Просмотр содержимого документа
«Способы решения квадратных уравнений»
Способы решенияквадратных уравнений
Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
У. Сойер
Теория уравнений в школьном курсе алгебры занимает ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему школьного курса математики. Это связано с тем, что большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений. В учебнике алгебры для 8 класса учащиеся знакомятся с несколькими видами квадратных уравнений, и отрабатывают их решение по формулам. Для облегчения работы, возникает вопрос-«Существуют ли другие методы решения квадратных уравнений?
Актуальность этой темы заключается в том, что на уроках алгебры, геометрии, физики очень часто учащиеся встречаются с решением квадратных уравнений. Поэтому каждый ученик должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения, это также может пригодится при решении более сложных задач, в том числе и в 9 классе при сдаче ОГЭ.
Цель работы:научиться решать квадратные уравнения, изучить различные методы их решения.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития квадратных уравнений; - рассмотреть стандартные и нестандартные методы решения квадратных уравнений;
- выявить наиболее удобные способы решения квадратных уравнений;
- научиться решать квадратные уравнения различными способами.
История развития квадратных уравнений.
1. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков, с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне.
Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются вот такие квадратные уравнения:
X2+ X = ¾; X2- X = 14,5
Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
2. Квадратные уравнения в Греции или как составлял и решал Диофант квадратные уравнения.
В «Арифметике» Диофанта нет изложения алгебры в системе, однако в ней содержится системный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней. При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные.
Например: «Найти два числа, зная, что их сумма равна 40, а произведение - 300»
Диофант рассуждает: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 300, а 400. Таким образом, одно из них будет больше половины их суммы, т.е. 20 + х , другое же меньше, т.е. 20 - х . Разность между ними 2х . Получает: (20 + х)(20 - х) = 300
400 - х2= 300х2- 100 = 0 Отсюда х = 10 . Одно из искомых чисел равно 30 , другое 10 . Решение х = -10 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.
Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв.
Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал - Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду: х2+ bx = с,
было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.
О теореме Виета
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была им сформулирована впервые в 1591 г. следующим образом: «Если B + D , умноженное на A - A2 , равно BD , то A равно В и равно D ». Чтобы понять Виета, следует вспомнить, что А , как и всякая гласная буква, означало у него неизвестное (наше х ), гласные же В, D - коэффициенты при неизвестном.
На языке современной алгебры: (а + b)х - х2= ab, т.е.
х2- (а + b)х + аb = 0, то
х1= а, х2= b.
II. Способы решения квадратных уравнений
Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры.
В школе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения.