Урок
математики
в 6 классе.
§ 29
Древнегреческий ученый Пифагор говорил: «Числа правят миром».
Мы с вами живем в этом мире чисел, а в школьные годы учимся работать с разными числами.
Актуализация знаний
№ 1
Андрей простудился, и вечером его температура с 36,6 º повысилась на 2,3º. Но утром ему стало легче, и температура снизилась на 1,8º. Какой была температура у Андрея:
А)вечером ? Б) утром ?
38,9 º
37,1 º
Актуализация знаний
К
№ 2
А
О
Р
х
0
1
- Что изображено на рисунке ?
- Как называется точка О ?
- Как называется отрезок ОА ?
- Что показывает стрелка ?
Продолжите предложения
- Координатный луч – это …
- Начало отсчета обозначают - …
- Положительное направление- …
- Единичным отрезком называют - …
- Координаты точек А, К, Р соответственно равны -…
- С помощью координатного луча можно …
Актуализация знаний
Распределить информацию в три колонки
Меньше нуля
Равно нулю
Больше нуля
1. Убытки компании составили 1000 000 руб., а через несколько лет компания получила прибыль 500 000 руб.
2. Летом средняя температура воздуха 25 ºС тепла, а зимой – 20 ºС мороза.
3. Уровень моря.
4. Долина смерти находится на 86 м ниже уровня моря и здесь было зафиксировано 57 ºС тепла.
5. Шкала термометра состоит из двух частей – красной и синей.
6. По мере восхождения на гору Эльбрус, высота которой 5 642 м над уровнем моря, температура может опуститься до 30 ºС ниже нуля.
7. Долгое время одни числа называли «долг», «недостача», а другие «имущество».
8. Нулевая отметка на шкале градусника.
Положительные
и
отрицательные
числа
Формируемые результаты
Предметные : сформировать представление об отрицательных числах, ввести понятие отрицательного числа, положительного числа, чисел с разными знаками.
Личностные : формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.
Метапредметные : формировать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки, о средстве моделирования явлений и процессов.
При изложении нового материала,
вам необходимо заполнить таблицу
Теоретический материал
Понимаю/не понимаю ( + / - )
1. Числа, больше нуля, называют положительными.
Вопрос к учителю
2. Числа, меньше нуля, называют отрицательными.
3. Числа со знаком « + » называют положительными.
4. Числа со знаком « - » называют отрицательными.
5. Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Окружающий мир настолько сложен и разнообразен. Натуральных и дробных чисел бывает недостаточно, чтобы измерить некоторые величины, описать многие события.
Ребята, какое время года сейчас?
Чем отличается погода летом и зимой?
А как вы узнали, что на улице холодно?
С помощью какого прибора?
Давайте рассмотрим термометр.
Что изображено на термометре?
Как расположены числа?
Историческая справка
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.
Историческая справка
Совершенно по-другому относились к отрицательным числам древнеиндийские математики: они признавали существование отрицательных чисел, но относились к ним с некоторым недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.
Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX века. Была создана теория, по которой мы сейчас и изучаем отрицательные числа.
Положительные и отрицательные числа
Координатная прямая
Проведём прямую. Отметим на ней точку 0 (ноль) и примем эту точку за начало отсчёта.
Укажем стрелкой направление движения по прямой вправо от начала координат. В этом направлении от точки 0 будем откладывать положительные числа.
Отложив единичный отрезок влево от начала отсчёта получим отрицательные числа: -1; -2; и т.д.
Положительные и отрицательные числа
Координатная прямая
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Прямая, на которой отмечено:
• начало отсчёта (точка 0);
• единичный отрезок;
• стрелкой указано положительное направление;
называется координатной прямой или числовой осью.
З А П О М Н И !
Числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными числами . Соответствующие им точки числовой (координатной) оси симметричны относительны начала отсчёта.
Каждое число имеет единственное противоположное ему число. Только число 0 не имеет противоположного, но можно сказать, что оно противоположно самому себе..
Запись «-a» означает число, противоположное «a» . Помните, что под буквой может скрываться как положительное число, так и отрицательное число.
Пример:
-5 - число противоположное числу 5.
Записываем в виде выражения:
-5 = -(+5)
З А П О М Н И !
Если одно число положительное, а другое отрицательное, то о таких числах говорят,
что они имеют разные знаки.
Если оба числа положительны или оба числа отрицательны, то они имеют одинаковые знаки.
Первичное закрепление
нового материала
Какая температура показана на термометре ?
Задание
Какие из чисел
7; 23; -89; ⅜; - 4⅔; -5,4; 9⅞; 0; 10; -14;
А) являются положительными ;
Б) являются отрицательными ;
В) не являются ни положительными, ни отрицательными;
Г) натуральными числами;
Задание
Запишите с помощью знаков «+» и «-» информацию Гидрометцентра :
а) 18º тепла ; в) 12º ниже нуля;
б) 7º мороза ; г) 16º выше нуля.
Задание
Запишите с помощью знаков «+» и «-» информацию Гидрометцентра :
а) 18º тепла ; в) 12º ниже нуля;
б) 7º мороза ; г) 16º выше нуля.
а) + 18 ; б) – 7 ; в) – 12 ; г) + 16 или 16
Запишите шесть отрицательных дробей со знаменателем 5.
№ 1
Повторение
В парке растет 150 кленов, дубов больше на 2/15 количества кленов, березы составляют 23/34 количества дубов, а липы – 20/87 общего количества кленов, дубов и берез.
Сколько всего указанных деревьев растет в парке ?
№ 2
Повторение
Координаты на прямой
Координаты на прямой
Итог урока
- С какими числами сегодня познакомились ?
- С помощью какого символа обозначают отрицательные числа ? Положительные числа ?
- Каким числом является нуль ?
- О каких двух числах говорят, что они имеют разные знаки ? Одинаковые знаки ?
Домашнее задание
§ 29,
вопросы 1 – 3,
№ 834, 841.