Для успешного существования в современном обществе человек должен: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе нужно не только учить решать сложные математические примеры и задачи, но и помочь в преодолении жизненных проблем.
Сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Если ученик будет обладать умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, то он сможет успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности.
Этапы регулятивных УУД: (слайд 2)
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – составление плана и последовательности действий;
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
• прогнозирование – планирование результата и уровня усвоения знаний;
• контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план решения и способ действия в случае расхождения эталона;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учеников самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определить и сформулировать цель деятельности, составить план действий по решению проблемы (задачи).
Регулятивные учебные действия отражают способность строить учебно- познавательную деятельность учитывая все её компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка. (слайд 10)
§ Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, и искать средства её выполнения.
§ Учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
§ Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.
§ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
§ Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.
§ В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
§ В ходе представления ответа учиться давать оценку.
§ Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
§ И без чего не может быть достигнута любая цель – это волевая саморегуляция. Учащийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне.
§ Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.
Условия формирования и развития регулятивных действий: (слайд 11)
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок.
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи: любой ответ, даже не верный.
7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий,
-взаимные задания групп,
-учебный конфликт,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,
учитывая все е ё компоненты:
ЦЕЛЬ
МОТИВ
ПРОГНОЗ
СРЕДСТВА
КОНТРОЛЬ
ОЦЕНКА
И.И.
Условия формирования и развития регулятивных действий
*Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий;
*Перед ребёнком ставится задача оценивания результатов деятельности;
*Регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач;
*Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;
*Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи;
*Использование таких форм работы как: организация взаимной проверки заданий, учебный конфликт.
Методы, формирующие регулятивные УУД
групповая и парная работадискуссияметод проектовметод эвристических вопросов
групповая и парная работа
дискуссия
метод проектов
метод эвристических вопросов
Виды заданий для формирования регулятивных УУД
· «преднамеренные ошибки»;
· поиск информации в предложенных источниках;
· взаимоконтроль
· взаимный диктант
· диспут
· заучивание материала наизусть в классе
· «ищу ошибки»
· контрольный опрос на определенную проблему
Критерии сформированности регуляции своей деятельности
Выбирать средства для организации своего поведения;
Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
Начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Регулятивные УУД
◊ Ученик умеет составлять план действий
◊ Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости
◊ Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения
◊ Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того. что еще неизвестно
◊ Ученик способен к волевому усилию
◊ Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля
◊ У ученика сформирован внутренний план действий
◊ Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий
◊ Ученик может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку
Регулятивные УУД
Если у ребёнка возникают трудности при выполнении заданий, то:
Во- первых, необходимо, чтобы получив задание, сразу же повторил его, это заставляет ребёнка мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание;
Во- вторых, предложить сразу спланировать свои действия, т.е. тут же приступить к его мысленному исполнению.
Регулятивные УУД
Если у ребёнка возникают трудности при определении последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, то необходимо введение ограничительной цели. Поставленные перед ребёнком цели должны быть не общими, а более конкретными.
Регулятивные УУД
Если у ребёнка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.