Урок по геометрии в 11 классе на тему «Объемы тел вращений»
Тип урока: урок применения знаний и умений учащихся.
Цель урока: развивать у учащихся навыки применения теоретических знаний по теме «Объём цилиндра, конуса, шара» для решения задач, выявить отношение объёмов вписанных и описанных тел вращения.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения учащихся применять накопленные знания в измененной ситуации, делать выводы и обобщения; показать практическую значимость данной темы в жизни человека.
Развивающие: способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций (сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов); развитию памяти, внимания, мышления и пространственного воображения учащихся, навыков самооценки и самоконтроля; навыков творческого подхода к решению задач, исследовательской работы над задачей.
Воспитательные: способствовать развитию устойчивого интереса и созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики; воспитанию ответственного отношения к учению.
Планируемые результаты: уметь вычислять объемы тел вращения; зная объемы вписанных фигур, найти объемы описанных фигур; не бояться решать задачи ЕГЭ, связанные с вычислением объемов тел.
Просмотр содержимого документа
««Объемы тел вращений»»
Урок по геометрии в 11 классе на тему «Объемы тел вращений»
учитель математики МАОУ лицея №17 г. Ставрополя
Лапина Ольга Аркадьевна
Тип урока: урок применения знаний и умений учащихся.
Цель урока: развивать у учащихся навыки применения теоретических знаний по теме «Объём цилиндра, конуса, шара» для решения задач, выявить отношение объёмов вписанных и описанных тел вращения.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения учащихся применять накопленные знания в измененной ситуации, делать выводы и обобщения; показать практическую значимость данной темы в жизни человека.
Развивающие: способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций (сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов); развитию памяти, внимания, мышления и пространственного воображения учащихся, навыков самооценки и самоконтроля; навыков творческого подхода к решению задач, исследовательской работы над задачей.
Воспитательные: способствовать развитию устойчивого интереса и созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики; воспитанию ответственного отношения к учению.
Планируемые результаты: уметь вычислять объемы тел вращения; зная объемы вписанных фигур, найти объемы описанных фигур; не бояться решать задачи ЕГЭ, связанные с вычислением объемов тел.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент(5 мин)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ян Амос Каменский однажды сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового или ничего не прибавил к своему образованию». Я надеюсь, что сегодняшний урок будет познавательным, полезным и интересным. Для этого от вас требуется внимание, активность и желание работать.
2.Формирование умений и навыков(10 мин)
-На экране появляется задание.
-Из данных тел удалите все пирамиды. ()
-Из оставшихся тел уберите призмы. ()
-Какие фигуры остались? Как они называются? (цилиндр, конус, шар)
- Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Найдите отношение объемов
Если цилиндр и конус имеют общее основание и высоту, то объём цилиндра в 3 раза больше объёма конуса.
-На экране появляется задание.
Устно.
1.Объём цилиндра равен 30. Чему равен объём конуса с таким же основанием и высотой?
Ответ: 10.
2. Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 21.
Ответ: 63.
-Решение задач (распечатка). Проверка
1.Найдите объем конуса с высотой 3 см и диаметром 8 см .
2.Найдите объём цилиндра, если диаметр его основания равен 10 см., а высота цилиндра 12 см.
3.Найдите объём шара, диаметр которого равен 12 см.
Ответы:1) 16П 2) 300П 3) 288П
-На экране появляется задание. Решает «профиль»(10-13 мин)
Решу ЕГЭ10. Задание 13 № 520784
-Решение задачи в тетрадях
3.Физминутка
1.Наклон головы вперёд-назад.
2.Наклон головы влево- вправо.
3.Описать головой полукруг.
4.Закрепление материала. (10-13 мин)
Задания ЕГЭ. Заполняют бланк ответов.
1 вариант:
Задача 1. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Объём конуса равен 7. Найдите объём цилиндра.
Задача 2. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Объём цилиндра равен 18. Найдите объём конуса.
Задача 3. Шар, объем которого равен 72, вписан в цилиндр. Найдите объем цилиндра.
Задача 4. В цилиндрический сосуд налили 500 см3 воды. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде увеличился в 1,2 раза. Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3.
Задача 5. В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 0,5 высоты. Объем сосуда 1600 мл. Чему равен объем налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
2 вариант:
Задача 1. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Объём конуса равен 9. Найдите объём цилиндра.
Задача 2. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Объём цилиндра равен 30. Найдите объём конуса.
Задача 3. Шар, объем которого равен 36, вписан в цилиндр. Найдите объем цилиндра.
Задача 4. В цилиндрический сосуд налили 200 см3 воды. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде увеличился в 1,4 раза. Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3.
Задача 5. В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 0,5 высоты. Объем сосуда 800 мл. Чему равен объем налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
№
1
2
3
4
5
1вариат
21
6
108
100
800
2вариат
27
10
54
80
100
5.Рефлексия.(2мин)
Итак, наш урок подходит к концу. Я предлагаю каждому оценить свою работу на уроке
(на бланке ответов нарисовать смайлик).
-На экране появляется:
Я доволен собой, у меня все получилось .
У меня не все получилось, нужно повторить .
Многое не получилось, было трудно и не понятно .
6.Итог урока.(2мин)
-Вернемся к словам Яна Амоса Каменского. Как вы оцените этот урок: как счастливый или несчастный час?