В презентации рассказывается об истории jоткрытия транспортира, прибора необходимого для построения и измерения углов на уроке математики 5 класса.Ученики отвечают на вопросы по изученному материалу и проводят физкультминутку отдыха во время урока.Рассказывается о первых транспортирах и где об этом приборе упоминается, какие транспортиры бывают и из какого материала их изготовляют. В процессе изучения новой темы по этой презентации ученики лучше умеют строить и измерять углы, используя свою зрительную память, умеют сравнивать различные виды углов по рисункам и по градусной мере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение (градус - от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему древние вавилоняне делили именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятеричная система счисления. Более то, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60(календарь вавилонян включал 360 дней).
Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута ( часть градуса) и секунда ( часть минуты) . Названия “минута ” и “секунда” произошли от partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает «части меньшие первые» и «части меньшие вторые». В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке.
История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”TRANSPORTER”, что означает “переносить”. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне.
Но древние ученые производили измерения не только транспортиром – ведь этот инструмент был неудобен для измерений на местности и решения задач прикладного характера. А именно прикладные задачи и являлись главным предметом интереса древних геометров. Изобретение первого инструмента, позволяющего измерять углы на местности, связывают с именем древнегреческого ученого Герона Александрийского (I в. до. Н. э). Он описал инструмент “диоптр”, позволяющий измерять углы на местности и решать множество прикладных задач.
Таким образом, можно говорить о возникновении геодезии — системы наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах. Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
Транспортир (фр. transporteur, от лат. transporto «переношу») — инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°. В некоторых моделях — от 0 до 360°.
Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов. Точность транспортира прямо пропорциональна его размеру.
Как измерять с помощью транспортира?
1. Нужно приложить транспортир к вершине угла.
2. Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку.
3. Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую отметку проходит вторая сторона угла.
ЭТО И ЕСТЬ ГРАДУСНАЯ МЕРА УГЛА!
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай,
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два.
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела.
Разновидности транспортиров
* Полукруговые (180 градусов)
* Круглые (360 градусов).
* Геодезические
Транспортир нужен для того чтобы, измерить и узнать какой угол. Развёрнутый, прямой, острый или тупой.
Чем они отличаются друг от друга?
Ответ: У круглых транспортиров больше градусов чем у полукругового.
Как называется этот транспортир?
Ответ: Геодезический
Вопросы
1.Где появился первый транспортир?
2. Почему в Вавилоне была принята шестидесятеричная система счисления?
3. Какие были введены единицы измерения?
4. Из чего состоит транспортир?
5. В каких моделях транспортиров 180 градусов, а в каких 360?