kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи с параметрами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы не случайно захотели рассмотреть данную тему.  В последние годы на ГИА предлагались так называемые  задачи   с   параметрами  - уравнения, неравенства или системы уравнений, содержащие  параметры . При  решении   задач   с   параметрами  приходится все время производить несложные, но последовательные рассуждения, составлять для себя логическую схему решаемой  задачи . Основная трудность их  решения  состоит в том, чтоб внимательно следить за возникающим ветвлением и аккуратно учитывать все возможности. Такие  задачи  - незаменимое средство для тренировки логического мышления, их  решение  позволяет намного лучше понять обычные, без  параметров ,  задачи .

С учётом этого был разработан проект «Задачи с параметрами». Изучили теоретический материал по теме,  обработали и систематизировали. В связи с этим вытекает следующая цель и задачи:        .

Цель работы: Сформировать умения и навыки  решения  задач  с  параметрами  для подготовки к ГИА.

Задачи работы:

1. Изучить алгоритм решения   некоторых задач  с параметрами.                                                2. Научиться выбирать способ решения задач с параметрами.                                     3.Развивать свои навыки исследовательской и познавательной деятельности.

Данный вопрос изучен всесторонне, но каждый заново открывает для себя искусство  решения   задач   с   параметрами .
Исследование поможет учителям и учащимся  7- 9х  классов в подготовке к ГИА.
Главной особенностью работы является ориентированность её на возможность самостоятельного овладения учащимися содержанием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи с параметрами »

Самый трудный материал , с которым школьники сталкиваются на экзаменах,- это задачи с параметрами.  Трудность их решения состоит в: выборе способа решения, отслеживании возникающих ветвлений, исследовании всех вариантов решения.   Задачи с параметрами - незаменимое средство для тренировки логического мышления.  Особенность работы – ориентированность её на возможность самостоятельного овладения учащимися содержанием.

Самый трудный материал , с которым школьники сталкиваются на экзаменах,- это задачи с параметрами.

Трудность их решения состоит в:

  • выборе способа решения,
  • отслеживании возникающих ветвлений,
  • исследовании всех вариантов решения.

Задачи с параметрами - незаменимое средство для тренировки логического мышления.

Особенность работы – ориентированность её на возможность самостоятельного овладения учащимися содержанием.

Цель работы:  Сформировать умения и навыки решения задач с параметрами для подготовки к ГИА. Задачи работы:

Цель работы:

Сформировать умения и навыки решения задач с параметрами для подготовки к ГИА.

Задачи работы:

  • Изучить алгоритм решения некоторых задач с параметрами.
  • Научиться выбирать способ решения задач с параметрами.
  • Развивать свои навыки исследовательской и познавательной деятельности.
Определение.    Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству. Если в уравнении некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами , а уравнение параметрическим
  • Определение.  

Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.

  • Если в уравнении некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами , а уравнение параметрическим .
Решить уравнение с параметром означает:

Решить уравнение с параметром означает:

  • Определить, при каких значениях параметров существуют решения.
  • Для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующее множество решений.
ТИПЫ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ

ТИПЫ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ

  • решить для любого значения параметра
  • определить количество решений в зависимости от значения параметра
  • требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности имеют заданное число решений
  • Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.
Алгоритм решения уравнения  с параметром первой степени.

Алгоритм решения уравнения с параметром первой степени.

Рассмотрим некоторые задания.  Задание №1 .  Решите уравнение ах=1. Решение. если а = 0 - то нет решения если а = 0 - то х = . Ответ : если а = 0 - то х = ; если а = 0 то нет решения 1 а 1 а

Рассмотрим некоторые задания.

  • Задание №1 . Решите уравнение ах=1.

Решение.

  • если а = 0 - то нет решения
  • если а = 0 - то х = .

Ответ : если а = 0 - то х = ; если а = 0 то нет решения

1

а

1

а

Задание №2.  Для каждого значения параметра а  найдите количество корней уравнения ах=8. Рассмотрим уравнение: 8 а= х у = а - семейство горизонтальных прямых;  8 у= - графиком является гипербола. х   Если а = о, то уравнение решений не имеет.   Если а ≠ о, то уравнение имеет одно решение.

Задание №2. Для каждого значения параметра а

найдите количество корней уравнения ах=8.

Рассмотрим уравнение:

8

а=

х

у = а - семейство горизонтальных прямых;

8

у=

- графиком является гипербола.

х

Если а = о, то уравнение решений не имеет.

Если а о, то уравнение имеет одно решение.

у а о 8 У= х а=о х о а о С решением этой задачи легко справиться после изучения функции к у= х Ответ: Если а = о, то уравнение решений не имеет. Если а ≠ о, то уравнение имеет одно решение.

у

а о

8

У=

х

а=о

х

о

а о

С решением этой задачи

легко справиться после изучения функции

к

у=

х

Ответ:

Если а = о, то уравнение решений не имеет.

Если а о, то уравнение имеет одно решение.

0. Решение : если а =0,то 0 х +10, 0 x -1 при любом х . если а 0, то х - если a х Ответ : при а =0 , х любое ; при а 0, х - ; при a х 1 а 1 а 1 1 а а" width="640"

Решение линейного неравенства с параметром.

  • Для каждого значения параметра а найти решение неравенства ax +1 0.

Решение : если а =0,то 0 х +10, 0 x -1 при любом х . если а 0, то х - если a х

Ответ : при а =0 , х любое ; при а 0, х - ; при a х

1

а

1

а

1

1

а

а

Решение квадратных уравнений по текстам ГИА. Найти значения р , при которых парабола у=-2х +рх-50 касается оси х . Для каждого значения р определить координаты точки касания. Решение : Парабола у=-2х +рх-50 касается оси х значит квадратный трехчлен  -2х +рх-50 имеет единственный корень. Следовательно дискриминант этого квадратного трехчлена равен 0: D = p -400, p -400=0, p = ±20.  2 2 2 2 2

Решение квадратных уравнений по текстам ГИА.

  • Найти значения р , при которых парабола у=-2х +рх-50 касается оси х . Для каждого значения р определить координаты точки касания.

Решение : Парабола у=-2х +рх-50 касается оси х значит квадратный трехчлен

-2х +рх-50 имеет единственный корень. Следовательно дискриминант этого квадратного трехчлена равен 0: D = p -400, p -400=0, p = ±20.

2

2

2

2

2

Решение квадратных уравнений по текстам ГИА. При p = -20, у=-2х -20х-50, у=-2(х+5) , х=-5 – абсцисса точки касания параболы с осью х , (-5;0) – координаты точки касания. При p = 20, у=-2х +20х-50, у=-2(х-5) , х=5 – абсцисса точки касания параболы с осью х , (5;0) – координаты точки касания. Ответ: при p = -20, координаты точки касания – (-5;0); при p = 20 - (5;0). 2 2 2 2

Решение квадратных уравнений по текстам ГИА.

  • При p = -20, у=-2х -20х-50, у=-2(х+5) , х=-5 – абсцисса точки касания параболы с осью х , (-5;0) – координаты точки касания.
  • При p = 20, у=-2х +20х-50, у=-2(х-5) , х=5 – абсцисса точки касания параболы с осью х , (5;0) – координаты точки касания.

Ответ: при p = -20, координаты точки касания – (-5;0); при p = 20 - (5;0).

2

2

2

2

Задание 2: Найдите все значения k , при которых прямая у= kx пересекает ровно в двух различных точках график функции, заданной условиями:
  • Задание 2: Найдите все значения k , при которых прямая у= kx пересекает ровно в двух различных точках график функции, заданной условиями:

3х + 5, если х

у= -х + 2, если -2

х - 2, если х 2.

Решение:

Построим график

данной функции.

у

2

0

-2

х

2

-1

А

1). у =  kx ; A ( -2; -1 )  -1 = -2 k ; k = 0,5  у = 0; k = 0. Значит, 0 2). У = х – 2; k = 1 .  у = 3х +5; k = 3. Значит, 1 ≤ k Ответ: (0; 0,5] U [1; 3). у у 2 0 -2 х 2 -1 А

1). у = kx ; A ( -2; -1 )

-1 = -2 k ; k = 0,5

у = 0; k = 0.

Значит, 0

2). У = х – 2; k = 1 .

у = 3х +5; k = 3.

Значит, 1 ≤ k

Ответ: (0; 0,5] U [1; 3).

у

у

2

0

-2

х

2

-1

А

Итак, в ходе данного исследования я узнала:  что такое параметры, параметрические уравнения и неравенства, что значит решить задачу с параметрами, изучен алгоритм решения наиболее распространенных задач с параметрами, познакомилась с четырьмя основными типами задач с параметрами, Научилась решать уравнения и неравенства с параметрами различными методами.

Итак, в ходе данного исследования я узнала:

  • что такое параметры, параметрические уравнения и неравенства,
  • что значит решить задачу с параметрами,
  • изучен алгоритм решения наиболее распространенных задач с параметрами,
  • познакомилась с четырьмя основными типами задач с параметрами,

Научилась решать уравнения и неравенства с параметрами различными методами.

Используемая литература.

Используемая литература.

  • 1. Горбачев В.И. Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. М., Математика в школе №6/99 с.60-68
  • 2. Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа. 3600 задач для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа. 1999 г. – 382 с.
  • 3. Кожухов С.К. Об одном классе параметрических задач. – М., Математика в школе, №3/96 с.45-49
  • 4. Кожухов С.К Различные способы решений задач с параметрами. – М., Математика в школе, №6/98 с.9-12
  • 5. Крамар В.С. Примеры с параметрами и их решения. Пособие для поступающих в вузы. – М.:АРКТИ 200 – 48 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Задачи с параметрами

Автор: Полянская Нина Николаевна

Дата: 06.07.2014

Номер свидетельства: 109480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Решение уравнений и неравенств с параметром, элективный курс "
    ["seo_title"] => string(68) "rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-paramietrom-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "170801"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423586600"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Задачи с параметрами для 10-11 класса "
    ["seo_title"] => string(40) "zadachi-s-paramietrami-dlia-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "227881"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440995125"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Элективный курс по математике на тему «Решение уравнений и неравенств с параметрами» "
    ["seo_title"] => string(94) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-na-tiemu-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "117335"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412769330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства