Применение модульной системы обучения на уроках учебной методики преподавания математики
Применение модульной системы обучения на уроках учебной методики преподавания математики
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения, поскольку традиционная организация обучения не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития студентов.
Современная образовательная технология
современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс ;
актуальное содержание, которое передается обучающимся и предлагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике ;
современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную структуру, мультимедийные средства, эффективное использование дистанционных форм обучения.
Задача современной образовании не в том, чтобы выработать у студента способность запоминать и излагать информацию, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения.
Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модуль - это определенный вид работы, который выполняют студенты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение модульной системы обучения на уроках учебной методики преподавания математики»
Жангазинова Г.Г- преподаватель
Акмолинского колледжа
Казахской академии транспорта и
коммуникации имени М.Тынышпаева
Применение модульной системы обучения на уроках учебной методики преподавания математики
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения, поскольку традиционная организация обучения не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития студентов.
Современная образовательная технология
современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс ;
актуальное содержание, которое передается обучающимся и предлагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике ;
современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную структуру, мультимедийные средства, эффективное использование дистанционных форм обучения .
Задача современной образовании не в том, чтобы выработать у студента способность запоминать и излагать информацию, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения.
Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модуль - это определенный вид работы, который выполняют студенты.
Методическая сущность модульной технологии - это предоставление студентам центрального места в системе «преподаватель-студент». При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» студентов: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
К ведущим принципам модульного обучения можно отнести: мобильность, структуризацию содержания обучения,динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, осознанную перспективу,разносторонность методического консультирования,паритетность.
В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей; 2) банк информации
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Содержание учебного модуля:
- теоретический материал (краткий конспект с примерами); - задания обучающей самостоятельной работы с методическими рекомендациями к их выполнению; - задания диагностической самостоятельной работы; - решебник с выполненными заданиями обучающей самостоятельной работы; - решебник с выполненными заданиями диагностической самостоятельной работы.
Чтобы составить план действий, нужно: выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения; объединить учебное содержание в определенные блоки; сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения); выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль;разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений студентов, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
гарантированность достижения результатов обучения;
возможность работы обучаемых в парах, в группах;
возможность общения с товарищами;
возможность выбора уровня обучения;
возможность работы в индивидуальном темпе;
раннее предъявление конечных результатов обучения;
При составлении плана модульного урока , считаю надо придерживаться следующего алгоритма:
Формулировка темы урока.
Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них
Подбор необходимого фактического материала.
Определение способов учебной деятельности учеников.
Выбор форм и методов преподавания и контроля.
Составление модуля данного урока, его распечатка.
В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль. Оценивание при этом только содержательное. После завершения работы над каждым микромодулем проводится проверочная самостоятельная работа. По окончанию изучения модуля темы проводится выходной контроль в виде письменной контрольной работы. На основании оценок за проверочные самостоятельные работы и оценки за контрольную работу ставится оценка за тему.
Технология модульного обучения даёт возможность решить многие проблемы на уроке активизация познавательной деятельности обучающихся
развитие интеллекта, самостоятельности
дифференциация и индивидуализация обучения
формирование умений и навыков самоуправления
организация самостоятельного учения
Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности — описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом).
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности студентов , на саморазвитие, на повышение качества знаний. Студенты умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность студента способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
Достоинства модульного обучения
Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.
Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
Обеспечение высокого уровня активизации студентов на уроке.
Первоочередное формирование навыков самообразования. Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения.
Модульная программа «Показательная и логарифмическая функция »
МО КДЦ
М1 КДЦ
М2 КДЦ
М3 КДЦ
М4 КДЦ
М5 КДЦ
М6 КДЦ
М7 КДЦ
М8 КДЦ
М9 КДЦ
Название модулей :
МО – КДЦ М 1 – Корень п-ой степени и его свойства. М 2 – Иррациональные уравнения. МЗ – Степень с рациональным показателем. М 4 – Показательная функция. М 5 – Решение показательных уравнений и неравенств. М 6 – Логарифмы и их свойства. М 7 – Логарифмическая функция. М 8 – Решение логарифмических уравнений и неравенств. М 9 – Обобщение. М 10 – Выходной контроль.
Выводы : СТУДЕНТ - главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Главный мотив деятельности - учебно-познавательный.
Преподаватель выступает не как специалист, передающий студентам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности студентов , оказывает им необходимую помощь и поддержку.