Первый класс – это особый этап в жизни ребёнка, когда закладывается фундамент всего последующего образования. При поступлении в школу изменяется ведущая деятельность ребёнка – осуществляется переход к учебной деятельности при сохранении значимости игровой; деятельность приобретает общественный характер и является социальной по содержанию.
Осваивая новые социальные позиции, расширяя сферу взаимодействия с окружающим миром, ребёнок удовлетворяет потребности в общении, развивается потребность в познании, социальном признании и самовыражении. Он принимает и осваивает новую социальную роль ученика, формируется внутренняя позиция школьника, определяющая новый для ребёнка образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.
У первоклассника формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстникам в учебном процессе. При этом изменяется самооценка ребёнка – она приобретает черты адекватности и рефлексии.
Начало школьного обучения, безусловно, связано с личностным и коммуникативным развитием ребёнка, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями, дружбой, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учитель в своей работе должен учитывать особенности, характерные для младших школьников центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: