1 . Задачи по математике . Уравнения и неравенства : справочное пособие / В.В.Вавилов, И. И. Мельников, С. Н. Олехник и др. – Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2007.-248 с.
2. Сборник задач по математике с решениями алгебре / Сост. Д. Н. Кравчук, Е. В. Кравчук, С.И.Клемина. – Донецк : ПКФ «БАО», 1997.-192 с.
3. Хорошилова, Е. В. Элементарная математика : учеб. пособ. для старшеклассников и абитуриентов. В 2 ч. Ч.1 / Е. В. Хорошилова. – М. : Издательство Московского университета, 2010.– 435 с.
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера».
В архитектуре – это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов.
В технике – это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например, модуль зацепления, модуль упругости и т.д.
Модуль объемного сжатия (в физике) – отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.
0 |a|= 0, если а=0 -а, если а" width="640"
МОДУЛЬ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Модуль числаa или абсолютная величина числа a равна a , если a больше или равно нулю
и равна -a , если a меньше нуля:
а, если а0
|a|= 0, если а=0
-а, если а
Примеры:
|
|
Основные свойства модуля
Основные свойства модуля
6.| x ⋅ y | = | x | ∙ | y | ( Модуль произведения двух чисел равен произведению их модулей ) .
7. (Модуль частного равен
частному модулей)
8. ( Модуль суммы двух чисел не превышает суммы их модулей)
9.
( М оду ль разности двух ч исел также не превосходит сумм ы их модулей)
Раскройте модуль:
|π - 3|; 11)
| |;
| |;
|х4+1|;
|х2|;
|х2+3х-4|;
8) | |
9)
10)
1. Упростите выражение:
2. Упростите выражение:
Геометрический смысл:
(каждому действительному числу можно поставить в соответствии точку числовой прямой, тогда эта точка будет геометрическим изображением данного числа)
Модуль - абсолютная величина числа, равная расстоянию от начала отсчета до точки на числовой прямой
|-a|
|a|
x
-a
0
a
Уравнения вида |f(х)|=a, где a≥0
f(х)=а
f(х)=-а.
Пример 1. |х-8|=5.
По определению модуля имеем совокупность уравнений
Х-8=5
Х-8=-5.
Откуда х=13, х=3.
Ответ: 3;13.
Некоторые уравнения и неравенства с модулем решаются проще с помощью геометрических
соображений.
|a-b|-это расстояние между a и b.
Решим предыдущее уравнение |х-8|=5.
Откладываем от точки 8 влево и вправо расстояние равное 5 получаем точки 3 и13.
13
3
8
x
Пример 2.Рассмотрим уравнение
|2х-3|=4.
Решим с помощью геометрического смысла
На расстоянии 4 от 3 лежат две точки -1 и 7,
а 2х есть одна из них.
Следовательно, 2х= -1, или 2х=7,
Х=-0,5. Х=3.5
Ответ: -0.5; 3,5.
7
-1
3
x
2. Уравнение вида f (|x|)=а.
По определениюабсолютной величины данное уравнение распадается на совокупность двух систем:
f(х)=а;
х≥0,
f(-х)=а;
х0
Пример 3.Решить уравнение х2-|х|-6=0.
Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
Решим первую систему уравнений:
Решим вторую систему уравнений:
Ответ: -3; 3.
3.Уравнение вида
f1(x)+f2(x)+ …+fn(x)=g(x)
- Находят нули и точки разрыва функцийf1(x),…fn(x)
- Отмечают эти точки на числовой прямой
- В каждом из интервалов определяют значения этих функций
- Переходят к совокупности уравнений, не содержащих знака модуля
3. Решение уравнений вида
|f1(x)|+ |f2(x)|+…+ |fn(x)|=g(x)
Для каждой из этих функций находят область определения, ее нули и точки разрыва.
Нули и точки разрыва разбивают общую область определения функцииfi(x) (i=1,2,,,,n)на промежутки, в каждом из которых каждая их функцийfi(x)сохраняет постоянный знак.
Используя определение модуля, для каждой из найденных областей получим уравнение, подлежащее решению.
Алгоритм.
Пусть дано уравнениеF(x)=0такое, что его левая часть содержит модули некоторых функций
|f1(x)|, |f2(x)|,…, |fn(x)|
1.Решают каждое из уравненийf1(x)=0, f2(x)=0,…fn(x)=0
2. Вся координатная ось разбита на некоторое число промежутков.
3. На каждом таком промежутке уравнение заменяется на другое уравнение, не содержащее
знаков модуля и равносильно исходному уравнению на этом промежутке.
4. На каждом промежутке отыскиваются корни того уравнения, которое на этом промежутке получается.
5. Отбираются те корни, которые принадлежат данному промежутку. Они и будут корнями
исходного уравнения на рассматриваемом промежутке.
6. Все корни уравненияF(х)=0 получают, объединяя все корни, найденные на всех
промежутках.
Пример 4.
2|х-2|-3|x+4|=1.
Решение.
Для освобождения от знаков модуля разобьем числовую прямую на три промежутка
x
2
-4
Решение данного уравнения сводится к решению трех систем:
b, a0, b0, то a 2 b 2 . Верно и обратное утверждение, если a 2 b 2 , a0, b0б то ab. Из этих свойств следует, что неравенства |f(x)|≤a (a ≥0; при a|f(x)|≤ |g(x)| - можно заменить равносильными им неравенствами f 2 (x)-a 2 ≤0 и f 2 (x)-g 2 (x) ≤0. Аналогичные рассуждения верны и для неравенств: |f(x)| ≥ a, где a≥0, и |f(x)| ≥ |g(x)|. Заметим, что неравенство |f(x)| ≥ a, где aПример 1. |x 2 -5x|≤6. Данное неравенство равносильно неравенству: (x 2 -5x-6)(x 2 -5x+6) ≤0. Решаем методом интервалов. Ответ: -1≤x ≤2, 3≤x≤6." width="640"
I. Объяснение нового материала
1. Решение неравенств вида |f(x)|≤a и |f(x)|≤ |g(x)|
Напомним, что если ab, a0, b0, то a 2 b 2 .
Верно и обратное утверждение, если a 2 b 2 , a0, b0б то ab.
Из этих свойств следует, что неравенства |f(x)|≤a (a ≥0; при a
|f(x)|≤ |g(x)| - можно заменить равносильными им неравенствами f 2 (x)-a 2 ≤0 и
f 2 (x)-g 2 (x) ≤0.
Аналогичные рассуждения верны и для неравенств:
|f(x)| ≥ a, где a≥0, и |f(x)| ≥ |g(x)|.
Заметим, что неравенство |f(x)| ≥ a, где a
Пример 1.
|x 2 -5x|≤6.
Данное неравенство равносильно неравенству:
(x 2 -5x-6)(x 2 -5x+6) ≤0.
Решаем методом интервалов.
Ответ: -1≤x ≤2, 3≤x≤6.
2. Решение неравенствa вида |f(x)| ≥ g(x) и |f(x)|≤ g(x)
Неравенство равносильно системе неравенств:
Аналогичные рассуждения верны и для неравенства |f(x)|≥ g(x).
Неравенство |f(x)|≥ g(x) выполняется для всех х из области определения функции f, при которых g(x)
Если же g(x) ≥ 0, то f(x)≥g(x). Отсюда f 2 (x) – g 2 (x)≥0.
Итак, при решении неравенства |f(x)|≥ g(x) необходимо рассматривать два условия.
Пример 2.
Решением неравенства (1) является
Решением исходного неравенства является промежуток
Ответ:
2. ТЕСТ-ЗАДАНИЕ
Решение уравнений и неравенств.
А.
Д.
Б.
В.
Е.
Г.
Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей.
ЦЕЛИ : продолжить решение задач по изучаемой теме; рассмотреть решение более сложных упражнений; проверить усвоение учащимися изученного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Решение упражнений.
Пример 1.
Решить уравнение ||||x|-|-2|-1|-2|=2.
Решение.
По определению абсолютной величины, имеем:
Решим первое уравнение:
Решим второе уравнение:
Тогда:
Откуда:
Ответ:
Пример 2.
Решить неравенство:
Воспользуемся соотношением (1):
Ответ:
Метод введение новой переменной.
Пример 3.
Решить уравнение:
Решение: пусть |x+1|=y, тогда |2-y|=3
Вернемся к замене:
Ответ: -6, 4
Можно решить уравнение аналитически
Вариант 1.Вариант 2.
1. | 3 – 3x | = x + 5; 1. | 6x – 24| = x + 1;
2. 3x – 2| x | = 4; 2. | 2 – 2x | = 3 + x;
3. | 7x + 1 | = 2x – 6; 3. 10x – 3| x | = 7.
Ответы:
Вариант 1. 1. х 1 = - 0,5; х 2 = 4 2. х = 4 3. нет решений
Вариант 2 . 1. х = 5 2. х 1 = 5; х 2 = - 1/3 3. х = 1
НА СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА II. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛЬ.
ЦЕЛЬ: научить учащихся строить графики, содержащие модуль; закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений.
Методические рекомендации:
Когда в «стандартные» функции, которые задают прямые, параболы, гиперболы, включают знак модуля, их графики становятся необычными. Чтобы научить строить такие графики, надо владеть приемами построения графиками элементарных функций, а также твердо знать и понимать определение модуля числа.
Если в модуль берется аргумент функции, график будет симметричен относительно оси ординат.
Если в модуль берется вся функция , график отражается в верхнюю полуплоскость относительно оси абсцисс.
1.
0 y = 0, если x=0 y = - x, если x
2.Рассмотрим функцию у = | x | и построим ее график.
Одним из способов решения уравнений, содержащих модуль является графический способ .
Суть этого способа заключается в том, чтобы построить графики функций, составляющих уравнение. В случае, если графики пересекутся, абсциссы точек пересечения данных графиков будут являться корнями уравнения. В случае, если графики не пересекутся, мы сможем сделать вывод, что уравнение корней не имеет.
Графический способ определения числа корней уравнения является более удобным, чем аналитический.
НА СОДЕРЖАНИЕ
1. Объяснение нового материала.
ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛИ
(линейное)
y
x
|х+3|=|x-4|
Построим графики функций:
у =|х+3| и у =|x-4|. Абсцисса точки пересечения графиков является корнем уравнения
Ответ: х=0,5
0,5
2. Сколько корней имеет уравнение |x+3|-| x 2 – 6|x| + 3 |=0 ?
Преобразуем уравнение: |x+3|=| x 2 – 6|x| + 3 |
Построим графики функций у=|x+3| и у = | x 2 – 6|x| + 3 |
Найдем количество точек пересечения.
у
3
х
-3
ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛИ и ПАРАМЕТРЫ.
3. Решить уравнение: | x - a| = | x - 4|
Решение: Строим графики функций y =|x - a| и y = |x - 4|.
При движении мы будем наблюдать два случая: 1.Построенные графики совпали. При a =4 решением уравнения служат все действительные числа.
2. Данные графики имеют одну
точку пересечения.
х = ( а + 4):2.
Ответ: если а = 4,то х - любое число;
если а 4, то х = ( a + 4) : 2
2. Самостоятельная работа
Вариант А
Вариант В
Сколько корней имеют уравнения
Вариант С
|x-5| = x
Решите уравнения
|2x-4| = |4-x|
|2x-4| = 4-x
Найдите произведение корней уравнения на их количество
-2x2= |x+1|
|x+1| = |x2-3|
-2x2= |x+1|
|x+4| = |x-2|
Найдите наименьший корень уравнения
|x+1| = |x2-3|
При каком значении параметра a уравнение имеет четыре корня.
|x2+2|x|-5| =a
ОТВЕТЫ
1. 2;
2. 2;
3. 4
1. 0 и ;
2. Ø;
3. -2
1. 0
2. -1
3. a € [5;6]
ГЛАВА III. НЕРВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ, СОДЕРЖАЩИЕ МОДУЛЬ, НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ.
Занятие 1, 2.
Геометрическая интерпретация уравнений вида |x-a|+ |x-b|=c и |x-a|-|x-b|=c. Изображение фигур на плоскости, задаваемых неравенствами.
ЦЕЛЬ: научить изображать на плоскости фигуры, расширить представления учащихся о взаимосвязи между алгебраическими соотношения и их геометрическими образами на координатными плоскостями.
Методические рекомендации:
Необходимо использовать рассматриваемый материал, включающий эстетический компонент, для развития интереса к предмету, а также для более глубокого усвоения базовых знаний. Кроме того, важно, чтобы учащимися были предложены задания, аппелирующие к воображению, фантазии.
1. Объяснение нового материала
Уравнения |х-а|+|х-в|=с и |х-а|-|х-в|=с имеют простую геометрическую интерпретацию.
Рассмотрим уравнение|х-2|+|х+3|=7.
Решить это уравнение - значит найти все такие точки на числовой оси ОХ, для каждой из которых сумма расстояний до точек с координатами (2) и (-3) равна 7.
Внутри отрезка [-3;2] таких точек нет, так как длина отрезка |2-(-3)|=5
Легко видеть, что эти точки (-4) и (3).Следовательно,х=-4,х=3-корни уравнения.
Изображение решений неравенств с двумя переменными на координатной плоскости: