kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные методы обучения в преподавании математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная ситуация в преподавании общеобразовательных дисциплин требует коренного изменения стратегии и тактики обучения.Эффективность обучения школьников математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Актуальность методов активного обучения заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитие творческих и коммуникативных способностей личности.

В статье "Активные методы обучения в преподавании математики" рассмотрены разделение активных методов обучения, их применение на уроках математики, а так же чем нужно руководствоваться при выборе активных методов обучения на уроке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения в преподавании математики.»

Активные методы обучения в преподавании математики.

Современная ситуация в преподавании общеобразовательных дисциплин требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Эффективность обучения школьников математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Актуальность методов активного обучения заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитие творческих и коммуникативных способностей личности.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

  • вынужденная активность обучения;

  • самостоятельная выработка решений учащимися;

  • высокая степень вовлечённости учащихся в учебный процесс;

  • направленность на развитие или приобретение умений и навыков;

  • постоянная обратная связь учащихся и учителя.

М.Новик выделяет неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму занятия: неимитационное и имитационное.

Неимитациооные группы обучения: проблемная лекция, проблемный семинар, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, "круглый стол", мозговой штурм. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между учителем и учащимися.

Имитационные группы обучения подразделяют на два типа: игровые и неигровые. Имитационные игровые группы обучения: деловая игра, инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей), игровое проектирование, имитационный тренинг. Имитационные неигровые группы обучения: анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), коллективная мыслительная деятельность.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли относятся к игровым.

Активные методы обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса. При их применении осуществляется распределение «обязанностей» при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Ясно, что большую развивающую нагрузку несет на себе активный со стороны ученика процесс обучения.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;

  • соответствие содержанию изучаемой темы;

  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д.

  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

4 этап – рефлексия.


Классификация методов активного обучения:

Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

- источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
- методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения);

- тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);

- уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

- уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

- дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
- вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.

Применение методов активного обучения на уроках математики.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично), предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес - это процесс, недостаточно исследованный в психологии.

Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективная работа и обсуждения. Ввиду этого в своей работе нужно применять всевозможные командные соревнования такие как: математический бой, урок - взаимообучения учащихся, урок - КВН и другие.

Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным обучением предмету. Включение в урок игр и игровых моментов помогает делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение.

Очень важна оценка работы и психологического климата на уроках. Дети должны не только активно заниматься учёбой, но и чувствовать себя уверенно и комфортно.


Список использованной литературы:

  1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

  2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г Миндюк. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.

  3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986

  4. www.pedsovet.ru





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активные методы обучения в преподавании математики.

Автор: Мутницкая Виктория Николаевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики"
    ["seo_title"] => string(80) "delovaia_igra_kak_metod_formirovaniia_professionalnykh_pedagogicheskikh_kompeten"
    ["file_id"] => string(6) "617232"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668282315"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Применение модульной системы обучения на уроках учебной методики преподавания математики"
    ["seo_title"] => string(80) "primienieniie_modul_noi_sistiemy_obuchieniia_na_urokakh_uchiebnoi_mietodiki_prie"
    ["file_id"] => string(6) "387265"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486103726"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства