орбита Земли мало отличается от окружности.

7. Несколько дней в 1952 году Лондон был окутан столь густым и
чёрным туманом (смог), что видимость была минимальной, и в городе
погибло около 4 тысяч человек. За последние 10 лет лондонские туманы
стали относительно слабыми. Одна из причин этого заключается в том, что
сейчас там для отопления очень редко используют уголь. Объясните этот
факт.

Ответ: Туман образуется тогда, когда влажный воздух, излучая тепло в пространство, охлаждается, избыток водяного пара конденсируется. Когда в воздухе содержится большое количество центров конденсации (например, частичек пыли), то происходит интенсивная конденсация при влажности ниже 100% и образуется густой туман; если к тому же слой теплого воздуха располагается над слоем холодного, то промышленные загрязнения с капельками влаги удерживаются вблизи Земли, порождая смог. Уменьшение числа котельных, выбрасывающих в атмосферу твёрдые продукты сгорания угля, заметно снижает количество центров конденсации, и туманы ослабевают.

8. Почему на вершине горы холоднее, чем у сё подножия? Разве на
единицу поверхности вершины попадает меньше солнечной энергии, чем у
подножия? Разве с вершины холодный воздух не спускается к подножию и не
охлаждает его?

Ответ: На единицу площади вершины горы приходится больше

не страдает - разгрузочный момент краток.

Викторина к занимательному уроку физики по теме
« Влажность, тепло, холод, погода»

Цель урока: развитие интереса к физике - науке о природе; вскрыть межпредметные связи физики и географии.

План урока:

  1. Вступительное слово: «...Погода является самым величественным
    спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актера: солнечная
    радиация, влага и воздух». (Элиот Л.О., Уилкокс У. Физика- М: Наука,
    1975г., стр. 328)

2.Доклады, сообщения:

Абсолютная и относительная влажность, ее значение.

Ветер. Происхождение разных видов ветра с точки зрения физики.

Погода и ее предсказания.

  1. Демонстрация занимательных опытов.

  2. Викторина «Кто знает лучше, кто ответит быстрее».

  3. Подведение итогов и награждение наиболее активных учащихся
    на уроке.

Поскольку материал для подготовки докладов имеется в различной литературе, то ограничусь рассмотрением вопросов для викторины.

  1. Сырой воздух содержит большой процент молекул воды, чем
    сухой. Поэтому, казалось бы, он должен иметь большую плотность по
    сравнению с сухим. Так ли это? Ответ: Число молекул газа, заключенных в
    единичном объеме зависит только от температуры газа и его давления и не
    зависит от рода газа. Поэтому в литре сырого воздуха содержится столько же
    молекул, сколько в литре сухого (при данной температуре и давлении).
    Другими словами, в сыром воздухе некоторые молекулы кислорода и азота
    замещаются молекулами воды, но последние легче первых (молярная масса
    воды 18, а воздуха 29); поэтому сырой воздух легче сухого.

  1. Влияет ли ветер на показания термометра?

Ответ: Ветер - это перемещение воздуха над поверхностью земли. Если температура движущегося воздуха такая же, что и у окружающей среды, и термометр сухой, то ветер не влияет на показания термометра. В других случаях он воздействие оказывает.

3. Почему после очень облачной ночи не образуется иней и роса?
Ответ: При сильно облачной погоде часть теплового излучения Земли

отражается от облаков к почве и не допускает сильного (до точки росы) понижения температуры земной поверхности и воздуха.

4. Почему в летнее время осадки выпадают обычно в виде дождя или
града?


солнечной энергии, чем у подножия, т.к. часть энергии солнечных лучей, проходя через слои атмосферы, поглощается и рассеивается ими. Несмотря на это, на вершине прохладнее, чем у подножия. Это объясняется двумя обстоятельствами: 1) поднимающийся по склону горы воздух, попадая вверх в область низкого давления, адиабатно расширяется и охлаждается, а воздух, опускается с вершины к подножию горы, наоборот, попадая в область высокого давления, сжимается и нагревается; 2) воздушное одеяло, покрывающее земную поверхность и отражающее часть её теплового излучения, над вершиной более тонкое, чем внизу, поэтому понижение температуры вверху происходит быстрее, чем у подножия.

9. Почему, если зимой при сильном морозе прикоснуться пальцами к металлу, они прилипнут, а если прикоснуться к дереву - нет?

Ответ: Теплопроводность металла велика, поэтому при соприкосновении тепло от пальцев к металлу переходит интенсивно, поскольку кожа увлажнена, пальцы примерзают к металлу. У дерева же теплопроводность меньше и понижение температуры происходит медленнее.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая учебные действия:

  • целеполагания,

  • программирования,

  • планирования,

  • контроля и самоконтроля,

  • оценивания и самооценивания.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в управлении процессом обучения.

Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».   

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный  Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

  • учёт интересов учащихся;

  • учение через обучение мысли и действию;

  • познание и знание  как  следствие преодоления трудностей;

  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий. Все действия основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности. Это способствует тому, что знания приобретают для обучающихся личную значимость.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они  включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Реализация деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание  на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.

Деятельностный подход  лежит в основе многих педагогических технологий:

  • Проектной  деятельности.

  • Интерактивных методов  обучения

  • Проблемно – диалогового  обучения

  • Интегрированного обучения  на основе межпредметных связей;

Именно эти технологии позволяют:

  • Придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти  от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация.

  • Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

  • Усилить практическую направленность школьного образования.

Важнейшим условием реализации деятельностного подхода является мотивация обучения. Приёмы: пробуждение положительного эмоционального отношения к учёбе, новизна и актуальность изучаемого материала, создание ситуации успеха, поощрение и др.

 А. Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Огромную роль играет активизация познавательной деятельности. В основу уроков должны быть положены социально-конструируемые   педагогические   ситуации,  деятельность  учащихся в которых  будет развивать общеучебные умения и навыки и воспитывать личность. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Разнообразие методов обучения активизирует развитие у школьников различных типов запоминания, мышления и интересов. Надо шире применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, рассматривать разные точки зрения; расширять формы и методы самостоятельной работы школьников на уроках, учить их составлять план ответа и др. Полезно проведение лабораторных работ исследовательским методом, экспериментальных опытов, побуждение учащихся к различным видам творчества и т.д.

В качестве примера реализации деятельностного подхода в обучении математики приведу урок математики в 6 классе по теме «Пропорции».

В педагогических исследованиях организация и характер протекания познавательной деятельности учащихся выделены как один из стимулов формирования их познавательных интересов. Конкретизируя данный стимул, в него включают многообразие форм самостоятельной работы: овладение новыми способами деятельности, элементы исследования, творческие и практические работы. Эти виды работ вызывают много разных переживаний у учащихся: осознание собственного роста, радость овладения более совершенными формами учебной деятельности, удовольствие, чувство успеха, гордости за успех товарищей. Объективно интересному характеру деятельности способствует в первую очередь содержание самой деятельности, связанное с проблемностью изложения, выполнением творческих заданий, практической направленностью заданий. Чем чаще будут предоставляться обучающемуся такие возможности, тем глубже будет его интерес к предмету. Обучающемуся интересно, когда изучение материала представляется для него как решение конкретной задачи, как постоянная работа мысли. В любой деятельности велико значение положительного самоопределения тех, кто эту деятельность выполняет. Любая учебная ситуация приобретает смысл с точки зрения влияния на развитие личности ребенка в зависимости от того, как она реализована учителем: с позиции воздействия “делай как я сказал” или с позиции взаимодействия “пойми смысл и принимай решение, как действовать дальше”.

Учитель (позиция)

Воздействие – это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому.

Взаимодействие – это прямая и обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю; оно предполагает активную реакцию участников деятельности в достижении.

Учитель(цели)

Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

Структура урока на основе деятельностного подхода:

Структура урока.

1. Самоопределение к деятельности:

Цели этапа:

  1. Включить учащихся в учебную деятельность;

  2. Определить содержательные рамки урока.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (‘хочу’) 2) выделяется содержательная область (могу).

Настраиваясь на создание благоприятной атмосферы взаимодействия на уроке, пользуюсь речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской, опираюсь на прошлый успешный опыт детей. В основном от первых минут зависит весь дальнейший ход урока. (1. Рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста. 2.Сегодня нас ждет интереснейший материал.)



2. Актуализация знаний.

Цели этапа:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

Урок математики в 6 классе по теме: «Пропорции».

Цели:

  • ввести понятия пропорции и ее членов; научить составлять пропорции из отношений; формулировка основного свойства пропорции;

  • развивать воображение, математическую интуицию,логическое мышление, правильную математическую речь, навыки самоконтроля и самоанализа;

  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа с классом:

1.Что называется отношением двух чисел?

2.Что показывает отношение двух чисел?

3.Какую часть первое число составляет от второго?

4.Сколько процентов одно число составляет от другого?

2.Работа в парах -задания записаны на доске.

Вариант 1

  1. 0,2 = 10% 5) 8:20000=0,0004

50% 6) 105:120=0,865

3) =75 % 7) 40: 2000=0,002

4) 2= 100% 8) 3,6:0,2=1,8

Вариант 2

  1. 0,3 = 30% 5) 4:10000=0,0004

55% 6) 15:120=0,135

3) =75 % 7) 60: 3000=0,002

4) 4= 400% 8) 12,1:1,1=1,1



На доске с обратной стороны записаны ответы:

х-«верно»; о-«неверно»

Вариант 1: Вариант 2:

0хх0х00х х0ххх000

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу. Выставляют оценки.

III.Формирование новых знаний:

Учитель:

Даны два отношения: 3,6 к 1,8 и 200 к 100. Найдите эти отношения.

Сравните данные отношения.

Учащиеся(вывод самостоятельный):

отношения равны, так как значения частных равны 2.

Следовательно, мы можем записать равенство

или 3,6 : 1,8 = 200:100.

Постановка проблемы. Открытие нового знания. Использование подводящего диалога

«Равенство двух отношений называют пропорцией.»

Работа в парах (заучивание определения понятия «пропорция» учащимися и взаимопроверка.)

Общий вид пропорции:

a : b = c : d или .

Чтение записи a : b = c : d следующее:

«Отношение a к b равно отношению c к d»;

чтение записи следующее:

«a так относится к b, как c относится к d».

Название членов пропорции

a : b = c : d или

следующее: a и d – крайние члены, b и c - средние члены, b0, d0.

( на экране.)

Задание 1. (Задание на экране, выполняется устно.)

Установите, является ли пропорцией следующие равенства:

  1. [пропорция, так как 0,3 = 0,3]

  2. [равенство не является пропорцией, так как ]

Задание 2. (Задание на экране, выполняется письменно.)

В пропорции 2,4 : 0,6 = 8 : 2 найдите произведение ее крайних и произведение ее средних членов, то есть

2,4 · 2 = 4,8 и 0,6 · 8 = 4,8.

Получим, что 2,4 · 2 = 0,6 · 8.

Задание 3.

Найдите произведение крайних членов пропорции и произведение средних членов.

  1. [6· 9 = 3 · 18, 54 = 54]

  2. []

Учащиеся

(вывод самостоятельный) произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

Итак, мы сформулировали основное свойство пропорции:

в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.

Учитель: «Верно ли обратное утверждение? Сформулируйте его. Приведите пример.

«Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна»

Запишем основное свойство пропорции :

a · d = b · c или a : b = c : d, a · d = b · c.

И обратно: если a · d = b · c, то .

Проблемная ситуация

Учитель: Можно ли из данной пропорции составить новые пропорции? Сколько?

Учащиеся: верное решение записывают с помощью таблицы, переносят таблицу в тетради.

a : b = c : d







a · d = b · c

























Способы получения новых пропорций:

1) Поменять местами крайние члены.

2) Поменять местами средние члены.

3) Записать обратные отношения.

4) Поменять местами левую и правую части в получившихся пропорциях.

Задание 4. (Работа у доски.)

Используя верное равенство 5 1,2 = 2 · 3, составьте четыре верные пропорции.

Решение. Из верного равенства 5 1,2 = 2 · 3 получаем четыре пропорции:

- верная пропорция

- верная пропорция

- верная пропорция

- верная пропорция

Учитель: «Используя основное свойство пропорции, можно найти ее неизвестный член, если все остальные члены известны.

Пример 1. Найдите в пропорции n : 0,6 = 7 : 2,1 неизвестный крайний член n.

Ответ: n = 2.

Пример 2. Решите уравнение .

Ответ: x = 0,03.

IV.Формирование навыков и умений: Работа с учебником.

№ 760,стр.125 (с комментариями с места).

Решение задачи №735, стр. 119 двумя способами.

1 способ:

1)300-240=60(х.)-выпускали сверх нормы.

2)60:240=0,25=25%-увеличилось производство холодильников за смену.

2 способ:

1)300:240=1,25=125%-составляет выпуск холодильников сверх нормы.

2)125-100=25(%)

Ответ: 25%

V.Рефлексия. Домашнее задание.

– Какие открытия вы сделали для себя на этом уроке ?
– Что важно запомнить?

Домашнее задание: п.21, стр.123-124,№772,778,776(а)

Результативность опыта

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. А, как известно познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Физика и математика очень сложные предметы и задача учителя развивать на уроке во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету, математические навыки. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

- повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебному предмету – математике,физике;

- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.

Результат: овладение навыками самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствование исследовательских умений, развитие творческого мышления и способностей к изобретательству.

Урокам решения задач ,что в физике, что в математике уделяю особое внимание, так как умение решать задачи показывает, как усвоено изучаемое понятие на уровне применения, повышает жизненную значимость знаний. В зависимости от содержания учебного материала и подготовленности учащихся применяю разные формы организации таких уроков, но всегда тщательно отбираю из разнообразных источников практический материал. Важно, чтобы система заданий отвечала принципу развивающего обучения, способствовала формированию положительных мотивов учения. Поэтому всегда предлагаю дифференцированные по сложности задания, решение которых требует от учащихся различного характера познавательной деятельности. Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу. Для этого необходимы глубокие знания, гибкость мышления, уверенность в своих силах. Обучение методам и приёмам решения математических,физических задач начинаю на уроках-практикумах, семинарах, хорошие результаты даёт использование метода малых групп при организации самостоятельной работы на уроке и выполнение домашних индивидуальных заданий по основным темам курса. Практикую дифференцированные домашние задания. Выполнение заданий для групповой работы способствует созданию деловой творческой обстановки, взаимообучению. Задания группам составляются по-разному. Например, решения задач по методу малых групп, каждая группа получает своё задание и разрабатывает свою часть общего задания (принцип “учимся вместе”). Задания внутри группы близки по содержанию, но несколько отличаются сложностью. Задач обычно предлагается больше, чем количество учащихся в группе. При распределении заданий это позволяет в большей степени учитывать особенности учащихся. Опыт показывает, если задач в задании больше и какие-то из них остаются не задействованными, ученик хотя бы из любопытства прочитает оставшиеся тексты, сравнит со своей задачей, то есть произойдёт опосредованное решение. В качестве домашнего предлагается выполнить индивидуальное задание, содержащее все основные типы задач, решаемые группами, поэтому сотрудничество будет продолжено на новом уровне во внеурочное время. Индивидуальные задания представляют собой подборку задач основных типов и составлены в 20 вариантах таким образом, что задачи в них не повторяются, и каждый учащийся решает персональный вариант.

Медиаобразование, интегрированное в учебные предметы, в том числе и в физику, и в математику обогащает учебный процесс новыми формами и приемами работы, позволяющими активизировать познавательную деятельность учащихся, благодаря включению внешкольной информации, содержащей физические знания. Систематизировать и обрабатывать информацию помогает учащимся работа по оформлению «динамического» стенда. Информация на стенде изменяется синхронно изменениям тем урока. Учащиеся заранее выбирают тему, используя медиаресурсы, подбирают материал, позволяющий многоаспектно рассмотреть данную тему: от гипотезы да технического применения. Недостаток лабораторного оборудования в физике можно легко восполнить, проводя интерактивные лабораторные работы и фронтальные эксперименты. Причем, в этом случае параметры системы легко меняются и в любой работе придается исследовательский характер.

Выводы, рекомендации:

Условия, создаваемые в рамках деятельностного подхода действительно

способствуют

-формированию ключевых образовательных компетенций у учащихся.

-происходит развитие у учащихся всех компонентов деятель­

ности, а не только багажа знаний; абстрактные, как бы мертвые, знания,

которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или

учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными (ведь ты сам добыл их);

-эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно;

-самостоятельная активная учебная деятельность, направленная на ре­шение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, ибо иначе нельзя достигнуть требуемого результата;

-в процессе самостоятельных активных действий в работе учащегося, ученик

овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности, что очень важно; учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями, так как иначе чаще всего не удается справиться с заданием: ведь некоторые задания специально ориенти­рованы на установление коммуникативных отношений; вследствие необходимости ученик учится налаживать дело­вые партнерские отношения, осмысливать их.

Так формируются задатки умения сотрудничать.

Деятельностный подход предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе самостоятельных активных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.






Библиографический список

«Деятельностный подход в обучении математике и физике»


  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября»- 2011.-№9.-С.14-15.

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.

  3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.

  4. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».

  5. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва .Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996 г

  6. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва ,2007 г.

  7. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006 г.

  8. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

  9. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности.Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

  10. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  11. Деятельностный метод в школе.Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]

  12.  Боровских А.В., Розов Н.Х. «Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров.» – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.

  13. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.

  14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

  15. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу­чению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.

  16. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.

  17. . Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деятельностный подход в обучении физике и математике

Автор: Ушакова Валентина Васильевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "" тормозной  и остановочный пупь" интегрированный урок по физике 9 класс. "
    ["seo_title"] => string(71) "tormoznoi-i-ostanovochnyi-pup-intieghrirovannyi-urok-po-fizikie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130413"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415896500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-g-k-muravina-o-v-muravinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191843"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427375251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства