kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" тормозной и остановочный пупь" интегрированный урок по физике 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок физики в 9 « А»  классе по теме "Тормозной и остановочный путь"
Вид урока: интегрированный (физика + математика)
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию относится к уроку открытия «нового» знания»
Оборудование к уроку:
              Интерактивная доска
• презентация Microsoft PowerPoint
• Тележки, резиновые коврики, трибометры, металлические планшеты- из лаборатории –
L- Микро
• Фрагмент на 3 минуты  о детском травматизме на дорогах.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
( тормозной путь, зависимость  тормозного пути от квадрата скорости и коэффициента трения среды)
Физика:
     На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить  применять их  для определения:
      -модуля и направления  сил,  действующих  на  движущиеся  тела в  реальных ситуациях;
      -безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств
и тормозного пути при остановке.
Математика:
Использовать законы математики для вычислительных действий и установления зависимостей между тормозным путем, ускорением, коэффициентом трения.
Время занятия: 45 минут.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель физики:
1.Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов  делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?
2.Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивают предупреждающий знак « Осторожно, листопад!»?
3. Почему после дождя грунтовая дорога делается скользко. Почему опасно съезжать по грунтовой дороге с уклоном вниз?
Примерные ответы учеников:
1.Для того, чтобы увеличить коэффициент трения и тем самым прак-
тически не допустить проскальзывания между колесами автомобиля и
обледенелым участком полотна дороги.
2.Сушие листья уменьшают сцепления колес трамвая с рельсами, вследствие чего может возникнуть пробуксовка колес, тормозной путь станет больше.
3.Вода на поверхности дороги уменьшает коэффициент трения.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2 Актуализация знаний, проходит с помощью творческого задания- отгадывание ключевого слова к уроку, которое способствует определению темы урока, и целей урока.
Учитель математики: ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок.
Для проведения урока вам необходимо отгадать ключевую фразу, которая позволит вам определить тему сегодняшнего урока.
Смотрим на интерактивную доску - перед вами ребус. Отгадав который  вы сумеете назвать тему сегодняшнего урока.
 рисунок торт       рисунок окна    буква й                    цифра 5  
 4=М                        2=3                                                        2=у
( тормозной путь)
Ученики: тормозной путь.
Учитель физики: правильно. Открыли тетради и записали: число, классная работа, тему урока «Тормозной путь. Остановочный».
(в этот момент в программе « воспроизведения» на интерактивной доске записывается: число, классная работа, тема урока: « Тормозной путь. Остановочный»
Стадия « Вызова»
Демонстрация  фрагмента фильма о травматизме на дорогах.
Учитель математики:
Ребята как вы думаете, нужны ли знания по физике, по математике на дорогах? (Ученики предлагают ответы на вопрос)
Примерные ответы учеников:
Да, нужны с помощью законов математики выполняются вычислительные действия,  переводы различных физических величин, устанавливаются зависимости между величинами, а с помощью законов физики объясняются явления природы,  принцип работы технических устройств.
Учитель физики:
Транспортные средства, как и все тела, подчиняются законам физики. Сегодня, на какие вопросы надо  ответить, чтобы получить закон, позволяющий  рассчитать тормозной путь?
Ученики предлагают примерный перечень вопросов:
От каких физических величин зависит безо¬пасность движения на дорогах?
Как определить тормоз¬ной путь, допустимую скорость при поворотах, при движе¬нии по холмистой или неровной дороге?
  Как определить, возникающее при этом, максимальное ускорение?
( вопросы, сформулированные ребятами, записываются на доске)
Учитель: Молодцы, правильные вопросы.  Я предлагаю провести исследовательские работы, которые помогут ответить на вопросы  позволяющие рассчитывать тормозной путь автомобилей и других движущихся устройств.
У вас на столах есть карточки с заданиями и оборудование к ним. Время работы 10 минут. В тетрадь записать вывод по исследовательской работе.
(работа в группе по 2 человека «исследовать тормозной путь при движении двух тележек одинаковой по массе, проходящими: по резиновому коврику и железному планшету», «исследовать тормозной путь дух тележек разной массы, проходящих по одинаковым резиновым коврикам», «исследовать тормозной путь дух тележек одинаковой массы, проходящих по резиновому коврику  и металлическому планшету», « исследовать тормозной путь дух тележек разной массы, проходящих по одинаковым металлическим планшетам».)
Более сильным ученикам на основании второго закона Ньютона получить формулу тормозного пути.
Учитель: Какие результаты исследовательской работы получили:
Ответы учеников:
1.тормозной путь зависит от скорости движения тележек.
2. Тормозной путь зависит от поверхности взаимодействия тел.
3. Формула тормозного пути равна: S=v2/2μg
Учитель: Скажите экспериментальное исследование, подтверждает теоретические рассуждения?
Ученики: да, теория совпадает с практикой.
Учитель математики:
Таким образом, с какими  физических величин тормозной путь связан прямо пропорциональной зависимость и от каких обратной?
( ученики: прямо пропорционально связан тормозной путь и квадрат скорости, обратно с коэффициентом трения)
• Рефлексия - задачи с использованием программы Microsoft PowerPoint
• Учитель математики:
Задание 1. Назовите пять опасных мест, и объясните, в чем их опасность
Вывод: Будь всегда внимательным и осторожным
Коллективное решение задач.
Учитель физики:
1.На участке дороги установлен знак, водитель
   применил аварийное торможение. Инспектор
   обнаружил по следам колес, что тормозной
   путь 12м. Нарушил ли водитель правила до-
        рожного движения, если коэффициент трения
   равен 0,6.
Ответ1. Скорость была 43,2 км/ч, т.е. меньше разрешенной.
                  Знак « Максимальная скорость движения 50 км/ч!.»                                    
2 Водитель грузовика, едущего со скоростью
     72км/ч, заметил на дороге знак.                              
Сможет ли он не сбавляя скорости,
проехать поворот, если радиус поворота                                     
равен 25м, а коэффициент трения µ=0,4
Ответ 2. Безопасная скорость на таком повороте 36 км/ч, так
                 что грузовик должен притормозить, иначе его вынесет.
                Знак  « Опасный поворот!».                 
Учитель: посмотрите на таблицу. Подтверждает выводы, которые были сделаны в процессе исследовательской работы?
Учитель математики:  а что означает этот знак:
Что должен делать водитель, увидев этот знак?
Ответ: остановиться
Вот и наш урок подходит к концу продолжите фразу:
• «Сегодня на уроке я узнал…»
• «Сегодня на уроке я научился…»
• «Сегодня на уроке я познакомился…»
• «Сегодня на уроке я повторил…»
• «Сегодня на уроке я закрепил
Учителя выставляют оценки за урок. Д.з составить «Фишбоун» по теме урока.

Литература: М.Е. Тульчинский качественные задачи по физике.

                           А.П. иП.А. Рымкевич сборник задач по физике.

 

 

Просмотр содержимого документа
«" тормозной и остановочный пупь" интегрированный урок по физике 9 класс. »

Урок физики в 9 « А» классе по теме "Тормозной и остановочный путь"

Вид урока: интегрированный (физика + математика)

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию относится к уроку открытия «нового» знания»

Оборудование к уроку:

Интерактивная доска

  • презентация Microsoft PowerPoint

  • Тележки, резиновые коврики, трибометры, металлические планшеты- из лаборатории –

L- Микро

  • Фрагмент на 3 минуты о детском травматизме на дорогах.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

( тормозной путь, зависимость тормозного пути от квадрата скорости и коэффициента трения среды)

Физика:

На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить применять их для определения:

-модуля и направления сил, действующих на движущиеся тела в реальных ситуациях;

-безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств

и тормозного пути при остановке.

Математика:

Использовать законы математики для вычислительных действий и установления зависимостей между тормозным путем, ускорением, коэффициентом трения.

Время занятия: 45 минут.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Ход урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель физики:

1.Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?

2.Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивают предупреждающий знак « Осторожно, листопад!»?

3. Почему после дождя грунтовая дорога делается скользко. Почему опасно съезжать по грунтовой дороге с уклоном вниз?

Примерные ответы учеников:

1.Для того, чтобы увеличить коэффициент трения и тем самым прак-

тически не допустить проскальзывания между колесами автомобиля и

обледенелым участком полотна дороги.

2.Сушие листья уменьшают сцепления колес трамвая с рельсами, вследствие чего может возникнуть пробуксовка колес, тормозной путь станет больше.

3.Вода на поверхности дороги уменьшает коэффициент трения.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2 Актуализация знаний, проходит с помощью творческого задания- отгадывание ключевого слова к уроку, которое способствует определению темы урока, и целей урока.

Учитель математики: ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок.

Для проведения урока вам необходимо отгадать ключевую фразу, которая позволит вам определить тему сегодняшнего урока.

Смотрим на интерактивную доску - перед вами ребус. Отгадав который вы сумеете назвать тему сегодняшнего урока.

4=М 2=3 2=у

( тормозной путь)

Ученики: тормозной путь.

Учитель физики: правильно. Открыли тетради и записали: число, классная работа, тему урока «Тормозной путь. Остановочный».

(в этот момент в программе « воспроизведения» на интерактивной доске записывается: число, классная работа, тема урока: « Тормозной путь. Остановочный»

Стадия « Вызова»

Демонстрация фрагмента фильма о травматизме на дорогах.

Учитель математики:

Ребята как вы думаете, нужны ли знания по физике, по математике на дорогах? (Ученики предлагают ответы на вопрос)

Примерные ответы учеников:

Да, нужны с помощью законов математики выполняются вычислительные действия, переводы различных физических величин, устанавливаются зависимости между величинами, а с помощью законов физики объясняются явления природы, принцип работы технических устройств.

Учитель физики:

Транспортные средства, как и все тела, подчиняются законам физики. Сегодня, на какие вопросы надо ответить, чтобы получить закон, позволяющий рассчитать тормозной путь?

Ученики предлагают примерный перечень вопросов:

От каких физических величин зависит безо­пасность движения на дорогах?

Как определить тормоз­ной путь, допустимую скорость при поворотах, при движе­нии по холмистой или неровной дороге?

Как определить, возникающее при этом, максимальное ускорение?

( вопросы, сформулированные ребятами, записываются на доске)

Учитель: Молодцы, правильные вопросы. Я предлагаю провести исследовательские работы, которые помогут ответить на вопросы позволяющие рассчитывать тормозной путь автомобилей и других движущихся устройств.

У вас на столах есть карточки с заданиями и оборудование к ним. Время работы 10 минут. В тетрадь записать вывод по исследовательской работе.

(работа в группе по 2 человека «исследовать тормозной путь при движении двух тележек одинаковой по массе, проходящими: по резиновому коврику и железному планшету», «исследовать тормозной путь дух тележек разной массы, проходящих по одинаковым резиновым коврикам», «исследовать тормозной путь дух тележек одинаковой массы, проходящих по резиновому коврику и металлическому планшету», « исследовать тормозной путь дух тележек разной массы, проходящих по одинаковым металлическим планшетам».)

Более сильным ученикам на основании второго закона Ньютона получить формулу тормозного пути.

Учитель: Какие результаты исследовательской работы получили:

Ответы учеников:

1.тормозной путь зависит от скорости движения тележек.

2. Тормозной путь зависит от поверхности взаимодействия тел.

3. Формула тормозного пути равна: S=v2/2μg

Учитель: Скажите экспериментальное исследование, подтверждает теоретические рассуждения?

Ученики: да, теория совпадает с практикой.

Учитель математики:

Таким образом, с какими физических величин тормозной путь связан прямо пропорциональной зависимость и от каких обратной?

( ученики: прямо пропорционально связан тормозной путь и квадрат скорости, обратно с коэффициентом трения)

  • Рефлексия - задачи с использованием программы Microsoft PowerPoint

Задание 1. Назовите пять опасных мест, и объясните, в чем их опасность

Вывод: Будь всегда внимательным и осторожным.

Учитель математики:

Коллективное решение задач.

Учитель физики:

1.На участке дороги установлен знак, водитель

применил аварийное торможение. Инспектор

обнаружил по следам колес, что тормозной

путь 12м. Нарушил ли водитель правила до-

рожного движения, если коэффициент трения

равен 0,6.



Дано: СИ Решение:



Vmax = 50км/час 14м/с по 2 закону Ньютона: ma= F-Fтр. , при F=0

S= 12м Fтр= ma, µN= ma, µmg =ma (1)

µ=0,6 из s=v2-v02/2a = s= v02/2a ,т.к. v=0

найти: vо=? s= v02/2 µg = v=√ 2sgµ=12м/с=43,2км/час

v0Maxi



F Fтр.

2 способ: из s=mvо2 /2Fтр = vо= √ 2sFтр/m, где Fтр.= µN= µmg

Vо=12м/с

Ответ1. Скорость была 43,2 км/ч, т.е. меньше разрешенной.

Знак « Максимальная скорость движения 50 км/ч!.»

  1. Водитель грузовика, едущего со скоростью

72км/ч, заметил на дороге знак.

Сможет ли он не сбавляя скорости,

проехать поворот, если радиус поворота

равен 25м, а коэффициент трения µ=0,4?





Дано: Решение: При равномерном движении

Равнодействующая сил R =Fтр , по 2 закону Ньютона.

V=20м/с т.к. R= maцс, a Fтр=µN= µmg ,то

r=25м maцс= µmg

µ=0,4 aцс= Vmax2/r = µg =Vmax2/r, тогда Vmax=√ µg r=10м/с=36км/ч

найти:

Vmax=?

Ответ 2. Безопасная скорость на таком повороте 36 км/ч, так

что грузовик должен притормозить, иначе его вынесет.

Знак « Опасный поворот!».

Учитель: посмотрите на таблицу. Подтверждает выводы, которые были сделаны в процессе исследовательской работы?

Стоп

Учитель математики: а что означает этот знак:

Что должен делать водитель, увидев этот знак?

Ответ: остановиться

Вот и наш урок подходит к концу продолжите фразу:

стоп

  • «Сегодня на уроке я узнал…»

  • «Сегодня на уроке я научился…»

  • «Сегодня на уроке я познакомился…»

  • «Сегодня на уроке я повторил…»

  • «Сегодня на уроке я закрепил

Учителя выставляют оценки за урок. Д.з составить «Фишбоун» по теме урока.

Используемая литература: М.Е.Тульчинский качественные задачи по физике.

А.П., П.А. Рымкевич сборник задач по физике.

Интернет : генератор ребусов в онлайне

Яндекс. Картинки по тормозному пути.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" тормозной и остановочный пупь" интегрированный урок по физике 9 класс.

Автор: Олейник Татьяна Филипповна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130413

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства