kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Активизация мыслительной деятельности в системе развивающего обучения на уроках
математики с испозованием дидактической системы Петерсон.Л.Г"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»












АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ С ИСПОЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ Л. Г. ПЕТЕРСОН.

Г.А. КАРАСЕВА

МБОУ СОШ№ 70

Учитель начальных классов


Как активизировать мыслительную деятельность младших школьников по математике, используя развивающее обучение Л.Г.Петерсон, повысить эффективность учебного процесса через развитие интеллектуальных способностей.


Ключевые слова: активизация, мышление, эффективность, игра, технология, деятельность.










На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно мыслить, принимать решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, а так же творчески подходить к своей работе. Решение этой задачи связано при успешном обучении в школе, а этот процесс возможен при активной мыслительной деятельности ученика. И главное место отводится начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие способностей, склонноcтей, интересов учащихся.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли.

Развитие мыслительной деятельности, как условие успешной учебы одна из важных задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуются знание предмета и методика их преподавания, направить сознательную активность ученика в нужное русло.

Интерес к данной теме возник, когда я обратила внимание на то, что многие ученики на уроках математики пассивны, они не проявляют интереса и активности.

Как успешно организовать умственную работу учащихся, как помочь «не математикам» в овладении учебным материалом, как создать и поддерживать благоприятную психологическую обстановку на уроках -эти вопросы вызывали у меня необходимость искать новые методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. Их особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у учащихся сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.

В моем классе было 28 учащихся, в основном дети среднего интеллектуального уровня развития. По результатам психологической диагностики учащиеся моего класса обладали разными складами ума - у одних аналитический ( 35%-10 чел.), у других преобладал наглядно-образный (42%-12 чел.), у третьих - образные и абстрактные компоненты развиты равномерно (23%-6 чел.).

Передо мной встала проблема: как с разными складами ума сделать обучение комфортным, повысить уровень обученности детей, используя задания активизирующие мыслительную деятельность младших школьников. Я для себя поставила цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся,повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Настоящим открытием для достижения поставленной цели стал для меня развивающий курс математики в образовательной системе «Школа 2100» автора Людмилы Георгиевны Петерсон. Все учебники математики построены с учетом психологической специфики возраста и ориентированы на развитие мышления и творческих способностей.

Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, а интеллектуальное развитие-формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Характерной особенностью этой образовательной системы является следующий принцип: учебный материал по теме предлагается по максимуму, а ученик должен усвоить по минимуму. Поэтому у каждого ребенка есть возможность усвоить материал столько сколько он сможет. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не дают готовые правила, выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи воображения, памяти. На уроках математики по учебникам Людмилы Георгиевны Петерсон развиваются различные логические умения: сравнивать, группировать предметы по определенным признакам, самостоятельно обдумывать, выбирать наиболее рациональный способ действия, рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать, делать выводы.

В школе наибольшее распространение получили дидактические игры. Ш. А. Амонашвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний, сделать его активным творцом. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть находчивыми, быстрыми, четко выполнять задания.

Многим упражнениям в своих учебниках Л. Г. Петерсон придает игровую форму. Это кодирование и расшифровка, отгадывание загадок, блиц-турниры, викторины, игры, ребусы, старинные задачи, занимательные квадраты - все это делает уроки математики не только занимательными и интересными, но и способствуют развитию у учащихся мыслительных операций.

Также в этих учебниках - тетрадях есть задания, которые развивают у детей мелкую моторику рук, например, упражнение "Дорисуй и раскрась узор";




Или упражнение: раскрась флажки красным, синим и желтым цветом разными способами:




Есть задания, которые требуют от учащихся внимания, наблюдательности. Например: "Найдите закономерность и продолжите ряд"

1 0 0 2 0 0 0 3 …

а 1 0 б 2 2 0 в 3 3 3 0 г…



Есть задания, которые требуют умения анализировать, классифицировать, объединять предметы, а также внимание и наблюдательность.

"Разбей фигуры на части"




а. По цвету б. По форме в. По размеру


"Найдите лишнее число"

35,44,56,80,71,125,2.

Многие задания представлены в игровой форме, они активизируют учащихся и способствуют формированию интереса к математике, при этом они закрепляют вычислительные навыки детей. Например: "Загадка".


Р – 250 + 700 В – 40*80:100 И – 4 + 96:2

О – 482 – 60 Н – 3*26 - 18 Т – 200*7:10

Г- 649 – 40- 9 Е – 880:44*9 Д – 80:16*19


32 422 600 60 180 60 180 600 422 950 52 140 52 32


В О Г Н Е Н Е Г О Р И Т И В


32 422 45 180 60 180 140 422 60 180 140

В О Д Е Н Е Т О Н Е Т


"Блиц - турнир"

Составь выражение и найди его значение.

А. У Алёны было 7 вафель.4 вафли она съела. Какую часть она съела?

Б. В наборе было 16 конфет. Три восьмых всех конфет составляют шоколадные конфеты. Сколько конфет в наборе шоколадных конфет?

В. На тарелке лежат 10 пирожков, что составляет две пятых всех испечённых пирожков. Сколько всего испекли пирожков?

Очень часто из заданий такого типа можно встретить "Числовые кроссворды"

По горизонтали:

А.7003204-435926

Б.40320: 672

В.357992: 4904

Г.590*5047

По вертикали:

А.564676: 938

Д.527809+36896

Е.460015-36296

Ж.411510: 473

"Вычислительная машина"


А




+64




:2




да чётное нет




-17 *3

X


Но больше всего в этих учебниках заданий на развитие логического мышления, они также требует от ученика внимания и навыков. Это задания, например, с палочками.

"Палочный краб ползёт вверх. Переложи 3 палочки так, чтобы он пополз вниз"

"Переложи палочки так, чтобы получилось верное равенство ".


VII - IV=X


Также это задания с числами.

"Реши пример"


А Б В

+ В Б А

8 8 8


"Логическое задание"

Даны некоторые числа в древнерусской системе записи чисел: ФЛВ - 532, ФМД - 544, РКВ - 122, ХМЕ - 645, ТЛЕ - 355.

Каким числам соответствовали записи:

ХДК, СЛВ, ТЛГ?

.

Эти задания развивают у детей мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, логическое мышление, творческие способности; способствуют формированию познавательных интересов, активизируют детей во время прохождения урока. То есть дети постоянно получают "пищу для ума" и это делает уроки математики привлекательными и интересными.

В результате работы по данной технологии уровень активизации мыслительной деятельности детей моего класса повысился. Использование этой дидактической системы по данной технологии принесло свои результаты. Дети стали на уроках активнее. Сами учатся анализировать, делать выводы, обобщать, логически мыслить.

Всероссийского математического турнира Теперь мои ученики являются активными участниками и победителями дистанционных олимпиад: «Зеленая математика», международного конкурса « Молодежное движение», международной эвристической олимпиады младших школьников «Совенок-2016», международного математического конкурса «Кенгуру». Принимали активное участие в школьном конкурсе «Умники и умницы».

Я считаю, что технология Людмилы Георгиевны Петерсон и ее система упражнений и заданий, которая присутствует на каждой странице математики, нашла свое применение и дает положительные результаты для активизации мыслительной деятельности младшего школьника.


Список литературы:

2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. Текст Образовательная система« Школа 2000», М.: «Школа 2000» ,2007 -298с.

3. Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования.Текст М. 2008 – 68с.

7.Якиманская И.С. Психологические особенности овладения учебными умениями в курсе математики. М.:ЮНИТИ – ДАНО, 2003 -288с.

1. Жикалкина Т. П. Дидактическая игра на уроках математики. Н

ачальная школа. 1996 –номер 3,144с.–номер 3,144с.

4 . Петерсон Л. Г. Математика 2класс. Часть 1. – Изд. 2 – е перераб.\

Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2009 – 112 с. : ил.

5. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс. Часть 2. – Изд. 2- е перераб.\

Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство « Ювента», 2009,- 114 с.: ил.

6. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. Часть 3.- Изд. 2- е перераб.\

Л. Г. Петерсон.- М., Издательство « Ювента», 2009.- 114 с.: ил.

8. Петерсон Л. Г. Математика, 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. М.- «Баллас», «С-Инфо», 2000 – 234 с.: ил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Карасева Галина Александровна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация мыслительной деятельности в системе развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_myslitiel_noi_dieiatiel_nosti_v_sistiemie_razvivaiushchiegho_obuch"
    ["file_id"] => string(6) "416285"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495025570"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ "
    ["seo_title"] => string(67) "liego-tiekhnologiia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "234705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443513879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства