Повторить и обобщить знания обучающихся по теме «Функция», изученные в 9 классе.
Познакомиться со взаимно обратными функциями, изучить условия существования обратной функции и ее свойства, научиться строить графики обратных функций.
Развивающие:
Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы.
Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, исследовать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Развивать пространственное воображение учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
Воспитывать аккуратность и добросовестность.
Осуществлять эстетическое воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«взаимно обратные функции »
Взаимно обратные функции и их графики
(обобщающее повторение по пройденному материалу)
Какой из графиков соответствует графику функции
у= х ?
у
у
у
у
1.
3.
х
х
х
х
2.
у
4.
у
х
х
Какой из графиков соответствует графику функции у=х3 имеет ли он обратную ?
1.
3.
2.
4.
Какой из графиков соответствует графику функции имеет ли он обратную ?
3.
1 .
4.
2.
Какой из графиков соответствует графику
функции имеет ли он обратную
1.
3.
4.
2.
Какой график соответствует функции?
у
у
а
б
2
2
1
1
х
х
- 1
- 1
- 2
1
1
0
0
- 1
- 2
- 2
у
г
у
в
2
1 группа: ответ а) объясняют почему
1
2
х
- 1
1
0
1
х
- 1
- 2
0
1
- 2
- 1
- 2
Какой функции соответствует график? 1 . у = х 3 2 . 3 . у = х 4 4 . у = х -2 5 . 6 . у = х -1
г
у
у
у
в
у
б
а
х
х
х
х
е
д
у
у
х
х
1
г
2
3
е
4
а
5
д
б
6
в
Укажите область определения данной
на графике функции
D(y)=(-:0) U(0;+)
Укажите область определения данной
на графике функции
D(y)= [-4;2]
Укажите область значений даннойна графике функции
Е (y)=(- ; 2 ) U( 2 ;+)
Найти функцию, обратную даннойу=g(x)
(1)
Дано:
Решение:
Ответ:
(2)
Если функция (2) обратна к функции (1), то такие функции называют взаимно-обратными.
у
у
2
0
0
2
х
х
Найти область определения и множество значений для данных функций.
D (у)= (- ∞ ;2) ∪ (2;+ ∞ )
Е(у)=(- ∞ ;0) ∪ (0;+ ∞ )
D (у)= (- ∞ ;0) ∪ (0;+ ∞ )
2. Е(у)= (-∞;2)∪(2;+∞)
Область определения обратной функцииg(x)совпадает с множеством значений исходнойфункцииf(x), а множество значений обратной функцииg(x)совпадает с областью определения исходной функцииf(x):
D(g(x)) = E(f(x)), E(g(x)) = D(f(x)).
Монотонная функция является обратимой:
если функцияf(x)возрастает, то обратная к ней функцияg(x)также возрастает;
Если функцияf(x)убывает, то обратная к ней функцияg(x)также убывает.
Дано: у = х 3
Решение:
Построить график данной функции, выразите формулу функции обратной данной и постройте её график.
у
0
х
3. Если функция имеет обратную, то график обратной функции симметричен графику данной функции относительно прямой у = х.
у
у = х
(х 0 ;у 0 )
у 0
(у 0 ;х 0 )
х 0
0
х
Построить график функции, обратной данной.
у
у
1
1
1
х
1
0
х
0
Обучающая самостоятельная работа
II вариант
I вариант
Найти функцию, обратную к данной:
Найти функцию, обратную к данной:
у=-7х+2 .
2. Найти область определения и множество значений функции, обратной к данной:
у=4х-3 .
3. Построить график функции, обратной к данной:
у=-4х+3 .
2. Найти область определения и множество значений функции, обратной к данной:
у=5х-1 .
3. Построить график функции, обратной к данной:
.
.
у
у
3
.
.
3
х
0
-2
1
-2
1
х
0
Ответы
II вариант
I вариант
У=
У=
2. D(y)=(- ; +)
Е (y)=(- ; +)
3.
2. D(y)=(- ; +)
Е (y)=(- ; +)
3.
3-х
2-х
4
7
.
.
у
у
3
3
.
.
.
.
1
-2
1
х
-2
0
0
х
Задание на дом:
П.2,
решить № 579, № 576(в,г
по желанию №581(1,2)
На уроке я научился(лась)………………………….
На уроке мне интересно было …………………....
Трудно было ………………………………………….
Знания, полученные на уроке, я могу использовать …………………………………………