Интегрированный урок в 8 классе на тему «Здоровье и математика»
Белалова Ф.И., учитель биологии
МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района
Шапка Т.М., учитель математики
МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района
Цель урока:
Выяснить воздействие курения на организм человека, вызываемые им болезни и возможные последствия.
Задачи урока:
Образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по биологии и математике, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний;
Воспитательная: воспитание потребности в ЗОЖ, профилактика курения среди учащихся, создание предпосылок для курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки;
Развивающая: расширить знания учащихся о вредном воздействии табака на организм, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека.
Методы: комплексные с элементами критического мышления.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, навыков и умений.
Оборудование: Рабочие тетради учащихся, электронное приложение к уроку "Здоровье и математика", мультимедийное оборудование.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Разделить учащихся на группы (представить три фигуры – круг, треугольник и четырехугольник, учащиеся выбирают фигуры)
2. Актуализация знаний.
Учитель математики. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим урок совместно с учителем биологии. Мы хотим, чтобы вы нам помогли провести урок. Тема урока математики: « Обобщающее повторение темы «Квадратные уравнения»» (слайд 2)
Ключевое слово темы урока биологии вы узнаете, если выполните следующее задание:
Найдите значение выражения.
1. ;
2. - ;
3. ;
4. ;
5. 10 - ;
6. +3;
7.
8. :
1
1,1
4
0
-7
2
6
5
о
р
о
з
д
е
ь
в
Напишите тему: Здоровье и математика (Слайд 3-6)
Учитель биологии.
Есть такие замечательные слова:
Послушай – и ты узнаешь;
Посмотри – и ты поймёшь;
Сделай – и ты научишься.
Каждый год в нашей стране в начале нового учебного года объявляют месячник. Какой? Да, месячник Здорового Образа Жизни. Есть даже специальная наука, которая занимается этим. Это, валеология.
Валеология — это “наука о здоровье”. Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. ( Слайд 7)
С 1 января 2012 г. вступил в силу статья 27 настоящего Федерального закона
Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. (Слайд 8-9)
Вы изучаете, строение и функции систем органов и как влияют на организм вредные привычки. Назовите, пожалуйста, что относится к вредным привычкам (работа в группах, с последующим обсуждением.) (Слайд 10)
Сегодня мы остановимся на одном из вредных привычек – курении.
Наше здоровье на 45– 50 % зависит от нас самих. Мы хотим, чтобы вы сами убедились в этом.
Что с собой представляет горящая сигарета? ( Слайд11)
Горящая сигарета - это химическая фабрика, продуцирующая 4000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 кокаканцерогенов.
КАНЦЕРОГЕН - ракообразовывающий,
КОКАКАНЦЕРОГЕН – вещество, усиливающее воздействие канцерогенов.
В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 600-900 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате образуются ядовитые вещества, опасные для организма, один из них - никотин.
Учитель математики. Всем известна фраза "Одна капля никотина убивает лошадь".
А сколько никотина содержится в дыме одной сигареты? (Слайд 12).
Решив это уравнение, вы узнаете это.
(Рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений)
Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 - 25 сигарет.
Учитель биологии. А почему же курильщики не умирают? (ответы детей)
3. Физкультминутка. ( Слайд 13)
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Вниз хлопок и вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем.
Точно знаем, будет прок.
Крутим, вертим головой.
Разминаем шею. Стой!
Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись -
Вновь урок у нас идёт
Учитель биологии. Посмотрите на наше сердце - это главный орган нашего организма размером с кулак. Масса сердца взрослого человека составляет 250 гр. Табак поражает сердечную мышцу и вызывает следующие заболевания: кислородное голодание, закупорку коронарных сосудов, ишемическую болезнь, приводит к быстрому изнашиванию и инфаркту миокарда. (слайд15)
Перед вами лёгкие здорового человека и лёгкие курильщика, умершего от рака. Они пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, оказалось, что в лёгких курильщика скопилось 1,5 кг угля. Курил этот человек 25 лет и умер от рака лёгких.. (Слайд 16).
Ребята, а на какие системы органов влияет курение? (работа в группах с последующим обсуждением). (слайд 14)
Значит, курение влияет на все системы органов и на организм в целом. Курящий человек постепенно губит себя.
Учитель математики. Насколько мы сокращаем себе жизнь? (слайд17)
Задача
Дневная норма приема витамина С 500 мг. Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается?
Учитель биологии. Решая эту задачу вы узнали, как разрушает сигарета витамин С. Этот витамин необходим для нашего организма. Почему? (ответы учащихся)
Работа в группах: изготовление образовательных продуктов, кластер, синквейн, рисунок, плакат, стих, лозунг, последующие обсуждения). (Слайд 18)
4. Выводы. (учащиеся с помощью учителя делают выводы) (слайд 19)
5. Домашнее задание.
По биологии - подготовить сообщения о вреде алкоголя , по математике – задания на карточках.
6. Рефлексия
1.Понравился ли вам урок?
2.Что вам дал этот урок?
Учителя. Закончим наш урок словами: (слайд 20)
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
« Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я - человек! Я должен жить!»