kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры 8 класс "Рациональные числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации присутствует как теоретический материал, так и дидактика по указанной теме.

Урок  «Рациональные числа»

(8 класс)

 

Цели урока:

 

Создать условия, при которых ученик:

- расширит представления о числе, сформирует понятие «рациональное число»;

- систематизирует знания о числовых множествах;

- приобретет навыки перевода рациональных чисел в десятичную (конечную или бесконечную)  дробь; бесконечных десятичных периодических дробей в рациональные числа; различные способы перевода бесконечной десятичной  периодической дроби в обыкновенную дробь;

- приобретет умения работать в парах,

- разовьет  навыки самостоятельной работы, умения анализировать, сравнивать, внимательно выполнять необходимые действия.

 

В результате ученик:  

 

-  знает, как определить вид числа, его принадлежность к числовым множествам;

- умеет правильно пользоваться математической символикой в процессе выполнения заданий;

- умеет представлять рациональное число в виде конечной или бесконечной периодической дроби;

- сможет научиться представлять бесконечную периодическую дробь в виде обыкновенной дроби;

  1. Организационный этап, повторение ранее изученного.

 

Приветствие, проверка готовности к уроку, работа в тетради – число, тема урока (слайд).

Учащиеся работают на трех уровнях сложности. Чтобы было проще организовать работу, каждый знает свой «вариант» - уровень.

Ученики получают задание на 3 варианта (от самого простого – базового, потом средний уровень и самый сложный).  

 

как вариант: Тест проходит в режиме on-line по ссылке: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Racionalnye-chisla-8-klass-18935/Default.aspx

 

Я делаю тесты сама в программе INDIGO.

Учащиеся сидят по рядам в соответствии с вариантом, но у них всегда есть право выбора при проверочных работах. Такая форма рассадки хороша тем, что легко организовать работу в парах «равноценных» учеников. Ученики 1 варианта (самый легкий – базовый) работают с учителем - игра «Верю – не верю». У учащихся на бланках распечатаны вопросы. Они точно такие же, как у учителя, но напечатаны вразброс и на отдельных полосках. Задача учеников – найти тот вопрос, который сейчас задал учитель и ответить на него прямо на этом листе. Такая форма объясняется тем, что слабые ученики, как правило – это кинестетики, поэтому для них и добавляется движение во время работы. Учитель зачитывает вопросы в следующем порядке:

Верите ли вы:

  1. что число -5  -  натуральное?
  2. что натуральные числа использовали для счета предметов?
  3. что самое маленькое натуральное число – это 0?
  4. что любое натуральное число (например, 4) можно записать в виде обыкновенной дроби?
  5. что дроби появились, когда люди стали делить между собой имущество, измерять земельные участки, исчислять время?
  6. что - это натуральное число?
  7. что любое целое число (например, -67) можно записать в виде десятичной дроби?
  8. что знак Î означает «принадлежит»?
  9. что запись «(3;5) Ì (2;9)» означает «промежуток от 3 до пяти является частью промежутка от 2 до 9»?
  10.  что утверждение «2 Ï Z» - верное?
  11.  что -7 > 0?
  12.  что знак Ë означает «является частью»?
  13.  что - это дробь?
  14.  что дробь и рациональное число – это одно и то же?
  15.  что множество целых чисел – самое маленькое?

 

Выполнение тестов заканчивается в одно время для всех учащихся (не более 10 минут с учетом орг. момента). 2 и 3 варианты не запускают проверку результатов.

 

2.  Основной этап урока с сообщение нового блока теории и проверки имеющихся знаний.

 

Далее учитель рассказывает блок теории, в это время ученики должны в это время откорректировать свои ответы или убедиться в их правильности.

Блок теории – на слайдах и к ним комментарии учителя:

 

После этого дается время ученикам последний раз просмотреть свои ответы и проверить результаты. Для 1 варианта на слайде появляются правильные ответы. После этого еще раз вопрос: остались ли неправильные ответы и они обсуждаются вслух вместе со всеми учениками.

 

Следующий блок теории учащиеся фиксируют в тетрадях одновременно с объяснением учителя. Демонстрация идет на слайдах с краткими пояснениями.

 

3. Рефлексивно-оценочный этап

 

Теперь необходимо самостоятельно или с помощью соседа по парте или учителя попробовать воспроизвести алгоритмы на конкретных примерах. Работа в парах, по необходимости, с привлечением учителя. Задания для каждого варианта составлены по суммирующему принципу – чем больше решишь, тем выше отметка.

 

«НА 3»:

 

1. Определите какое множество является подмножеством множества [8;21]

а)  (6;21]                     б)  (9;20)                     в)  [6;21]                     г)  (6;8)

2. Для записи используется математический символ  

а) ⊂                 б)  ∈                в) ∩                г)  ∅

3. Отметьте числа  -72;  6;   -35,13;   106,4 на координатной оси

4. Соотнесите обыкновенные дроби с равными им десятичными.

 

А.      Б.      В.      Г.

 

1) 0,5              2) 0,02                        3) 0,12                        4) 0,625

 

5. Сравните числа:

а) -5,7  и  0,334          б) 5,(7)  и  5, 773      

 

«НА 4»:

6. Переведите в бесконечную периодическую десятичную дробь число

 

8. Представьте в виде обыкновенной дроби число  1,(72)

 

«НА 5»:

 

9. Представьте в виде обыкновенной дроби число  2,9(12)

 

Работы сдаются учителю. Самопроверка будет осуществлена на следующем уроке после выполнения домашнего задания и повторения теории. Работа обучающего характера, поэтому важна не отметка. а понимание материала.

Подведем итог урока. Какие цели ставились в начале урока? (слайд). В тетради запишите то, в чем вы уверены, что научились делать

Давайте проговорим то, что вы написали:

- знаем, что  все числа  объединены во множество рациональных чисел;

- умеем пользоваться символикой и определять принадлежность чисел и промежутков;

- умеем любое число представлять в виде дроби , где  или в виде бесконечной периодической дроби;

- получили возможность научиться переводить бесконечные периодические дроби в обыкновенные двумя способами,  заметили, что второй способ  трудно формулировать,  но его применение ускорит  получение результата).

 

4. Домашнее задание (презентация и слайды домашнего задания вывешиваются в специально для этого созданной группе в Контакте или фотографируются учащимися).

 

 

1. Дана фраза: «28 - рациональное число». Как можно записать иначе?

а) 28 ∈ N                    б) 28 ∈ Q                    в) 28 ∈ Z

2. Вычисли значение дроби   − d, если a = 13; b = 36; c = 0,9; d=1,76;

3. Утверждение    «−17∈(−17;5]»   является: а) ложным;     б) истинным

4. Выясни при каком наименьшем целом значение p число 3p+15p+2 является целым

5. Вычислить значение выражения:

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок алгебры 8 класс "Рациональные числа" »

Тема урока: Цели урока: систематизировать знания о рациональных числах; формирование навыка работы в парах; развитие внимания и логического мышления.

Тема урока:

Цели урока:

систематизировать знания о

рациональных числах;

формирование навыка работы в парах;

развитие внимания и логического мышления.

Для счета предметов используются числа, которые называются  натуральными .  Для обозначения множества  натуральных чисел употребляется буква   N   - первая буква латинского слова  Naturalis  - «естественный», «натуральный» N - натуральные 1 , 2, 3, 4, 5, …

Для счета предметов используются числа, которые называются натуральными . Для обозначения множества натуральных чисел употребляется буква N - первая буква латинского слова Naturalis - «естественный», «натуральный»

N - натуральные

1 , 2, 3, 4, 5, …

Числа, им противоположные Натуральные числа 5 3 6 4 2 1 -5 -4 -3 -2 -6 -1 Целые

Числа,

им противоположные

Натуральные числа

5

3

6

4

2

1

-5

-4

-3

-2

-6

-1

Целые

Натуральные числа, числа им противоположные и число нуль, образуют множество  целых  чисел, которое обозначается Z - первой буквой немецкого слова  Zahl    - «число». Z - целые … , -3, -2, - 1 , 0, 1 , 2, 3, …

Натуральные числа, числа им противоположные и число нуль, образуют множество целых чисел, которое обозначается Z - первой буквой немецкого слова Zahl - «число».

Z - целые

… , -3, -2, - 1 , 0,

1 , 2, 3, …

Целые числа Дробные числа 58 10 9 -4 0 1 7,1 0,1 2/7 3,2 0,(2) Рациональные

Целые числа

Дробные числа

58

10

9

-4

0

1

7,1

0,1

2/7

3,2

0,(2)

Рациональные

Множество чисел, которое можно представить в виде , называется множеством  рациональных чисел   и обозначается буквой Q  - первой буквой французского  слова  Quotient   - «отношение». Есть также версия, что название рациональных чисел связано с латинским словом ratio – разум. Q - рациональные … , -3, -2, - 1 , 0, 1, 2, 3, … + дроби

Множество чисел, которое можно представить в виде , называется множеством рациональных чисел и обозначается буквой Q - первой буквой французского слова Quotient - «отношение». Есть также версия, что название рациональных чисел связано с латинским словом ratio – разум.

Q - рациональные

… , -3, -2, - 1 , 0, 1, 2, 3, …

+ дроби

Отношения между множествами натуральных,  целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует  геометрическая иллюстрация – круги Эйлера . N  Z  Q

Отношения между множествами натуральных,

целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует

геометрическая иллюстрация круги Эйлера .

N  Z  Q

Математический символ   ∈    называют знаком принадлежности  ( элемент принадлежит множеству ) . «n  -  натуральное число» можно писать n ∈ N    «m  -  целое число» можно писать m ∈ Z  «r  -  рациональное число» можно писать r ∈ Q  

Математический символ   ∈   называют знаком принадлежности ( элемент принадлежит множеству ) .

«n - натуральное число»

можно писать n ∈ N  

«m - целое число»

можно писать m ∈ Z

«r - рациональное число»

можно писать r ∈ Q  

Математический символ ⊂  называют знаком включения ( одно множество содержится в другом ). «N - часть множества Z» можно писать N ⊂ Z , «Z - часть множества Q» можно писать  Z ⊂ Q  

Математический символ ⊂  называют знаком включения ( одно множество содержится в другом ).

«N - часть множества Z»

можно писать N ⊂ Z ,

«Z - часть множества Q»

можно писать Z ⊂ Q  

Множества обозначают большими буквами, элементы множества - маленькими буквами. «x  не принадлежит множеству X»  можно писать  x ∉ X «A  не является частью (подмножеством) B» можно писать  A  B .

Множества обозначают большими буквами,

элементы множества - маленькими буквами.

«x  не принадлежит множеству X» 

можно писать x ∉ X

«A  не является частью (подмножеством) B»

можно писать A  B .

N  Z  Q Число 5 - ? N, Z, Q Число -7 - ? Z, Q Z, Q Число -6,7  - ? Число  - ? Q

N  Z  Q

Число 5 - ?

N, Z, Q

Число -7 - ?

Z, Q

Z, Q

Число -6,7 - ?

Число - ?

Q

1.  нет  2. да 3.  нет 4. да 5. да 6. нет  7. да  8.  да 9. да 10. нет 11. нет 12. нет 13.  да 14.  да 15. нет

1. нет

2. да

3. нет

4. да

5. да

6. нет

7. да

8. да

9. да

10. нет

11. нет

12. нет

13. да

14. да

15. нет

Переведите обыкновенные дроби в десятичные: = 0,375 – конечная десятичная дробь Если в знаменателе стоят 2, 5, их произведение или произведение комбинацийэтих чисел – всегда КОНЕЧНАЯ ДЕСЯТИЧНАЯ ДРОБЬ!

Переведите обыкновенные дроби в десятичные:

= 0,375 – конечная десятичная дробь

Если в знаменателе стоят 2, 5, их произведение или произведение комбинацийэтих чисел – всегда КОНЕЧНАЯ ДЕСЯТИЧНАЯ ДРОБЬ!

Переведите обыкновенные дроби в десятичные: = 0,272727272727272727… - бесконечная периодическая десятичная дробь Для краткости написания – ПЕРИОД (круглые скобки) 0,272727272727272727…= 0,(27)

Переведите обыкновенные дроби в десятичные:

= 0,272727272727272727… - бесконечная периодическая десятичная дробь

Для краткости написания – ПЕРИОД (круглые скобки)

0,272727272727272727…= 0,(27)

Прочитайте дроби:  0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)  0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)  4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7)  4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7) чисто периодические смешанные периодические

Прочитайте дроби:

  • 0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)
  • 0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)

4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7)

4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7)

чисто периодические

смешанные периодические

Любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби? N  Z  Q 5 = 5,000… = 5,(0) -8,37 = -8,37000… = -8,37(0) Дроби - ?

Любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби?

N  Z  Q

5 = 5,000… = 5,(0)

-8,37 = -8,37000… = -8,37(0)

Дроби - ?

Алгоритмы перевода рациональных чисел  в бесконечную десятичную периодическую дробь = 0,375 = 0,375(0) = 0,272727… = 0,(27) Делим числитель на знаменатель

Алгоритмы перевода рациональных чисел

в бесконечную десятичную периодическую дробь

= 0,375 = 0,375(0)

= 0,272727… = 0,(27)

Делим числитель

на знаменатель

Любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби?

Любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби?

Переведем б.п.д. дробь 0,(2) в обыкновенную  Пусть х = 0,(2) Это для чисто периодической !!! 10х  = 2,(2) 10х = 2,(2)   10 ( число цифр в периоде ) х = 0,(2) 10х – х = 2,(2) - 0,(2) 9х = 2 0,(2)

Переведем б.п.д. дробь 0,(2)

в обыкновенную

Пусть х = 0,(2)

Это для

чисто периодической !!!

10х = 2,(2)

10х = 2,(2)

 10 ( число цифр в периоде )

х = 0,(2)

10х – х = 2,(2) - 0,(2)

= 2

0,(2)

Переведем б.п.д. дробь 0,4(6) в обыкновенную Это для смешанной периодической !!!  Пусть х = 0,4(6) 10х = 4,(6) 100х = 46,(6)   10 ( число цифр в периоде ) 10х = 4,(6) 100х – 10х = 46,(6) - 4,(6) 90х = 42 0,4(6) 21

Переведем б.п.д. дробь 0,4(6)

в обыкновенную

Это для

смешанной периодической !!!

Пусть х = 0,4(6)

10х = 4,(6)

100х = 46,(6)

 10 ( число цифр в периоде )

10х = 4,(6)

100х – 10х = 46,(6) - 4,(6)

90х = 42

0,4(6)

21

Чтобы обратить чисто периодическую дробь в обыкновенную, нужно в числителе  обыкновенной дроби поставить число,  образованное из цифр, стоящих в периоде , а в знаменателе  – написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде . 0,(2)= 2 0,(81)= 81 9 99 1 цифра 2 цифры

Чтобы обратить чисто периодическую дробь в обыкновенную, нужно в числителе обыкновенной дроби поставить число, образованное из цифр, стоящих в периоде , а в знаменателе – написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде .

0,(2)=

2

0,(81)=

81

9

99

1 цифра

2 цифры

Чтобы обратить смешанную периодическую дробь в обыкновенную, нужно в числителе  обыкновенной дроби поставить  число , равное разности числа, образованного цифрами, стоящими после запятой до начала второго периода , и числа, образованного из цифр, стоящих после запятой до начала первого периода ; а в знаменателе написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде , и со столькими нулями , сколько цифр между запятой и началом периода . 6 4 4 0,4(6)= 9 0 1 цифра 1 цифра

Чтобы обратить смешанную периодическую дробь в обыкновенную, нужно в числителе обыкновенной дроби

поставить число , равное разности числа, образованного цифрами, стоящими после запятой до начала второго периода , и числа, образованного из цифр, стоящих после запятой до начала первого периода ; а в знаменателе написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде , и со столькими нулями , сколько цифр между запятой и началом периода .

6

4

4

0,4(6)=

9

0

1 цифра

1 цифра

- Знаю (умею, научился), как определить вид числа, его принадлежность к числовым множествам; -  Знаю (умею, научился) правильно пользоваться математической символикой в процессе выполнения заданий; - Знаю (умею, научился) представлять рациональное число в виде конечной или бесконечной периодической дроби; - Знаю (умею, научился) представлять бесконечную периодическую дробь в виде обыкновенной дроби; .

- Знаю (умею, научился), как определить вид числа, его принадлежность к числовым множествам;

- Знаю (умею, научился) правильно пользоваться математической символикой в процессе выполнения заданий;

- Знаю (умею, научился) представлять рациональное число в виде конечной или бесконечной периодической дроби;

- Знаю (умею, научился) представлять бесконечную периодическую дробь в виде обыкновенной дроби;

.

1. Дана фраза: «28 - рациональное число». Как можно записать иначе? а) 28 ∈ N   б) 28 ∈ Q   в) 28 ∈ Z 2. Вычисли значение дроби − d, если a = 13; b = 36; c = 0,9; d=1,76; 3. Утверждение «−17∈(−17;5]» является: а) ложным; б) истинным 4. Выясни при каком наименьшем целом значение p число 3p+15p+2 является целым 5. Вычислить значение выражения:

1. Дана фраза: «28 - рациональное число». Как можно записать иначе?

а) 28 ∈ N б) 28 ∈ Q в) 28 ∈ Z

2. Вычисли значение дроби − d, если a = 13; b = 36; c = 0,9; d=1,76;

3. Утверждение «−17∈(−17;5]» является:

а) ложным; б) истинным

4. Выясни при каком наименьшем целом значение p число 3p+15p+2 является целым

5. Вычислить значение выражения:

Ресурсы интернета: 1 .  http://www.librus.ru/childrens-corner/scientifically- cognitive-literature/5676-mir-chisel.html 2. http://odur.let.rug.nl/magazijn/decennia/1745-1754_45.htm 3. http://project-gym6.narod.ru/1/62/euler.htm 4. http://sferica.by.ru/history/pi.html 5. http://www.peoples.ru/science/mathematics/simon_stevin/ 6. http://www.proshkolu.ru/user/galrybo/file/455559/ 7. http://www.free-lancers.net/users/vixen/ 8. http://www.15a20.com.mx/images/sections/thumbs/ thumb_7312558.jpg 9. http://gr-matem.narod.ru/ 10. http://www.i-u.ru/biblio/archive/depman_mir/01.aspx 11. Использованы материалы презентации Обуховой Н.С. МОУ СОШ № 17 г. Заволжья Нижегородской области

Ресурсы интернета:

1 . http://www.librus.ru/childrens-corner/scientifically-

cognitive-literature/5676-mir-chisel.html

2. http://odur.let.rug.nl/magazijn/decennia/1745-1754_45.htm

3. http://project-gym6.narod.ru/1/62/euler.htm

4. http://sferica.by.ru/history/pi.html

5. http://www.peoples.ru/science/mathematics/simon_stevin/

6. http://www.proshkolu.ru/user/galrybo/file/455559/

7. http://www.free-lancers.net/users/vixen/

8. http://www.15a20.com.mx/images/sections/thumbs/

thumb_7312558.jpg

9. http://gr-matem.narod.ru/

10. http://www.i-u.ru/biblio/archive/depman_mir/01.aspx

11. Использованы материалы презентации Обуховой Н.С.

МОУ СОШ № 17 г. Заволжья Нижегородской области


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок алгебры 8 класс "Рациональные числа"

Автор: Павлова Татьяна Геннадьевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Действия с рациональными числами" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-dieistviia-s-ratsional-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "152711"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420897790"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по теме «Совместное выполнение действий над рациональными числами».."
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sovmiestnoie-vypolnieniie-dieistvii-nad-ratsional-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "277348"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452876397"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока алгебры с презентацией по теме "Тождественные преобразования выражений"  7 класс "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-alghiebry-s-priezientatsiiei-po-tiemie-tozhdiestviennyie-prieobrazovaniia-vyrazhienii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212965"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431959047"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Иррациональные числа 8 класс "
    ["seo_title"] => string(31) "irratsional-nyie-chisla-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243834"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445822298"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа  для проведения индивидуально-групповых занятий по математике   7- 8   класс "
    ["seo_title"] => string(100) "rabochaia-proghramma-dlia-proviedieniia-individual-no-ghruppovykh-zaniatii-po-matiematikie-7-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243112"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445620925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства