kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи на клетчатой бумаге

Нажмите, чтобы узнать подробности

  При решении  задач  обучающиеся часто оказываются в затруднении при встрече с задачами на клетчатой бумаге.В данной презентации  рассматривается особенность таких задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге.

   Задачи на бумаге в клетку помогают  формировать геометрические представления у школьников на разнообразном материале. При решении таких задач возникает ощущение красоты, закона и порядка в природе.

 

    Площади многоугольников, вершины которых  расположены в узлах сетки, можно вычислять гораздо проще: есть формула, связывающая их площадь с количеством узлов, лежащих внутри и на границе многоугольника. Эта замечательная и простая формула называется формулой Пика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на клетчатой бумаге »

Задачи  на клетчатой бумаге. Формула Пика.  Автор: Корнева Валентина Николаевна  учитель математики МОУ Романовская СОШ

Задачи на клетчатой бумаге. Формула Пика.

Автор: Корнева Валентина Николаевна

учитель математики МОУ Романовская СОШ

Содержание. Глава 1. Введение. Цель и задачи работы. Глава 2. Формула Пика.  Глава 3. Задачи на клетчатой бумаге в материалах ЕГЭ Глава 4. Заключение. Глава 5 . Библиография.

Содержание.

Глава 1. Введение. Цель и задачи работы.

Глава 2. Формула Пика.

Глава 3. Задачи на клетчатой бумаге в материалах ЕГЭ

Глава 4. Заключение.

Глава 5 . Библиография.

«Решение задач – практическое искусство, подобное   плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано;   научиться ему можно, только подражая хорошим   образцам и постоянно практикуясь»   Д. Пойя

«Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь» Д. Пойя

Глава.1 Введение. Цель и задачи работы.

Глава.1 Введение. Цель и задачи работы.

Гипотеза : многообразие задач на бумаге в клеточку, их «занимательность», отсутствие общих правил и методов решения вызывают у школьников затруднения при их рассмотрении  При более внимательном исследовании задач на клетчатой бумаге, мы убедимся в их востребованности, оригинальности, полезности.

Гипотеза : многообразие задач на бумаге в клеточку, их «занимательность», отсутствие общих правил и методов решения вызывают у школьников затруднения при их рассмотрении

При более внимательном исследовании задач на клетчатой бумаге, мы убедимся в их востребованности, оригинальности, полезности.

Глава 2. Формула Пика

Глава 2. Формула Пика

  • Линии, идущие по сторонам клеток, образуют сетку, а вершины клеток – узлы этой сетки. Нарисуем на листе многоугольник с вершинами в узлах (рис. 1) и найдем его площадь. Искать её можно по-разному. Например, можно разрезать многоугольник на достаточно простые фигуры, найти их площадь и сложить.
  • Но тут нас ждёт много хлопот (попробуйте!). Давайте «схитрим»:
  • вычислим площадь заштрихованной фигуры, которая «дополняет» наш
  • многоугольник до прямоугольника АВС D , и вычтем её из площади прямоугольника. Заштрихованная фигура легко разбивается на прямоугольники и прямоугольные треугольники, и её площадь вычисляется без усилий.
Пусть АВС D – прямоугольник с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки.  Обозначим через В количество узлов , лежащих внутри прямоугольника, а через Г – количество узлов на его границе. Сместим сетку на полклетки вправо и полклетки вниз. Тогда территорию прямоугольника можно «распределить» между узлами следующим образом: каждый из В узлов «контролирует» целую клетку смещённой сетки, а каждый из Г узлов – 4 граничных не угловых узла – половину клетки, а каждая из угловых точек – четверть клетки. Поэтому площадь прямоугольника S равна S = В + + 4 · = В + -1
  • Пусть АВС D – прямоугольник с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки.
  • Обозначим через В количество узлов , лежащих внутри прямоугольника, а через Г – количество узлов на его границе. Сместим сетку на полклетки вправо и полклетки вниз. Тогда территорию прямоугольника можно «распределить» между узлами следующим образом: каждый из В узлов «контролирует» целую
  • клетку смещённой сетки, а каждый из Г узлов – 4 граничных не угловых узла – половину клетки, а каждая из угловых точек – четверть клетки. Поэтому площадь прямоугольника S равна
  • S = В + + 4 · = В + -1
S = В + - 1 .

S = В + - 1 .

. Проверить формулу Пика для многоугольника на рисунке 1.

. Проверить формулу Пика для многоугольника на рисунке 1.

  • В = 14, Г = 8. По формуле Пика: S = В + - 1 .
  • S = 14 + 8/2 – 1 = 17
  • Ответ: 17 кв. ед.
Если многоугольник можно разрезать на треугольники с вершинами в узлах сетки, то для него верна формула Пика.

Если многоугольник можно разрезать на треугольники с вершинами в узлах сетки, то для него верна формула Пика.

  • Попробуйте вычислить площади многоугольников с рисунка , используя формулу Пика. Правда ведь, легко получается!
Глава 3. Задачи на клетчатой бумаге в контрольно-измерительных материалах  ЕГЭ по математике.

Глава 3. Задачи на клетчатой бумаге в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображен треугольник . Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображен треугольник . Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

  • По формуле Пика: S = В + - 1 .
  • В = 12, Г = 6
  • S = 12 + 6/2 – 1 = 14 (см²)
  • Ответ: 14
Найдите площадь четырехугольника, изображённого на рисунке с квадратной сеткой 1 × 1(см)

Найдите площадь четырехугольника, изображённого на рисунке с квадратной сеткой 1 × 1(см)

  • Найдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S = В
  • + - 1
  • В = 8, Г = 7. S = 8 + 7/2 – 1 = 10,5 (см²)
Глава 4. Заключение.

Глава 4. Заключение.

Глава 5. Библиография

Глава 5. Библиография

  • Жарковская Н. М., Рисс Е. А . Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика // Математика, 2009, № 17, с. 24-25.
  • Задачи открытого банка заданий по математике ФИПИ.
  • Смирнова И. М., Смирнов В. А . Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009.
  • Смирнова И. М., Смирнов В. А . Геометрические задачи с практическим содержанием. – М.: Чистые пруды, 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Задачи на клетчатой бумаге

Автор: Корнева Валентина Николаевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Площади фигур, заданных на клетчатой бумаге"
    ["seo_title"] => string(51) "ploshchadi-fighur-zadannykh-na-klietchatoi-bumaghie"
    ["file_id"] => string(6) "259654"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448806321"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Командная игра по геометрии "Выполни построения циркулем и линейкой или на клетчатой бумаге!" "
    ["seo_title"] => string(104) "komandnaia-ighra-po-ghieomietrii-vypolni-postroieniia-tsirkuliem-i-linieikoi-ili-na-klietchatoi-bumaghie"
    ["file_id"] => string(6) "143436"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418544630"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Мастер-класс «Нахождение площади круга и его элементов на клетчатой бумаге»"
    ["seo_title"] => string(79) "master_klass_nakhozhdenie_ploshchadi_kruga_i_ego_elementov_na_kletchatoi_bumage"
    ["file_id"] => string(6) "639833"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1699964962"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Решение задач по теме «Теорема Пифагора»"
    ["seo_title"] => string(40) "reshenie_zadach_po_teme_teorema_pifagora"
    ["file_id"] => string(6) "595272"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1639846360"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Подготовка к ЕГЭ. Решение задачи части В. Площадь многоугольника "
    ["seo_title"] => string(74) "podghotovka-k-iege-rieshieniie-zadachi-chasti-v-ploshchad-mnoghoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "106108"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402942507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства