kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тела вращения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

- обобщение знаний по теме"Тела вращения": нахождение основных элементов фигур, площади поверхности

- закрепление навыков решения задач уровня ЕГЭ

- развитие самостоятельности при решении задач

- развитие алгоритмического мышления

- развитие пространственного воображения

- воспитание контроля и самоконтроля

План урока:

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний учащихся (блиц-опрос)

3. Сообщения учащихся (историческая справка)

4. Решение задач уровня ЕГЭ

5. Самостоятельная работа

6. Итог урока

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тела вращения »

11 класс Учитель математики МАОУ СОШ №30, г. Челябинска Юрченко Ольга Павловна

11 класс

Учитель математики

МАОУ СОШ №30, г. Челябинска

Юрченко Ольга Павловна

Цель урока:  Обобщение знаний по теме «Тела вращения»: нахождение  основных элементов фигур, площади поверхности.

Цель урока:

  • Обобщение знаний по теме «Тела вращения»: нахождение

основных элементов фигур, площади поверхности.

  • Закрепление навыков решения задач уровня ЕГЭ.
  • Развитие самостоятельности при решении задач.
  • Развитие алгоритмического мышления.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Воспитание контроля и самоконтроля.
Г. Галилей

Г. Галилей

Организационный
  • Организационный

момент

5 мин

2. Актуализация знаний (блиц-опрос)

5 мин

3. Сообщения учащихся

(историческая справка)

5 мин

4. Решение задач уровня ЕГЭ

15 мин

5. Самостоятельная работа

10 мин

6. Итог урока.

5 мин

цилиндр конус Основание: А) окружность Б) круг В) эллипс шар 2.  Радиус : А) О 1 О 2 Б) О 4 О 5 В) О 2 О 3 Г) О 1 О 4 Основание: 1. 2.  Радиус : А) О 1 О 2 Б) О 3 О 4  В) О 2 О 3  3. Образующая: А) О 1 О 2 Б) О 3 О 5   В) О 6 О 3  А) окружность Б) круг В) эллипс 3. Образующая: А) О 1 О 2 Б) О 1 О 4  В) О 2 О 3   Радиус: А) О 1 О 4 Б) О 3 О 4   В) О 2 О 3 Граница шара: А) круг Б) сфера В) окружность О1 О3 О4 О2 О1 О6 О1 О4 О2 О3 О4 О3 О2 О5

цилиндр

конус

  • Основание:

А) окружность

Б) круг

В) эллипс

шар

2.

Радиус :

А) О 1 О 2 Б) О 4 О 5

В) О 2 О 3 Г) О 1 О 4

  • Основание:

1.

2.

Радиус :

А) О 1 О 2 Б) О 3 О 4

В) О 2 О 3

3. Образующая:

А) О 1 О 2 Б) О 3 О 5

В) О 6 О 3

А) окружность

Б) круг

В) эллипс

3. Образующая:

А) О 1 О 2 Б) О 1 О 4

В) О 2 О 3

Радиус:

А) О 1 О 4 Б) О 3 О 4

В) О 2 О 3

  • Граница шара:

А) круг

Б) сфера

В) окружность

О1

О3

О4

О2

О1

О6

О1

О4

О2

О3

О4

О3

О2

О5

цилиндр конус 4. Высота цилиндра - это: А) расстояние между  плоскостями его  основания  Б) отрезок, который  соединяет две любые  точки оснований  В) отрезок, который  соединяет центр круга  с любой точкой  цилиндра шар 4. Высота конуса – это: А) отрезок, соединяющий вершину с любой точкой основания Б) расстояние от вершины конуса до основания В) отрезок, соединяющий вершину с точкой, лежащей на окружности  Напишите формулу 3. Сечение шара: А) окружность Б) круг В) эллипс  площади боковой  поверхности  цилиндра 5. Напишите формулу площади боковой поверхности конуса 4. Напишите формулу поверхности шара ндра

цилиндр

конус

4. Высота цилиндра - это:

А) расстояние между

плоскостями его

основания Б) отрезок, который

соединяет две любые

точки оснований В) отрезок, который

соединяет центр круга

с любой точкой

цилиндра

шар

4. Высота конуса – это:

А) отрезок, соединяющий вершину с любой точкой основания

Б) расстояние от вершины конуса до основания

В) отрезок, соединяющий вершину с точкой, лежащей на окружности

  • Напишите формулу

3. Сечение шара:

А) окружность

Б) круг

В) эллипс

площади боковой

поверхности

цилиндра

5. Напишите формулу площади боковой поверхности конуса

4. Напишите формулу поверхности шара

ндра

Шаром принято называть тело,  ограниченное сферой, т.е. шар и сфера –  это разные геометрические тела.   Однако оба слова «шар» и «сфера» происходят от одного и того же  греческого слова «сфайра» - мяч. При этом слово «шар» образовалось от перехода согласных сф в ш .   В Х I книге «Начала» Евклид определяет шар как фигуру, описанную вращающимся около неподвижного диаметра полукругом.   В древности сфера была в большом почёте. Астрономические наблюдения над небесным сводом неизменно вызывали образ сферы. Сфера всегда широко применялась в различных областях науки и техники .

Шаром принято называть тело,

ограниченное сферой, т.е. шар и сфера –

это разные геометрические тела.

Однако оба слова «шар» и «сфера» происходят от одного и того же

греческого слова «сфайра» - мяч. При этом слово «шар» образовалось

от перехода согласных сф в ш .

В Х I книге «Начала» Евклид определяет шар как фигуру, описанную

вращающимся около неподвижного диаметра полукругом.

В древности сфера была в большом почёте. Астрономические

наблюдения над небесным сводом неизменно вызывали образ сферы.

Сфера всегда широко применялась в различных областях науки и техники .

Слово цилиндр происходит от греческого слова  , что означает «валик», «каток».  Конус в переводе с греческого “konos” означает «сосновая шишка».  С конусом и цилиндром люди знакомы с глубокой древности. Архимед решил задачу об объеме общей части  пересекающихся цилиндров. Демокрит получил формулу для вычисления объема пирамиды и конуса. Школе Платона принадлежит: а) исследование свойств цилиндра и конуса; б) изучение конических сечений. Большой трактат о конических сечениях был написан Аполлонием Пергским – учеником Евклида

Слово цилиндр происходит от греческого слова 

, что означает «валик», «каток».

Конус в переводе с греческого “konos” означает

«сосновая шишка».

С конусом и цилиндром люди знакомы с глубокой древности.

Архимед решил задачу об объеме общей части

пересекающихся цилиндров.

Демокрит получил формулу для вычисления объема

пирамиды и конуса.

Школе Платона принадлежит:

а) исследование свойств цилиндра и конуса;

б) изучение конических сечений.

Большой трактат о конических сечениях был написан

Аполлонием Пергским – учеником Евклида

В геологии существует понятие « конус выноса ». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину . В биологии есть понятие « конус нарастания ». Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани. « Конусами » называется семейство морских моллюсков. Раковина коническая (2–16 см), ярко окрашенная. По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов  молний 6 человек на 1000 000 жителей . Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы,  так как образуется конус безопасности. Чем выше громоотвод, тем больше объем такого конуса.

В геологии существует понятие « конус выноса ». Это форма рельефа,

образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными

горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину .

В биологии есть понятие « конус нарастания ». Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани.

« Конусами » называется семейство морских

моллюсков. Раковина коническая (2–16 см),

ярко окрашенная.

По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов

молний 6 человек на 1000 000 жителей .

Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы,

так как образуется конус безопасности. Чем выше

громоотвод, тем больше объем такого конуса.

Высота конуса равна 10, а диаметр основания – 48. Найдите образующую конуса. 10 ? 48 Ответ: 26

Высота конуса равна 10, а диаметр основания – 48.

Найдите образующую конуса.

10

?

48

Ответ: 26

Высота конуса равна 6, а длина образующей – 10. Найдите диаметр основания конуса 6 10 ? Ответ: 16

Высота конуса равна 6, а длина образующей – 10.

Найдите диаметр основания конуса

6

10

?

Ответ: 16

Площадь боковой поверхности цилиндра равна 16π, а диаметр основания – 8. Найдите высоту цилиндра. 8 Решение: S = 2 π R h → 16 π = 8 π h  h =  2 2R =8 S = 16 π Ответ: 2

Площадь боковой поверхности цилиндра равна 16π, а диаметр основания – 8. Найдите высоту цилиндра.

8

Решение:

S = 2 π R h

16 π = 8 π h

h = 2

2R =8

S = 16 π

Ответ: 2

Найдите радиус сферы, если площадь  сферы равна 16π Решение: S = 4 π R² 16 π = 4 π R² →  R = 2 S = 16 π Ответ: 2

Найдите радиус сферы, если площадь сферы равна 16π

Решение:

S = 4 π

16 π =

4 π

R = 2

S = 16 π

Ответ: 2

Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности конуса, если его образующую увеличить в 3 раза? Решение: S = π RL 3L S 1  = π R(3L) = 3  ( π RL ) = 3 S L R R Ответ: в 3 раза

Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности конуса, если его образующую увеличить в 3 раза?

Решение:

S = π RL

3L

S 1 = π R(3L) = 3 ( π RL ) = 3 S

L

R

R

Ответ: в 3 раза

π R² =3 4 π R²=12 Ответ: S шара = 12" width="640"

4

Задачи из банка данных ЕГЭ (устное решение задачи)

Около шара описан цилиндр, площадь

поверхности которого равна 18.

Найдите площадь поверхности шара.

Решение:

6 π² = 18

=

π R² =3

4 π R²=12

Ответ: S шара = 12

Прямоугольный параллелепипед описан около единичной сферы.  Найдите его площадь поверхности . Решение: Т.к. сфера вписана в параллелепипед, то ABCDA 1 B 1 C 1 D 1  является кубом, в котором а = 2 R = 2 ∙ 1 = 2 Значит, S = 6a² = 6 ∙ 2²= 24  Ответ: 24

Прямоугольный параллелепипед

описан около единичной сферы.

Найдите его площадь поверхности .

Решение:

Т.к. сфера вписана в параллелепипед, то ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 является кубом, в котором а = 2 R = 2 ∙ 1 = 2

Значит, S = 6a² = 6 ∙ 2²= 24

Ответ: 24

ВО = ∙ 4 = 2, Значит, S = 8 πR = 8π ∙ 2 = 16π Ответ: 16π" width="640"

Равнобедренный треугольник, у которого боковые стороны

равны по 4см, а один из углов 120 ° , вращается вокруг прямой,

содержащей большую сторону.

Найдите площадь поверхности полученного тела.

B

4

4

120 ̊

A

C

O

Решение:

= 2 πR 4 = 8 πR

S = 2 S бок. = 2 π RL

т.е. R = 2

АВ=

Из АВО: ∟А = 30˚ = ВО =

4 = 2,

Значит, S = 8 πR = 8π ∙ 2 = 16π

Ответ: 16π

Прямоугольник с периметром 16см и площадью 15см 2 вращается  вокруг большей стороны.  Найдите площадь поверхности тела вращения . B C Решение:   S = S бок. + 2 S осн.  S = 2πRh + 2πR 2 Из прямоугольника ABCD : S = AB ∙ BC = 15  P = 2 ( AB + BC ) = 16 Или, Rh = 15  R + h = 8,     Ответ: 48π см 2 D A значит, R = 3, h = 5 Таким образом, S = 2 π ∙15 + 2 π ∙ 3 2 = 48π (см 2 )

Прямоугольник с периметром 16см и площадью 15см 2 вращается

вокруг большей стороны. Найдите площадь поверхности тела вращения .

B

C

Решение:

S = S бок. + 2 S осн.

S = 2πRh + 2πR 2

Из прямоугольника ABCD : S = AB BC = 15

P = 2 ( AB + BC ) = 16

Или, Rh = 15

R + h = 8,

Ответ: 48π см 2

D

A

значит, R = 3, h = 5

Таким образом,

S = 2 π ∙15 + 2 π ∙ 3 2 =

48π (см 2 )

1 вариант 2 вариант 1. Образующая конуса 5 см, высота 4 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса.  1. Высота конуса 4 см, а радиус основания 3см. Найдите площадь поверхности конуса. 2. Осевым сечением цилиндра является квадрат, площадь которого 100см². Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.  2. Осевое сечение цилиндра – квадрат, длина диагонали которого равна 20см. Найдите радиус основания цилиндра. Ответы: 1 вариант – 15 π ; 100 π  2 вариант – 24 π ; 5√2

1 вариант

2 вариант

1. Образующая конуса

5 см, высота 4 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса.

1. Высота конуса 4 см, а радиус основания 3см. Найдите площадь поверхности конуса.

2. Осевым сечением цилиндра является квадрат, площадь которого 100см². Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.

2. Осевое сечение цилиндра – квадрат, длина диагонали которого равна 20см. Найдите радиус основания цилиндра.

Ответы: 1 вариант – 15 π ; 100 π

2 вариант – 24 π ; 5√2

Итог урока 1. Домашнее задание  Поставьте вопросы к данным условиям задач и решите их:   Дан шар, радиус которого 2см. Длина окружности основания цилиндра 8 π см, а диагональ  осевого сечения 17см. Прямоугольная трапеция с основаниями 2 и 5 см и меньшей боковой стороной 4 см вращается вокруг большего основания. 2. Рефлексия ( бланки опроса лежат на столах учащихся ).  Поставьте «плюс» или «минус»  напротив каждого утверждения

Итог урока

1. Домашнее задание

Поставьте вопросы к данным условиям задач и решите их:

  • Дан шар, радиус которого 2см.
  • Длина окружности основания цилиндра 8 π см, а диагональ

осевого сечения 17см.

  • Прямоугольная трапеция с основаниями 2 и 5 см и меньшей боковой стороной 4 см вращается вокруг большего основания.

2. Рефлексия ( бланки опроса лежат на столах учащихся ).

Поставьте «плюс» или «минус» напротив каждого утверждения

  • Я знаю формулы для нахождения площадей поверхностей тел вращения.
  • Я понял, как решать типовые задачи уровня ЕГЭ.
  • Я расширил свои знания о телах вращения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тела вращения

Автор: Юрченко Ольга Павловна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Открытый урок по теме: "Тела вращения" "
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyi-urok-po-tiemie-tiela-vrashchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "227910"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441013360"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Объемы тел вращения"
    ["seo_title"] => string(22) "obemy_tel_vrashcheniia"
    ["file_id"] => string(6) "636741"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695049191"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "создание тел вращений "
    ["seo_title"] => string(27) "sozdaniie-tiel-vrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "116646"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412565765"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Сложные тела вращения (презентация к уроку по геометрии,11 класс). "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnyie-tiela-vrashchieniia-priezientatsiia-k-uroku-po-ghieomietrii-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137444"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417353711"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "«Объемы тел вращений»"
    ["seo_title"] => string(21) "obemy_tel_vrashchenii"
    ["file_id"] => string(6) "610770"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1656490588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2130 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1670 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства