kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уравнения и неравенства с модулем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит примеры решения заданий и задания для самостоятельной работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уравнения и неравенства с модулем»

УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ПЕРЕМЕННУЮ ПОД ЗНАКОМ МОДУЛЯ

УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ПЕРЕМЕННУЮ ПОД ЗНАКОМ МОДУЛЯ

ПЛАН: 1.Модуль. Определения, свойства, геометрический смысл 2. Решение уравнений, содержащих модуль 3. Решение неравенств, содержащих модуль

ПЛАН:

1.Модуль. Определения, свойства, геометрический смысл

2. Решение уравнений, содержащих модуль

3. Решение неравенств, содержащих модуль

Литература

Литература

  • 1 . Задачи по математике . Уравнения и неравенства : справочное пособие / В.В.Вавилов, И. И. Мельников, С. Н. Олехник и др. – Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2007.-248 с.
  • 2. Сборник задач по математике с решениями алгебре / Сост. Д. Н. Кравчук, Е. В. Кравчук, С.И.Клемина. – Донецк : ПКФ «БАО», 1997.-192 с.
  • 3. Хорошилова, Е. В. Элементарная математика : учеб. пособ. для старшеклассников и абитуриентов. В 2 ч. Ч.1 / Е. В. Хорошилова. – М. : Издательство Московского университета, 2010.– 435 с.
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». В архитектуре – это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов. В технике – это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например, модуль зацепления, модуль упругости и т.д. Модуль объемного сжатия (в физике) – отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.

Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера».

В архитектуре – это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов.

В технике – это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например, модуль зацепления, модуль упругости и т.д.

Модуль объемного сжатия (в физике) – отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.

0 |a|= 0, если а=0 -а, если а" width="640"

МОДУЛЬ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a , если a больше или равно нулю

и равна -a , если a меньше нуля:

а, если а0

|a|= 0, если а=0

-а, если а

Примеры: | |

Примеры:

|

|

Основные свойства модуля

Основные свойства модуля

Основные свойства модуля 6.| x ⋅ y | = | x | ∙ | y |  ( Модуль произведения двух чисел равен произведению их модулей ) .  7.    (Модуль частного равен    частному модулей) 8. ( Модуль суммы двух чисел не превышает суммы их модулей) 9.   ( М оду ль разности двух  ч исел также не превосходит сумм ы их модулей)

Основные свойства модуля

  • 6.| x ⋅ y | = | x | | y | ( Модуль произведения двух чисел равен произведению их модулей ) .
  • 7. (Модуль частного равен

частному модулей)

  • 8. ( Модуль суммы двух чисел не превышает суммы их модулей)

9.

( М оду ль разности двух ч исел также не превосходит сумм ы их модулей)

Раскройте модуль : |π - 3|; 11) | |; | |; |х 4 +1|; |х 2 |; |х 2 +3х-4|; 8) | | 9) 10)

Раскройте модуль :

  • |π - 3|; 11)
  • | |;
  • | |;
  • 4 +1|;
  • 2 |;
  • 2 +3х-4|;

8) | |

9)

10)

1. Упростите выражение:  2. Упростите выражение :

1. Упростите выражение:

2. Упростите выражение :

Геометрический смысл:   (каждому действительному числу можно поставить в соответствии точку числовой прямой, тогда эта точка будет геометрическим изображением данного числа) Модуль  - абсолютная величина числа, равная расстоянию от начала отсчета до точки на числовой прямой  |- a| | a| x -a 0 a

Геометрический смысл:

(каждому действительному числу можно поставить в соответствии точку числовой прямой, тогда эта точка будет геометрическим изображением данного числа)

Модуль - абсолютная величина числа, равная расстоянию от начала отсчета до точки на числовой прямой

|- a|

| a|

x

-a

0

a

Уравнения вида |f(х)|=a, где a ≥0 
  • Уравнения вида |f(х)|=a, где a ≥0

f(х)=а

f(х)=-а.

Пример 1. |х-8|=5.

По определению модуля имеем совокупность уравнений

Х-8=5

Х-8=-5.

Откуда х=13, х=3.

Ответ: 3;13.

Некоторые уравнения и неравенства с модулем решаются проще с помощью геометрических соображений.  |a-b|-это расстояние между a и b.  Решим предыдущее уравнение |х-8|=5.  Откладываем от точки 8 влево и вправо расстояние равное 5 получаем точки 3 и13. 13 3 8 x

Некоторые уравнения и неравенства с модулем решаются проще с помощью геометрических

соображений.

|a-b|-это расстояние между a и b.

Решим предыдущее уравнение |х-8|=5.

Откладываем от точки 8 влево и вправо расстояние равное 5 получаем точки 3 и13.

13

3

8

x

Пример 2. Рассмотрим уравнение |2х-3|=4.     Решим с помощью геометрического смысла На расстоянии 4 от 3 лежат две точки -1 и 7, а 2х есть одна из них.  Следовательно, 2х= -1, или 2х=7, Х=-0,5. Х=3.5  Ответ: -0.5; 3,5.  7 -1 3 x

Пример 2. Рассмотрим уравнение

|2х-3|=4.

Решим с помощью геометрического смысла

На расстоянии 4 от 3 лежат две точки -1 и 7,

а 2х есть одна из них.

Следовательно, 2х= -1, или 2х=7,

Х=-0,5. Х=3.5

Ответ: -0.5; 3,5.

7

-1

3

x

2. Уравнение вида f (|x|)=а.   По определению абсолютной величины данное уравнение распадается на совокупность двух систем:  f(х)=а;  х ≥0,  f (-х)=а;  х  0

2. Уравнение вида f (|x|)=а.

По определению абсолютной величины данное уравнение распадается на совокупность двух систем:

f(х)=а;

х ≥0,

f (-х)=а;

х 0

Пример 3.  Решить уравнение х 2 - |х|-6=0 . Данное уравнение равносильно совокупности двух систем: Решим первую систему уравнений:    Решим вторую систему уравнений:    Ответ: -3; 3.

Пример 3. Решить уравнение х 2 - |х|-6=0 .

Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:

Решим первую систему уравнений:

Решим вторую систему уравнений:

Ответ: -3; 3.

3.Уравнение вида   f 1 ( x )  +  f 2 ( x )  + …+  f n ( x )  = g ( x ) - Находят нули и точки разрыва функций f 1 ( x ) ,… f n ( x ) - Отмечают эти точки на числовой прямой - В каждом из интервалов определяют значения этих функций - Переходят к совокупности уравнений, не содержащих знака модуля

3.Уравнение вида

f 1 ( x ) + f 2 ( x ) + …+ f n ( x ) = g ( x )

- Находят нули и точки разрыва функций f 1 ( x ) ,… f n ( x )

- Отмечают эти точки на числовой прямой

- В каждом из интервалов определяют значения этих функций

- Переходят к совокупности уравнений, не содержащих знака модуля

3. Решение уравнений вида |f 1 (x)|+ |f 2 (x)|+…+ |f n (x)|=g(x) Для каждой из этих функций находят область определения, ее нули и точки разрыва. Нули и точки разрыва разбивают общую область определения функции f i (x) (i=1,2,,,,n) на промежутки, в каждом из которых каждая их функций f i (x) сохраняет постоянный знак. Используя определение модуля, для каждой из найденных областей получим уравнение, подлежащее решению.

3. Решение уравнений вида

|f 1 (x)|+ |f 2 (x)|+…+ |f n (x)|=g(x)

Для каждой из этих функций находят область определения, ее нули и точки разрыва.

Нули и точки разрыва разбивают общую область определения функции f i (x) (i=1,2,,,,n) на промежутки, в каждом из которых каждая их функций f i (x) сохраняет постоянный знак.

Используя определение модуля, для каждой из найденных областей получим уравнение, подлежащее решению.

Алгоритм . Пусть дано уравнение F(x)=0 такое, что его левая часть содержит модули некоторых функций |f 1 (x)|, |f 2 (x)|,…, |f n (x)| 1.Решают каждое из уравнений f 1 (x)=0, f 2 (x)=0,…f n (x)=0 2. Вся координатная ось разбита на некоторое число промежутков. 3. На каждом таком промежутке уравнение заменяется на другое уравнение, не содержащее знаков модуля и равносильно исходному уравнению на этом промежутке. 4. На каждом промежутке отыскиваются корни того уравнения, которое на этом промежутке получается. 5. Отбираются те корни, которые принадлежат данному промежутку. Они и будут корнями исходного уравнения на рассматриваемом промежутке. 6. Все корни уравнения F (х)=0 получают, объединяя все корни, найденные на всех промежутках.

Алгоритм .

Пусть дано уравнение F(x)=0 такое, что его левая часть содержит модули некоторых функций

|f 1 (x)|, |f 2 (x)|,…, |f n (x)|

1.Решают каждое из уравнений f 1 (x)=0, f 2 (x)=0,…f n (x)=0

2. Вся координатная ось разбита на некоторое число промежутков.

3. На каждом таком промежутке уравнение заменяется на другое уравнение, не содержащее

знаков модуля и равносильно исходному уравнению на этом промежутке.

4. На каждом промежутке отыскиваются корни того уравнения, которое на этом промежутке получается.

5. Отбираются те корни, которые принадлежат данному промежутку. Они и будут корнями

исходного уравнения на рассматриваемом промежутке.

6. Все корни уравнения F (х)=0 получают, объединяя все корни, найденные на всех

промежутках.

Пример 4. 2|х-2|-3|x+4|=1. Решение. Для освобождения от знаков модуля разобьем числовую прямую на три промежутка x 2 -4 Решение данного уравнения сводится к решению трех систем: Ответ: -15; -1.8

Пример 4.

2|х-2|-3|x+4|=1.

Решение.

Для освобождения от знаков модуля разобьем числовую прямую на три промежутка

x

2

-4

Решение данного уравнения сводится к решению трех систем:

Ответ: -15; -1.8

Задание: Решить самостоятельно(двумя способами):    Ответ:

Задание: Решить самостоятельно(двумя способами):

Ответ:

3. Проверьте свои знания по теме «Модуль»  Вариант – 1  1. Укажите наименьшее по модулю число. а) – 13,97; б) 6,3;  в) 53,8;  г) – 2 .  2. Вычислите | 5.2 – 7.7 | а) – 2,5;  б) 2,5;  в) 5;  г) 1,1.  3. Вычислите (| - 7.3 | + | - 2.6|) : | - 9 | а) 13;  б) – 1,1; в) 5;  г) 1,1.  4. Вычислите | - 4.5 | : | - 0.9 | + | - 3 | : | 2 | а) -7,5;  б) 3,5;  в) 6,5;  г) - 6,5.  5. Решите уравнение 2| x – 3 | = 5 а) 5,5 и - 5,5; б) 0,5 и - 0,5; в) 5,5 и 0,5;  г) 3,5 и – 3,5.   Вариант – 2  1.Укажите наибольшее по модулю число.  а) – 91,3; б) 10,8;  в) – 3 ; г) 5 .  2. Вычислите | 8,1 – 9,7 | а) – 1,6;  б) 17,8;  в) 1,6;  г) – 17,8.  3.Вычислите (| - 14,5 | - | - 4,1|) : | - 8 | а) 1,3;  б) – 1,3;  в) 1,6;  г) - 2.  4. Вычислите | - 7,2 | : | - 0,8 | + | 3 | : | - 2 | а) 6,5;  б) 10,5;  в) - 10,5;  г) 7,5. 5 . Решите уравнение 2| 3 - х | = 7 а) – 0,5 и 0,5; б)- 0,5 и 6,5; в) - 6,5 и 0,5;г) - 6,5 и 6,5.  Ответы: Вариант – 1 1.г, 2.б, 3г, 4.в, 5.в Вариант – 2 1.б, 2.в, 3.а, 4.б, 5.б

3. Проверьте свои знания по теме «Модуль»

Вариант – 1

1. Укажите наименьшее по модулю число.

а) – 13,97; б) 6,3; в) 53,8; г) – 2 .

2. Вычислите | 5.2 – 7.7 |

а) – 2,5; б) 2,5; в) 5; г) 1,1.

3. Вычислите

(| - 7.3 | + | - 2.6|) : | - 9 |

а) 13; б) – 1,1; в) 5; г) 1,1.

4. Вычислите

| - 4.5 | : | - 0.9 | + | - 3 | : | 2 |

а) -7,5; б) 3,5; в) 6,5; г) - 6,5.

5. Решите уравнение 2| x – 3 | = 5

а) 5,5 и - 5,5; б) 0,5 и - 0,5;

в) 5,5 и 0,5; г) 3,5 и – 3,5.

Вариант – 2

1.Укажите наибольшее по модулю число.

а) – 91,3; б) 10,8; в) – 3 ; г) 5 .

2. Вычислите | 8,1 – 9,7 |

а) – 1,6; б) 17,8; в) 1,6; г) – 17,8.

3.Вычислите

(| - 14,5 | - | - 4,1|) : | - 8 |

а) 1,3; б) – 1,3; в) 1,6; г) - 2.

4. Вычислите

| - 7,2 | : | - 0,8 | + | 3 | : | - 2 |

а) 6,5; б) 10,5; в) - 10,5; г) 7,5.

5 . Решите уравнение 2| 3 - х | = 7

а) – 0,5 и 0,5; б)- 0,5 и 6,5;

в) - 6,5 и 0,5;г) - 6,5 и 6,5.

Ответы:

Вариант – 1 1.г, 2.б, 3г, 4.в, 5.в Вариант – 2 1.б, 2.в, 3.а, 4.б, 5.б

Решение неравенств, содержащих модуль А) -а а Б) Этому неравенству удовлетворяют точки двух лучей: -а а

Решение неравенств, содержащих модуль

А)

а

Б)

Этому неравенству удовлетворяют точки двух лучей:

а

b, a0, b0, то a 2 b 2 . Верно и обратное утверждение, если a 2 b 2 , a0, b0б то ab. Из этих свойств следует, что неравенства |f(x)|≤a (a ≥0; при a|f(x)|≤ |g(x)| - можно заменить равносильными им неравенствами f 2 (x)-a 2 ≤0 и f 2 (x)-g 2 (x) ≤0. Аналогичные рассуждения верны и для неравенств: |f(x)| ≥ a, где a≥0, и |f(x)| ≥ |g(x)|. Заметим, что неравенство |f(x)| ≥ a, где aПример 1. |x 2 -5x|≤6. Данное неравенство равносильно неравенству: (x 2 -5x-6)(x 2 -5x+6) ≤0. Решаем методом интервалов. Ответ: -1≤x ≤2, 3≤x≤6." width="640"

I. Объяснение нового материала

1. Решение неравенств вида |f(x)|≤a и |f(x)|≤ |g(x)|

Напомним, что если ab, a0, b0, то a 2 b 2 .

Верно и обратное утверждение, если a 2 b 2 , a0, b0б то ab.

Из этих свойств следует, что неравенства |f(x)|≤a (a ≥0; при a

|f(x)|≤ |g(x)| - можно заменить равносильными им неравенствами f 2 (x)-a 2 ≤0 и

f 2 (x)-g 2 (x) ≤0.

Аналогичные рассуждения верны и для неравенств:

|f(x)| ≥ a, где a≥0, и |f(x)| ≥ |g(x)|.

Заметим, что неравенство |f(x)| ≥ a, где a

Пример 1.

|x 2 -5x|≤6.

Данное неравенство равносильно неравенству:

(x 2 -5x-6)(x 2 -5x+6) ≤0.

Решаем методом интервалов.

Ответ: -1≤x ≤2, 3≤x≤6.

2. Решение неравенствa вида |f(x)| ≥ g(x) и |f(x)|≤ g(x) Неравенство равносильно системе неравенств: Аналогичные рассуждения верны и для неравенства |f(x)|≥ g(x). Неравенство |f(x)|≥ g(x) выполняется для всех х из области определения функции f, при которых g(x)Если же g(x) ≥ 0, то f(x)≥g(x). Отсюда f 2 (x) – g 2 (x)≥0. Итак, при решении неравенства |f(x)|≥ g(x) необходимо рассматривать два условия. Пример 2. Решением неравенства (1) является Решением исходного неравенства является промежуток Ответ:

2. Решение неравенствa вида |f(x)| ≥ g(x) и |f(x)|≤ g(x)

Неравенство равносильно системе неравенств:

Аналогичные рассуждения верны и для неравенства |f(x)|≥ g(x).

Неравенство |f(x)|≥ g(x) выполняется для всех х из области определения функции f, при которых g(x)

Если же g(x) ≥ 0, то f(x)≥g(x). Отсюда f 2 (x) – g 2 (x)≥0.

Итак, при решении неравенства |f(x)|≥ g(x) необходимо рассматривать два условия.

Пример 2.

Решением неравенства (1) является

Решением исходного неравенства является промежуток

Ответ:

2. ТЕСТ-ЗАДАНИЕ Решение уравнений и неравенств. А. Д. Б. В. Е. Г.

2. ТЕСТ-ЗАДАНИЕ

Решение уравнений и неравенств.

А.

Д.

Б.

В.

Е.

Г.

Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей. ЦЕЛИ : продолжить решение задач по изучаемой теме; рассмотреть решение более сложных упражнений; проверить усвоение учащимися изученного материала. ХОД ЗАНЯТИЯ:  I. Решение упражнений. Пример 1. Решить уравнение ||||x|-|-2|-1|-2|=2. Решение. По определению абсолютной величины, имеем: Решим первое уравнение: Решим второе уравнение: Тогда: Откуда: Ответ:

Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей.

ЦЕЛИ : продолжить решение задач по изучаемой теме; рассмотреть решение более сложных упражнений; проверить усвоение учащимися изученного материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Решение упражнений.

Пример 1.

Решить уравнение ||||x|-|-2|-1|-2|=2.

Решение.

По определению абсолютной величины, имеем:

Решим первое уравнение:

Решим второе уравнение:

Тогда:

Откуда:

Ответ:

Пример 2. Решить неравенство: Воспользуемся соотношением (1): Ответ:

Пример 2.

Решить неравенство:

Воспользуемся соотношением (1):

Ответ:

Метод введение новой переменной. Пример 3. Решить уравнение: Решение: пусть |x+1|=y, тогда |2-y|=3 Вернемся к замене: Ответ: -6, 4

Метод введение новой переменной.

Пример 3.

Решить уравнение:

Решение: пусть |x+1|=y, тогда |2-y|=3

Вернемся к замене:

Ответ: -6, 4

Можно решить уравнение аналитически  Вариант 1.   Вариант 2. 1. | 3 – 3x | = x + 5;   1. | 6x – 24| = x + 1; 2. 3x – 2| x | = 4;   2. | 2 – 2x | = 3 + x; 3. | 7x + 1 | = 2x – 6;  3. 10x – 3| x | = 7. Ответы: Вариант 1. 1. х 1 = - 0,5; х 2 = 4  2. х = 4  3. нет решений Вариант 2 . 1. х = 5   2. х 1 = 5; х 2 = - 1/3 3. х = 1 НА СОДЕРЖАНИЕ

Можно решить уравнение аналитически

Вариант 1. Вариант 2.

1. | 3 – 3x | = x + 5; 1. | 6x – 24| = x + 1;

2. 3x – 2| x | = 4; 2. | 2 – 2x | = 3 + x;

3. | 7x + 1 | = 2x – 6; 3. 10x – 3| x | = 7.

Ответы:

Вариант 1. 1. х 1 = - 0,5; х 2 = 4 2. х = 4 3. нет решений

Вариант 2 . 1. х = 5 2. х 1 = 5; х 2 = - 1/3 3. х = 1

НА СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА II. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛЬ.  Построение графиков функций: y=f( |x|), y= | f(x)|, y=|f|x|| ЦЕЛЬ: научить учащихся строить графики, содержащие модуль; закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений. Методические рекомендации: Когда в «стандартные» функции, которые задают прямые, параболы, гиперболы, включают знак модуля, их графики становятся необычными. Чтобы научить строить такие графики, надо владеть приемами построения графиками элементарных функций, а также твердо знать и понимать определение модуля числа.

ГЛАВА II. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛЬ.

Построение графиков функций: y=f( |x|), y= | f(x)|, y=|f|x||

ЦЕЛЬ: научить учащихся строить графики, содержащие модуль; закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений.

Методические рекомендации:

Когда в «стандартные» функции, которые задают прямые, параболы, гиперболы, включают знак модуля, их графики становятся необычными. Чтобы научить строить такие графики, надо владеть приемами построения графиками элементарных функций, а также твердо знать и понимать определение модуля числа.

Если в модуль берется аргумент функции, график будет симметричен относительно оси ординат. Если в модуль берется вся функция , график отражается в верхнюю полуплоскость относительно оси абсцисс.

Если в модуль берется аргумент функции, график будет симметричен относительно оси ординат.

Если в модуль берется вся функция , график отражается в верхнюю полуплоскость относительно оси абсцисс.

1.

1.

0 y = 0, если x=0 y = - x, если x

2.Рассмотрим функцию у = | x | и построим ее график.

y = x, если x0

y = 0, если x=0

y = - x, если x

3. y 1 0 1 x Установив закономерность, постройте графики функций:

3.

y

1

0

1

x

Установив закономерность, постройте графики функций:

4. y 1 0 1 x Установив закономерность, постройте графики функций

4.

y

1

0

1

x

Установив

закономерность,

постройте графики

функций

5. Примеры построения графиков:   1. f ( x )= | x −1| . Вычисляя значение функции в точках 1, 0 и 2, получаем график, состоящий из двух отрезков прямых (см. рис. 1). 2. f ( x ) =| x −1|+| x − 2 | . Вычисляя значение функции в точках с абсциссами 0, 1, 2, 3, 4 получаем график, состоящий из трех отрезков прямых (см. рис. 2). 3. f ( x ) =| x −1|+| x − 2 |+| x −3 | . Для построения графика «по отрезкам», вычислим значения функции в точках 1, 2, 3, 0, 4 (см. рис. 3). 4. f ( x ) =| x −1|−| x − 2 | . График разности модулей строится аналогично (см. рис. 4).

5. Примеры построения графиков:

1. f ( x )= | x −1| . Вычисляя значение функции в точках 1, 0 и 2, получаем график, состоящий из

двух отрезков прямых (см. рис. 1).

2. f ( x ) =| x −1|+| x − 2 | . Вычисляя значение функции в точках с абсциссами 0, 1, 2, 3, 4

получаем график, состоящий из трех отрезков прямых (см. рис. 2).

3. f ( x ) =| x −1|+| x − 2 |+| x −3 | . Для построения графика «по отрезкам», вычислим значения

функции в точках 1, 2, 3, 0, 4 (см. рис. 3).

4. f ( x ) =| x −1|−| x − 2 | . График разности модулей строится аналогично (см. рис. 4).

6. Построить график функции у = | x 2 – 6x + 3 | При построении этого графика можно использовать принцип «зеркального отражения». Строим параболу у = x 2 – 6x + 3 по всем правилам: х 0 = 3, у 0 = 9 – 18 + 3 = - 6,  А (3; - 6) — вершина параболы, ветви направлены вверх. Строим параболу и отображаем часть графика, расположенного ниже оси Ох, в верхнюю полуплоскость.

6. Построить график функции у = | x 2 – 6x + 3 |

При построении этого графика можно использовать принцип «зеркального отражения». Строим параболу у = x 2 – 6x + 3 по всем правилам:

х 0 = 3, у 0 = 9 – 18 + 3 = - 6,

А (3; - 6) — вершина параболы, ветви направлены вверх.

Строим параболу и отображаем часть графика, расположенного ниже оси Ох, в верхнюю полуплоскость.

7. Построить график функции у = | x 2 – 6|x| + 3 | Шаг №1 Строим параболу у = x 2 – 6x + 3 по всем правилам Шаг №2 Если в модуль берется аргумент функции, график будет симметричен относительно оси ординат Шаг №3 Если в модуль берутся значения функции , график будет симметричен относительно оси абсцисс

7. Построить график функции у = | x 2 – 6|x| + 3 |

Шаг №1 Строим параболу

у = x 2 – 6x + 3

по всем правилам

Шаг №2 Если в модуль берется аргумент функции, график будет симметричен относительно оси ординат

Шаг №3 Если в модуль берутся значения функции , график будет симметричен относительно оси абсцисс

2. Попробуйте решить самостоятельно! Решить уравнения х 2 = | 2 - х| |x 2 -3x|=2x-4 x 2 +|x-1|-5=0. !!! Придумать и решить аналогичные уравнения

2. Попробуйте решить самостоятельно!

Решить уравнения

х 2 = | 2 - х|

|x 2 -3x|=2x-4

x 2 +|x-1|-5=0.

!!! Придумать и решить аналогичные уравнения

Занятие 4.  Решение уравнений и неравенств графическим способом ЦЕЛЬ: научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль, графическим способом. Методические рекомендации:  Одним из способов решения уравнений, содержащих модуль является графический способ .  Суть этого способа заключается в том, чтобы построить графики функций, составляющих уравнение. В случае, если графики пересекутся, абсциссы точек пересечения данных графиков будут являться корнями уравнения. В случае, если графики не пересекутся, мы сможем сделать вывод, что уравнение корней не имеет.  Графический способ определения числа корней уравнения является более удобным, чем аналитический. НА СОДЕРЖАНИЕ

Занятие 4.

Решение уравнений и неравенств графическим способом

ЦЕЛЬ: научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль, графическим способом.

Методические рекомендации:

Одним из способов решения уравнений, содержащих модуль является графический способ .

Суть этого способа заключается в том, чтобы построить графики функций, составляющих уравнение. В случае, если графики пересекутся, абсциссы точек пересечения данных графиков будут являться корнями уравнения. В случае, если графики не пересекутся, мы сможем сделать вывод, что уравнение корней не имеет.

Графический способ определения числа корней уравнения является более удобным, чем аналитический.

НА СОДЕРЖАНИЕ

1. Объяснение нового материала. ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛИ (линейное) y x |х+3|=|x-4|  Построим графики функций: у =|х+3| и у =|x-4|. Абсцисса точки пересечения графиков является корнем уравнения Ответ: х=0,5 0,5

1. Объяснение нового материала.

ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛИ

(линейное)

y

x

  • |х+3|=|x-4|

Построим графики функций:

у =|х+3| и у =|x-4|. Абсцисса точки пересечения графиков является корнем уравнения

Ответ: х=0,5

0,5

2. Сколько корней имеет уравнение |x+3|-| x 2 – 6|x| + 3 |=0 ? Преобразуем уравнение: |x+3|=| x 2 – 6|x| + 3 | Построим графики функций у=|x+3| и у = | x 2 – 6|x| + 3 | Найдем количество точек пересечения. у 3 х -3

2. Сколько корней имеет уравнение |x+3|-| x 2 – 6|x| + 3 |=0 ?

Преобразуем уравнение: |x+3|=| x 2 – 6|x| + 3 |

Построим графики функций у=|x+3| и у = | x 2 – 6|x| + 3 |

Найдем количество точек пересечения.

у

3

х

-3

ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛИ и ПАРАМЕТРЫ.  3. Решить уравнение: | x - a| = | x - 4| Решение: Строим графики функций y =|x - a| и y = |x - 4|. При движении мы будем наблюдать два случая: 1.Построенные графики совпали.  При a =4 решением уравнения служат все действительные числа.  2. Данные графики имеют одну точку пересечения. х = ( а + 4):2.  Ответ: если а = 4,то х - любое число; если а 4, то х = ( a + 4) : 2

ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛИ и ПАРАМЕТРЫ.

3. Решить уравнение: | x - a| = | x - 4|

Решение: Строим графики функций y =|x - a| и y = |x - 4|.

При движении мы будем наблюдать два случая: 1.Построенные графики совпали. При a =4 решением уравнения служат все действительные числа.

2. Данные графики имеют одну

точку пересечения.

х = ( а + 4):2.

Ответ: если а = 4,то х - любое число;

если а 4, то х = ( a + 4) : 2

2. Самостоятельная работа Вариант А Вариант В Сколько корней имеют уравнения Вариант С |x-5| = x Решите уравнения |2x-4| = |4-x| |2x-4| = 4-x Найдите произведение корней уравнения на их количество -2x 2 = |x+1| |x+1| = |x 2 -3| -2x 2 = |x+1| |x+4| = |x-2| Найдите наименьший корень уравнения |x+1| = |x 2 -3| При каком значении параметра a уравнение имеет четыре корня. |x 2 +2|x|-5| =a ОТВЕТЫ 1. 2; 2. 2; 3. 4 1. 0 и ; 2. Ø; 3. -2 1. 0 2. -1 3. a € [5;6]

2. Самостоятельная работа

Вариант А

Вариант В

Сколько корней имеют уравнения

Вариант С

  • |x-5| = x

Решите уравнения

  • |2x-4| = |4-x|
  • |2x-4| = 4-x

Найдите произведение корней уравнения на их количество

  • -2x 2 = |x+1|
  • |x+1| = |x 2 -3|
  • -2x 2 = |x+1|
  • |x+4| = |x-2|

Найдите наименьший корень уравнения

  • |x+1| = |x 2 -3|
  • При каком значении параметра a уравнение имеет четыре корня.

|x 2 +2|x|-5| =a

ОТВЕТЫ

1. 2;

2. 2;

3. 4

1. 0 и ;

2. Ø;

3. -2

1. 0

2. -1

3. a € [5;6]

ГЛАВА III. НЕРВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ, СОДЕРЖАЩИЕ МОДУЛЬ, НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ. Занятие 1, 2. Геометрическая интерпретация уравнений вида |x-a|+ |x-b|=c и |x-a|-|x-b|=c. Изображение фигур на плоскости, задаваемых неравенствами. ЦЕЛЬ: научить изображать на плоскости фигуры, расширить представления учащихся о взаимосвязи между алгебраическими соотношения и их геометрическими образами на координатными плоскостями. Методические рекомендации: Необходимо использовать рассматриваемый материал, включающий эстетический компонент, для развития интереса к предмету, а также для более глубокого усвоения базовых знаний. Кроме того, важно, чтобы учащимися были предложены задания, аппелирующие к воображению, фантазии.

ГЛАВА III. НЕРВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ, СОДЕРЖАЩИЕ МОДУЛЬ, НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ.

Занятие 1, 2.

Геометрическая интерпретация уравнений вида |x-a|+ |x-b|=c и |x-a|-|x-b|=c. Изображение фигур на плоскости, задаваемых неравенствами.

ЦЕЛЬ: научить изображать на плоскости фигуры, расширить представления учащихся о взаимосвязи между алгебраическими соотношения и их геометрическими образами на координатными плоскостями.

Методические рекомендации:

Необходимо использовать рассматриваемый материал, включающий эстетический компонент, для развития интереса к предмету, а также для более глубокого усвоения базовых знаний. Кроме того, важно, чтобы учащимися были предложены задания, аппелирующие к воображению, фантазии.

1. Объяснение нового материала Уравнения |х-а|+|х-в|=с и |х-а|-|х-в|=с имеют простую геометрическую интерпретацию. Рассмотрим уравнение|х-2|+|х+3|=7. Решить это уравнение - значит найти все такие точки на числовой оси ОХ, для каждой из которых сумма расстояний до точек с координатами (2) и (-3) равна 7. Внутри отрезка [-3;2] таких точек нет, так как длина отрезка |2-(-3)|=5Легко видеть, что эти точки (-4) и (3).Следовательно,х=-4,х=3-корни уравнения.

1. Объяснение нового материала

Уравнения |х-а|+|х-в|=с и |х-а|-|х-в|=с имеют простую геометрическую интерпретацию.

Рассмотрим уравнение|х-2|+|х+3|=7.

Решить это уравнение - значит найти все такие точки на числовой оси ОХ, для каждой из которых сумма расстояний до точек с координатами (2) и (-3) равна 7.

Внутри отрезка [-3;2] таких точек нет, так как длина отрезка |2-(-3)|=5

Легко видеть, что эти точки (-4) и (3).Следовательно,х=-4,х=3-корни уравнения.

Изображение решений неравенств с двумя переменными на координатной плоскости: Примеры: 1.

Изображение решений неравенств с двумя переменными на координатной плоскости:

Примеры:

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

2. НА СОДЕРЖАНИЕ

2.

НА СОДЕРЖАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Уравнения и неравенства с модулем

Автор: Шаляева Юлия Геннадьевна

Дата: 19.03.2023

Номер свидетельства: 627841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Решение уравнений содержащих модуль "
    ["seo_title"] => string(45) "rieshieniie-uravnienii-sodierzhashchikh-modul"
    ["file_id"] => string(6) "223736"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438086022"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "программа элективного курса - решение уравнений и неравенств с модулями "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-moduliami"
    ["file_id"] => string(6) "181795"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425396401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "«Модуль действительного числа»."
    ["seo_title"] => string(31) "modul_dieistvitiel_nogho_chisla"
    ["file_id"] => string(6) "346730"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475169911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Построение графиков функций, содержащих знак модуля "
    ["seo_title"] => string(61) "postroieniie-ghrafikov-funktsii-sodierzhashchikh-znak-modulia"
    ["file_id"] => string(6) "182303"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425488789"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Элективный курс для 9 класса "Этот таинственный модуль" "
    ["seo_title"] => string(55) "eliektivnyi-kurs-dlia-9-klassa-etot-tainstviennyi-modul"
    ["file_id"] => string(6) "168267"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423214928"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства