kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Комплексные числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Комплексные числа" содержится историческая справка возникновения понятия "комплексного числа". Рассматриваются арифметические операции над комплексными числами. Кроме того, дается геометрическое и тригонометрическое представление комплексных чисел. В конце презентации деются задания для самоконтроля. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Комплексные числа" »

Комплексные числа Комплексные числа

Комплексные числа

Комплексные числа

Комплексные числа «Комплексные числа – это пре-красное и чудес-ное убежище божественного духа, почти что амфибия бытия с небытием».    Г. Лейбниц

Комплексные числа

«Комплексные числа – это пре-красное и чудес-ное убежище божественного духа, почти что амфибия бытия с небытием». Г. Лейбниц

Комплексные числа Цели урока.

Комплексные числа

Цели урока.

  • Ознакомиться с историей возникновения комплексных чисел.
  • Ввести основные понятия.
  • Изучить простейшие действия над комплексными числами.
  • Рассмотреть геометрическое изображение комплексных чисел.
  • Решать квадратные уравнения
1. Историческая справка Впервые мнимые величины появились в работе Дж. Кардано « Великое искусство, или об алгебраических правилах » в 1545 году. Пользу мнимых чисел при решении кубических уравнений впервые оценил итальянский ученый Р. Бом б елли (1572). Символ i предложил российский ученый Л. Эйлер (1777, опубликовано1794). Задача о выражении степени n из комплексного числа была в основном решена в работах английских ученых А. Муавра (1707, 1724) и Р. Котеса (1722).

1. Историческая справка

Впервые мнимые величины появились в работе Дж. Кардано « Великое искусство, или об алгебраических правилах » в 1545 году.

Пользу мнимых чисел при решении кубических уравнений впервые оценил итальянский ученый Р. Бом б елли (1572).

Символ i предложил российский ученый

Л. Эйлер (1777, опубликовано1794).

Задача о выражении степени n из комплексного числа была в основном решена в работах английских ученых А. Муавра (1707, 1724) и Р. Котеса (1722).

Термин « комплексное число » ввел французский ученый Л. Карно (1803). В употребление термин вошел после работ К. Гаусса (1831). Полное геометрическое истолкование комплексных чисел и действий над ними появилось впервые в работе датского ученого К. Весселя (1799). Геометрическое представление комплексных чисел называют иногда « диаграммой Аргана » в честь швейцарского ученого Ж. Аргана.  

Термин « комплексное число » ввел французский ученый Л. Карно (1803).

В употребление термин вошел после работ К. Гаусса (1831).

Полное геометрическое истолкование комплексных чисел и действий над ними появилось впервые в работе датского ученого К. Весселя (1799).

Геометрическое представление комплексных чисел называют иногда « диаграммой Аргана » в честь швейцарского ученого Ж. Аргана.

 

Историческая справка.

Историческая справка.

  • Впервые компле-ксные числа поя-вились в работе Джероламо Кардано «Великое искусст-во, или об алгеб-раических прави-лах» в 1545 году.
Историческая справка. Леонард Эйлер - математик, академик Петербургской акаде-мии наук. В его трудах многие математичес-кие формулы и симво-лика впервые получают современный вид (ввел обозначения  e ,  , i ) imaginaire  (мнимый) для обозначения числа (мнимой единицы). 1777 (в печати 1794)

Историческая справка.

Леонард Эйлер - математик, академик Петербургской акаде-мии наук. В его трудах многие математичес-кие формулы и симво-лика впервые получают современный вид (ввел обозначения e ,  , i )

imaginaire (мнимый) для обозначения числа (мнимой единицы).

1777 (в печати 1794)

Абрамах Муавр ( Moivre)  (1667 – 1754)

Абрамах Муавр ( Moivre) (1667 – 1754)

  • Абрахам Муавр – английский математик. Муавр нашел (1707) правила возведения в n – ю степень и извлечения корня n – й степени для комплексных чисел.
Историческая справка. Полные гражданские права мнимым числам дал немецкий матема-тик  Карл Фридрих Гаусс,  который наз-вал их комплексными числами, дал геометри-ческую интерпретацию  ` kompl e x

Историческая справка.

Полные гражданские права мнимым числам дал немецкий матема-тик Карл Фридрих Гаусс, который наз-вал их комплексными числами, дал геометри-ческую интерпретацию

`

kompl e x

Комплексные числа х ² + 1 = 0 х ² =  – 1

Комплексные числа

х ² + 1 = 0

х ² = 1

Комплексные числа х ² + 1 = 0 х ² =  – 1  i =

Комплексные числа

х ² + 1 = 0

х ² = 1

i

=

Комплексные числа Комплексными числами  называют выражения вида A + B·  i , где A и B –действительные числа, а i – некоторый символ, такой что i  ² = –1, и обозначают буквой Z . Z = A + B i i  – комплексное число, такое, что i²  = –1  называется мнимая единица.

Комплексные числа

Комплексными числами называют выражения вида A + B· i , где A и B –действительные числа, а i – некоторый символ, такой что i ² = –1, и обозначают буквой Z .

Z = A + B i

i – комплексное число, такое, что = –1 называется мнимая единица.

Соглашение о комплексных числах.

Соглашение о комплексных числах.

  • Действительное число А записывается в виде А + 0 · i (или А – 0 · i ).
  • Комплексное число вида 0 + В i называется “чисто мнимым”. Запись В i обозначает то же, что 0 + В i .
  • Два комплексных А + В i , А’ + В’ i считаются равными, если А = А’ , В = В’. В противном случае комплексные числа не равны.
Сложение комплексных чисел  Определение.  Суммой комплексных чисел  A + B·i  и  А ’ + B ’ ·i  называют комплексное число  ( A +А ’) + ( B + B ’) i . Пример 1.  ( - 3+5i) + (4 - 8i) = 1 - 3i Пример 2.  (2+0i) + (7+0i) = 9+0i = 9 Пример 3.  (0+2i) + (0+5i) = 0+7i = 7i Пример 4. (-2+3 i ) + ( -2 –3 i ) = - 4 Пример(устно):(7+3 i)+(2-4i)=  (9-3i)+(i-2)=  7+i+2+7i= 9-i 7-2i 9+8i

Сложение комплексных чисел

  • Определение. Суммой комплексных чисел A + B·i и А ’ + B ’ ·i называют комплексное число ( A +А ’) + ( B + B ’) i .

Пример 1. ( - 3+5i) + (4 - 8i) = 1 - 3i

Пример 2. (2+0i) + (7+0i) = 9+0i = 9

Пример 3. (0+2i) + (0+5i) = 0+7i = 7i

Пример 4. (-2+3 i ) + ( -2 –3 i ) = - 4

Пример(устно):(7+3 i)+(2-4i)=

(9-3i)+(i-2)=

7+i+2+7i=

9-i

7-2i

9+8i

Вычитание комплексных чисел.  Определение.  Разностью комплекс-ных чисел  A + B·i  (уменьшаемое) и А ’ + B ’ ·i  (вычитаемое) называется комплексное число ( A -А ’) + ( B - B ’) i . Пример 1.  (-5 + 2i) – (3 – 5i) = -8 + 7i Пример 2.  (3 + 2i) – (-3 + 2i) = 6 + 0i = 6 Пример(устно) ( 2-i) – ( 3+5i) =  4i – (5+i)=  (6+7i) – (2-i)= -1-6i -5+3i 4+8i

Вычитание комплексных чисел.

  • Определение. Разностью комплекс-ных чисел A + B·i (уменьшаемое) и А ’ + B ’ ·i (вычитаемое) называется комплексное число ( A -А ’) + ( B - B ’) i .

Пример 1. (-5 + 2i) – (3 – 5i) = -8 + 7i

Пример 2. (3 + 2i) – (-3 + 2i) = 6 + 0i = 6

Пример(устно) ( 2-i) – ( 3+5i) =

4i – (5+i)=

(6+7i) – (2-i)=

-1-6i

-5+3i

4+8i

Умножение комплексных чисел.  Определение.   Произведением комплексных чисел А + В i и А’ + В’ i называется комплексное число (АА’ – ВВ’) + (АВ’ + ВА’)i  Пример 1. (1–2i)(3+2i) = 3 + 2i  – 6i– 4i ² = 3 – 6i + 2i + 4 = 7 – 4i Пример 2. (3–2i)(3+2i) = 9 +  6i – 6i – 4i ² = 9 + 4 = 13

Умножение комплексных чисел.

  • Определение.   Произведением комплексных чисел А + В i и А’ + В’ i называется комплексное число (АА’ – ВВ’) + (АВ’ + ВА’)i

Пример 1. (1–2i)(3+2i) = 3 + 2i – 6i– 4i ² = 3 – 6i + 2i + 4 = 7 – 4i

Пример 2. (3–2i)(3+2i) = 9 + 6i – 6i – 4i ² = 9 + 4 = 13

Сопряженные числа Определение.  Два комплексных числа называются сопряженными, если они отличаются друг от друга только знаками перед мнимой частью. Z= a + ib Z= a - ib (a + bi)(a – bi) = a ² + b ² сопряженные Пример: 25+3i и 25-3i -6+i и -i-6

Сопряженные числа

Определение. Два комплексных числа называются сопряженными, если они отличаются друг от друга только знаками перед мнимой частью.

Z= a + ib

Z= a - ib

(a + bi)(a bi) = a ² + b ²

сопряженные

Пример:

25+3i и 25-3i

-6+i и -i-6

Деление комплексных чисел.  Определение.  Разделить комплекс-ное число  А + В i на комплексное число  А’ + В’ i – значит найти такое число  Х + Уi  , которое, будучи помно-жено на делитель, даст делимое. Пример (7 - 4 i)  (3 - 2 i) 21  -12 i -14i + 8i ² 7 - 4 i  = = = 3 + 2 i  (3 - 2 i)  9+4 (3 + 2 i)  13-26i 13 26i = = - = 1-2i 13 13 13

Деление комплексных чисел.

  • Определение. Разделить комплекс-ное число А + В i на комплексное число А’ + В’ i – значит найти такое число Х + Уi , которое, будучи помно-жено на делитель, даст делимое.

Пример

(7 - 4 i)

(3 - 2 i)

21 -12 i -14i + 8i ²

7 - 4 i

=

=

=

3 + 2 i

(3 - 2 i)

9+4

(3 + 2 i)

13-26i

13 26i

=

=

-

=

1-2i

13

13 13

Геометрическое изображение. Im Z Re 0 Z = A + B i A В

Геометрическое изображение.

Im

Z

Re

0

Z = A + B i

A

В

Геометрическое изображение. Im Z 1 =2+3i Z 1 3 i Z 2 =-1+2i Z 2 Z 3 = -3 -i 2 i Z 4 =5-3i 1 i 5 -3 -1 1 0 2 Re -1 i Z 3 Z 4 -3 i

Геометрическое изображение.

Im

Z 1 =2+3i

Z 1

3 i

Z 2 =-1+2i

Z 2

Z 3 = -3 -i

2 i

Z 4 =5-3i

1 i

5

-3

-1

1

0

2

Re

-1 i

Z 3

Z 4

-3 i

3 . Геометрическая интерпретация комплексных чисел Комплексные числа на плоскости изображаются в прямоугольной декартовой системе координат либо точкой М(а; b )-аффикс, либо радиус – вектором этой точки r = ОМ =(а; b ). y M( а; b) b r  0 x a

3 . Геометрическая интерпретация комплексных чисел

Комплексные числа на плоскости изображаются в прямоугольной декартовой системе координат либо точкой М(а; b )-аффикс, либо радиус – вектором этой точки

r = ОМ =(а; b ).

y

M( а; b)

b

r

0

x

a

Модуль и аргумент комплексного числа Модуль комплексного числа Аргумент комплексного числа Arg z =   n , n  z ,     arctg b / a , - π  <     

Модуль и аргумент комплексного числа

Модуль комплексного числа

Аргумент комплексного числа

Arg z =   n ,

n  z ,

    arctg b / a ,

- π

Задание №1 Вычислить: Вариант 2 Вариант 1 Z 2 =-1+2i Z 1 = 1 + 7 i Z 1 = 5 + 6 i Z 2 =- 2 + 3 i Z 1 + Z 2  = -1 + 10 i 4 + 8 i 6 + 4 i 3 + 4 i Z 1 −  Z 2  = -17 + 4 i - 23 - 11 i Z 1·  Z 2  = Z 1 : Z 2  = 19/13 - i · 17/13 7/5 – i· 16/5 7/61 +i · 16/61 Z 2 : Z 1  = 19/50 +  i · 17/50

Задание №1

Вычислить:

Вариант 2

Вариант 1

Z 2 =-1+2i

Z 1 = 1 + 7 i

Z 1 = 5 + 6 i

Z 2 =- 2 + 3 i

Z 1 + Z 2 =

-1 + 10 i

4 + 8 i

6 + 4 i

3 + 4 i

Z 1 Z 2 =

-17 + 4 i

- 23 - 11 i

Z Z 2 =

Z 1 : Z 2 =

19/13 - i · 17/13

7/5 – 16/5

7/61 +i · 16/61

Z 2 : Z 1 =

19/50 + i · 17/50

Задание №2 Верно ли утверждение?  1.  Разность сопряженных чисел есть чисто мнимое число.  2.  Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.  3. Сумма двух комплексных чисел может быть равна действительному числу.  4. Произведение комплексных чисел не может быть равно действительному числу.  5. Частное двух чисто мнимых чисел есть число мнимое. да да да нет нет

Задание №2

Верно ли утверждение?

1. Разность сопряженных чисел есть чисто мнимое число.

2. Произведение двух чисто мнимых чисел равно действительному числу.

3. Сумма двух комплексных чисел может быть равна действительному числу.

4. Произведение комплексных чисел не может быть равно действительному числу.

5. Частное двух чисто мнимых чисел есть число мнимое.

да

да

да

нет

нет

Im 1 Вариант Задание №3 Z 1 = 3 +i Z 5 Z 2 =- 3 + 3 i Z 1 Z 2 3 i Z 3 =- 2 - 3 i Z 2 Z 4 = 4 - 2 i 2 i Z 5 = 4 i Z 1 2 Вариант Z 5 -3 -1 5 0 Z 1 = 5 +3i 2 Re Z 2 =- 2 +2i -1 i Z 3 Z 4 Z 3 = - 1 -i Z 4 = 2 -3i Z 5 = 1 Z 3 -3 i Z 4

Im

1 Вариант

Задание №3

Z 1 = 3 +i

Z 5

Z 2 =- 3 + 3 i

Z 1

Z 2

3 i

Z 3 =- 2 - 3 i

Z 2

Z 4 = 4 - 2 i

2 i

Z 5 = 4 i

Z 1

2 Вариант

Z 5

-3

-1

5

0

Z 1 = 5 +3i

2

Re

Z 2 =- 2 +2i

-1 i

Z 3

Z 4

Z 3 = - 1 -i

Z 4 = 2 -3i

Z 5 = 1

Z 3

-3 i

Z 4

Задание №4 Верно ли утверждение?  1.  Чисто мнимые числа не могут располагаться на действительной оси .  2.  Числа, лежащие на оси Re являются действительными числами .   3. Сумма двух комплексных чисел 2+ 4 i и 5-4i располагается на мнимой оси.  4. Произведение комплексных чисел 5+i и 5-i располагается на мнимой оси .  5. Точки, изображающие сопряженные числа, симметричны относительно действительной оси . да да нет нет да

Задание №4

Верно ли утверждение?

1. Чисто мнимые числа не могут располагаться на действительной оси .

2. Числа, лежащие на оси Re являются действительными числами .

3. Сумма двух комплексных чисел 2+ 4 i и 5-4i располагается на мнимой оси.

4. Произведение комплексных чисел 5+i и 5-i располагается на мнимой оси .

5. Точки, изображающие сопряженные числа, симметричны относительно действительной оси .

да

да

нет

нет

да

0; 3) имеет имеет два комплексных корня: z 1,2 = ± √ a· i . , если а На множестве комплексных чисел квадратное уравнение всегда имеет хотя бы один корень ." width="640"

Решение квадратных уравнений

z ² = a , где а - заданное число, z – неиз-вестное. На множестве действительных чисел это уравнение:

1) имеет один корень z = 0, если а = 0;

2) имеет два действительных корня z 1,2 = ± а   , если а0;

3) имеет имеет два комплексных корня: z 1,2 = ± i . , если а

На множестве комплексных чисел квадратное уравнение всегда имеет хотя бы один корень .

Итог урока Образование - это то, что остается, когда забываешь все, что изучал в школе.  Альберт Эйнштейн

Итог урока

Образование - это то, что остается, когда забываешь все, что изучал в школе.

Альберт Эйнштейн


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по теме "Комплексные числа"

Автор: Ларина Ирина Александровна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок – лекция по теме «Комплексные числа и операции над ними»"
    ["seo_title"] => string(67) "urok_liektsiia_po_tiemie_komplieksnyie_chisla_i_opieratsii_nad_nimi"
    ["file_id"] => string(6) "440164"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511358361"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
    ["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
    ["file_id"] => string(6) "221269"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435157341"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения""
    ["seo_title"] => string(91) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-samostoiatiel-naia-rabota-aktivnyi-mietod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266924"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450273248"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Практические рекомендации хода урока  по теме " Комплексное использование ЭТ MS Excel при создании документа" "
    ["seo_title"] => string(118) "praktichieskiie-riekomiendatsii-khoda-uroka-po-tiemie-komplieksnoie-ispol-zovaniie-et-ms-excel-pri-sozdanii-dokumienta"
    ["file_id"] => string(6) "103941"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402651711"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства