kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрение методов и форм  активизации мыслительных способностей учащихся при проверке домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация мыслительной деятельности на уроках математики»

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит сегодня перед школой. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. В курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. И тогда активизацией мыслительной деятельности управляет сам процесс деятельности. Необходимо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, то есть в её процессе школьник должен находить привлекательные стороны. Значит, в течение урока ученик должен быть загружен интересной, посильной работой. Правильно продуманная форма труда позволяет активизировать мыслительную деятельность и заинтересованность в результатах своего труда. Например ( сколько слов вы составите из термина «тождество»? – тесто, детство, жест, тест, вес, сев, тост, свод, овод, свет)

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего задания, соответственно, влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних заданий во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

Цель данной работы - рассмотрение методов и форм активизации мыслительных способностей учащихся при проверке домашнего задания.

Цель определила постановку следующих задач:

  • дать характеристику приемов, способов и средств активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях;

  • рассмотреть основные формы проверки домашнего задания;

  • выявить эффективные формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания.


1.1 Задачи и задания


В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление школьников, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методами и средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.

Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине.[14,c. 73]

Однако роль и значение задач не следует переоценивать. Решение задач дает положительные результаты только тогда, когда оно применяется в сочетании с другими способами и средствами и когда преподаватель методически правильно определит место задачи в учебном процессе.

В обучении задачи могут выполнять различную роль. Они применяются с целью: 1) более доказательного разъяснения на занятиях отдельных теоретических положений; 2) эффективной организации применения знаний на практике и показа практического значения теоретических положений; 3) повторения, воспроизведения и закрепления знаний; 4) контроля и самоконтроля знаний, умений; 5) формирования умений творческого использования знаний в новых условиях.[14, c.75]

При выборе задач для использования на различных занятиях необходимо прежде всего определить те аспекты, проблемы изучаемой темы, которые могут и должны быть доведены до обучающихся и усвоены ими в процессе решения познавательных задач. В целях развития мыслительной активности учащихся приемлема не всякая задача, а только та, которая: во-первых, способствует организации творческой познавательной деятельности учащихся, более активному овладению основными, принципиальными проблемами данной науки и ее методами, средствами; во-вторых, учитывает педагогические требования к содержанию, структуре учебных занятий и включается в систему средств как органически необходимый элемент занятия.[12, c. 96]

По своему характеру учебные задания бывают различными. Например, прочитать указанные страницы учебника, к следующему занятию решить предложенные задачи. На практических занятиях дается задание — выполнить упражнения и т.д. Задания бывают краткосрочные (выполнить к следующему занятию) и долгосрочные (написать реферат, доклад или вести наблюдения над изучаемыми явлениями, процессами).

Выводы:

- задачи и задания являются одними из важнейших средств активизации мыслительной деятельности учащихся;

- эффективность использования задач и заданий зависит от их правильного применения в сочетании с другими способами и средствами.

1.2 Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся


Преподаватели широко используют вопросы, направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний учащихся. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и часто примёняются на зачетах, экзаменах.

Однако роль вопросов в учебном процессе этим не исчерпывается. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную деятельность учащихся на уроках, зачетах других занятиях. При помощи вопросов можно направить мыслительную деятельность учащихся на определение сходства и различия в процессах, на обобщение и доказательство, выявление причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учащихся.[12, c.100]

Общеизвестно, что вопросы, направленные на актуализацию ранее усвоенных знаний и их воспроизведение лишь частично активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Вопросы, заданные с целью получения ответов, содержащих известные обучающимся знания, не возбуждают активную мыслительную деятельность учащихся, требует уточнения. Многие вопросы (если они не требуют лишь воспроизведения заученных цифровых данных,) формул, таблиц, ответ на которые дается почти автоматически, без поисков в памяти нужной информации), активизируют деятельность головного мозга, направляя ee на поиск нужного ответа. Бесспорно, что уровень мыслительной активности личности при этом будет не на таком высоком уровне, который достигается при помощи вопросов, содержащих область неизвестного, требующих поиска новых знаний.[8, c.7]

В основном применяются вопросы, требующие: 1) восстановления ранее усвоенных знаний и их воспроизведения; 2) поиска новых знаний, глубокого анализа фактов, их сравнения, сопоставления.

Для ответа на вопросы первой группы обучающиеся вспоминают те факты, сведения о явлениях, процессах и которые были выдвинуты в процессе учебной, трудовой деятельности. Подобные вопросы используются на зачетах, экзаменах, т. е. в процессе контроля знаний и организации их применения на практике. Они способствуют систематизации знаний, обеспечивают прочность запоминания.

Вопросы второй группы содержат в себе элементы неизвестного, спорного, неясного. Они содержат в себе область неизвестного. Для ответа на проблемные вопросы требуются новые знания, поиск которых максимально активизирует мыслительную деятельность учащихся. Обычно познавательная проблема формулируется преподавателем в виде проблемного вопроса. Характерными признаками проблемного вопроса являются: а) наличие неизвестного, спорного, неясного, которые создают познавательную трудность; б) опора (связь) этого неизвестного, спорного на ранее усвоенные знания. Решение неизвестного является развитием имеющихся представлений обучающихся об этом явлении, процессе, добавлением в систему знаний новых сведений.

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся недостаточно применений лишь вопросов первой группы. Необходимо шире практиковать постановку вопросов, требующих от учащихся не простого воспроизведения знаний, усвоенных на занятиях или в процессе самостоятельной работы над литературой, а творческого использования знаний для решения новых познавательных проблем. Целесообразно так сформулировать вопросы, чтобы они направляли умственные способности учащихся на анализ, сравнение рассматриваемых фактов, сведений, способствовали развитию логического мышления.

Важно научить учащихся правильно формулировать вопросы и уместно их задавать, что является также одним из приемов активизации их познавательной деятельности, развития логического мышления.

Выводы:

- вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся;

- существуют 2 основные группы вопросов:

1. вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний.

2. вопросы, направленные на поиск новых знаний – проблемные вопросы.

- при применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.


2.1 Формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания


Проблемы с проверкой домашнего задания, безусловно, существуют, но это– разрешимые проблемы, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Многие учителя задают такой вопрос: «Насколько велико число заданий творческих, интересных, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся?»

Мыслительные способности учащихся развиваются только в творческой деятельности. А создание конкретных ситуаций и заданий при проверке домашнего задания это есть учительское творчество, без которого невозможно и творчество ученическое. [2, c.19]

Творческие задания можно классифицировать следующим образом:

1. «Вопросы к автору»

Ребятам предлагается дома подготовить вопросы автору изобретения, открытия и т.д., которые могли бы лучше и глубже понять смысл или значение изобретения, а может быть, особенности его применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут сами ученики, а если у них возникнут затруднения (вопрос оказался очень сложным или ответ на него не однозначен), поможет учитель.

Учащиеся, которые получают установку представить себя автором изобретения, открытия, дома собирают разнообразную информацию, чтобы на следующем уроке быть готовым к ответу на неординарные вопросы, которые могут им задать одноклассники. Ролевая установка других учащихся – журналисты, которые берут интервью у автора изобретения или открытия. Эти задания по своей психологической сути тесно связаны с серией заданий, в основе которых лежит подготовка к ролевым играм на уроках.

2. «Игра – диспут»

Проводится на уроке, но подготовка к ней ведётся дома, с учётом ролей, выбранных ребятами. Ученикам предлагается представить себя учителем и выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения формы его подачи (через рисунок, схему, таблицу и т.п.) или с позиции особенностей восприятия (объяснение, доклад заранее подготовленного ученика, беседа, семинар, диспут, дискуссия).

3. « Коллективная дискуссия»

Для этого класс разбивается на группы, каждая из которых будет отстаивать свою позицию, свой взгляд на проблему. Ученики к предстоящей дискуссии готовятся самостоятельно. Но можно предложить и другой вариант домашней подготовки. Школьники, объединившиеся в ту или иную группу, готовятся коллективно к предстоящей игре, заранее вырабатывая общую позицию, доказательство своей правоты. Для того, чтобы подготовка такой группы была успешной и все учащиеся работали в ней активно, состав её не должен превышать пяти-шести человек. Кроме этого, для проведения коллективной дискуссии от класса необходимо выдвинуть технического и научного экспертов, которые также должны специально готовиться. Организационную и техническую часть (карточки, плакаты, таблицы и т.д.) готовит технический эксперт, а научный готовится к анализу различных точек зрения на проблему с позиций современных научных взглядов.

4. «Кроссворды»

Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением и завидным упорством разгадывают кроссворды. Можно дать детям возможность составлять и разгадывать свои кроссворды по определённому предмету. В старших классах задание может быть усложнено: определённые группы учащихся разгадывают и составляют свои кроссворды (дифференцированный подход). Лучшие, наиболее интересные из них решаются всем классом.

Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы, раздела, произведения. А составить небольшой кроссворд по своему предмету сможет любой учитель.[2, c.20-21]

Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функций проверки позволяет повысить её воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

На уроках математики можно использовать способ сотрудничества при проверке домашнего задания. Очень эффективно проверять домашнее задание в группах. Состав групп ведь может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что ученики работают вместе слаженно, заинтересованно и главное, эффективно.

Например, ребятам предлагается проверить правильность выполненных дома упражнений. Причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если выявляется у кого-то ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет причину допущенной ошибки. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему допущено исправление. Тогда ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписав все выполнение домашнего задания. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.

В качестве активизации мыслительной деятельности при проверке домашнего задания широко используется игровая форма.

Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися.Такая работа является естественным продолжением использования различных приёмов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля.

Выводы:

- развитие мыслительной активности учащихся при проверке домашнего задания зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя.

- источниками мыслительной активности могут быть:

1. содержание учебного материала,

2. процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

3. резервы личности учащегося и преподавателя;

- формами проявления мыслительной активности при проверке домашнего задания на занятии являются:

1.самостоятельность;

2. индивидуальное творчество

1. Задачи и задания являются одними из важнейших средств активизации мыслительной деятельности учащихся. Эффективность использования задач и заданий зависит от их правильного применения в сочетании с другими способами и средствами

2. Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся;

- существуют 2 основные группы вопросов:

а) вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний.

б) вопросы, направленные на поиск новых знаний – проблемные вопросы.

При применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.

3. Условиями успешного применения приемов и способов активизации являются:

а) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

б) ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

в) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

4. Существуют следующие формы проверки домашнего задания: устный опрос, самопроверка по образцу, проверка письменных работ.

5. Развитие мыслительной активности учащихся при проверке домашнего задания зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя.

Источниками мыслительной активности могут быть:

- содержание учебного материала,

- процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

- резервы личности учащегося и преподавателя;

Формами проявления мыслительной активности при проверке домашнего задания на занятии являются:

- самостоятельность;

- индивидуальное творчество;

Условиями формирования мыслительной активности являются:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Изучение литературы, теоретические исследования в данной работе позволяют определить следующие формы и способы, без которых не может быть эффективной работы по активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания:

-игровая форма,

-дискуссия,

-способ сотрудничества,

-творческие задания.

Выбор тех или иных форм и способов активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания во многом предопределяется целью и логикой урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Автор: Ерошенко Юлия Викторовна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Доклад на тему: "Условия активизации мыслительной деятельности учащихся  на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(105) "doklad-na-tiemu-usloviia-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "157631"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421611895"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Доклад на тему : «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики» "
    ["seo_title"] => string(97) "doklad-na-tiemu-aktivizatsiia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "174102"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424089783"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_myslitiel_noi_dieiatiel_nosti_v_sistiemie_razvivaiushchiego_obuchi"
    ["file_id"] => string(6) "361070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479729211"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация мыслительной деятельности в системе развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_myslitiel_noi_dieiatiel_nosti_v_sistiemie_razvivaiushchiegho_obuch"
    ["file_id"] => string(6) "416285"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495025570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства