kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование регулятивных УУД посредством УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация:

Формирование регулятивных УУД  в системе учебников «Школа России».  Их значения, роль в организации познавательной активности школьников, приобретение необходимых  навыков для  дальнейшего обучения.

Цель: роль формирования регулятивных УУД в УМК «Школа России» для младших школьников.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие регулятивного УУД
  2. Показать способы, приёмы формирования регулятивных  УУД по УМК «Школа России»»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Труфанова В.А»

Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МКОУ « Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»









Тема: Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»







Автор: Труфанова Вера Александровна

учитель начальных классов , 1 категории













Аннотация:

Формирование регулятивных УУД в системе учебников «Школа России». Их значения, роль в организации познавательной активности школьников, приобретение необходимых навыков для дальнейшего обучения.

Цель: роль формирования регулятивных УУД в УМК «Школа России» для младших школьников.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие регулятивного УУД

  2. Показать способы, приёмы формирования регулятивных УУД по УМК «Школа России»»












  1. Введение



Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания,

умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е они формируются, применяются и сохраняются втесной связи с активными действиями самих уч-ся.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова

Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход

Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.


В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:

1. личностный;

2. регулятивный;

3. познавательный;

4. коммуникативный.



  1. Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»

Ученик, который может самостоятельно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и др, т.е организовать свою учебную деятельность, сможет сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные УУД.

Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Регулятивные УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно действовать и оценивать свою деятельность.

К ним относятся:

• целеполагание

• планирование

• прогнозирование

• контроль

• коррекция

• оценка

• саморегуляция

Рассматривая описание этапов урока и УУД , которые формируются на данных этапах я заметила, что больше всего в течение урока мы формируем у детей регулятивные УУД. Я работаю третий год по УМК «Школа России». Учебники по УМК «Школа России»:Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Русский язык . 1-4 классы»,М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика. 1-4 классы» Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, «Технология», под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.»Построение учебника нацеливает на организацию деятельности по формированию регулятивных УУД, которые происходят в течение всего урок. Рассмотрим особенности их формирования на примере посредством УМК «Школа России».

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно.

Навыки постановки учебной цели закладываются у ученика уже с первых уроков обучения математике. Ученики проговаривают тему урока и формулируют цель по этой теме. Ученики определяют, на какие из вопросов они уже знают ответы, на какие смогут получить ответ на уроке. На основе вопросов формулируется цель урока.

Пример: Так в начале каждого раздела,каждого учебника формируется целеполагание на целый раздел, а в начале урока на урок.

Тема урока "Деление суммы на число". На доске выражения : (11+13):3

(30+12):3Уч-ль: « Какова тема урока?» Дети проговаривают .Формулировка вопросов учащимися: «Что мы знаем ?Как можно разделить?» Соотнесение того, что уже знаем, с тем, что еще не изучали: «Мы можем найти сумму чисел в скобках и разделить на 3,но мы не знаем, как 42 разделить на 3».Чтобы цель урока стала для каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…»

  1. Какую цель нам надо перед собой поставить?

Отсюда цель урока: «Нам необходимо научиться выполнять деление суммы на число новым способом».

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Умение планировать свою работу складывается путем повторения последовательности действий в ходе изучения похожих тем. Дети, опираясь на изученные ранее темы и цель урокаопределяют, каким образом будет раскрыта тема урока.В течение всего урока необходимо возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Умение планировать свои действия способствуют развитию осознанности выполняемой деятельности.


Пример: приведу пример с урока математики. После проговаривания темы и цели урока, прошу открыть страничку учебника и просмотреть задания. Ключевой вопрос: -Что необходимо сделать сначала? По теме урока идет закрепление №1. Дальнейший план урока ребята проговаривают или составляют, зная свои силы, способности. Или на доске дан план, его последовательность определяют сами дети, аза сверяют с номерами учебника.

Оределяем вид работы на уроке: письменно или устно; и формы работы: индивидуально, в паре, в группе.


  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Ориентируясь на цель и план, ученики предполагают, каких результатов они могут достигнуть, или пытаются предугадать действия главных геоев.

Пример: : Ученики предугадывают результат на уроках русского языка и математики: «Мы можем освоить несколько способов нахождения значения деления суммы на число» «……научимся правильно употреблять при письме разделительный (ъ) твёрдый знак».

Дана страничка литературного чтения произведение «Лягушка- путешественница». Уч-ся по названию предполагают, о ком этот будет рассказ, и что может произойти с героем.

Ключевые вопросы:

-Для чего нам это нужно?

Предположите, о чем будет рассказ? Что может произойти?

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учащиеся сами осуществляют контроль по готовому образцу. Возможен взаимоконтроль, проверка выполнения по устному объяснению учителя или учеников класса.

Пример: В учебниках М.И.Моро, М.А.Бантовой идр. «Математика», задания для самостоятельной работы для усвоения темы находятся в конце каждого урока (под красной линией) А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.»- в конце каждой темы «Проверяем себя» ; в литературном чтение, русском языке- после разделов «Проверяем себя и оцениваем свои достижения»

Ключевые вопросы:

  • Что нужно было сделать в этом задании?

  • Какая была цель, что нужно было получить?

  • Удалось ли получить результат?


  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

На уроках мои ученики выполняют коррекцию учебных задач, плана, способов действий на основе учета сделанных ошибок, степени усвоения материала. При проверке они находят ошибки, и проводят обсуждение ошибок и способов их исправления.

Пример:

Найдите среди записей ошибку, и выполните их правильно.

  • оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка. Формируется умение оценивать свою работу и работу соседа.Школьники дают оценку деятельности по своим результатам.

Пример:Самооценка в УМК «Школа России» происходит с помощью смайликов. Желтый- всё отлично получилось,зелёный- были небольшие ошибки, красный- что-то не получилось, не понял. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение..

  • Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

  • Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

  • Как ты оцениваешь свою работу

Ребёнок у доски выполняет задание . Предлагаю оценить его работу. Согласны, кто-то не согласен. Приходим к общему выводу.

Предлагаю оценить свою работу на уроке. Насколько усвоили материал. Из того как усвоили материал строю пути коррекции на следующий урок.



  • волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Я использую для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

III.Заключение.

При формировании регулятивных УУ действий любая деятельность выполняется ребенком самостоятельно, а учитель лишь «помощник», он осуществляет поддержку учащихся: высказывает одобрение, замечания, задает вопросы, дает инструкции, просит доказать, объяснить.

Таким образом, правильно организованная обучающая среда и возможности УМК «Школа России» позволяют нам успешно формировать регулятивное УУД у учащихся начальной школы с учетом требований новых ФГОС.


Плохой учитель даёт истину, хороший учит ее находить.

А.Дистервег







Литература

  • Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/ /

  • Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010

  • Кудряшова М.Г.. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011

  • Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011

  • Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/

  • Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010































Приложение 1.

Характеристика результатов формирования регулятивных универсальных учебных действий

на разных этапах обучения
по УМК «Школа России» в начальной школе

класс

Регулятивное ууд

1класс

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

2класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

3класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.


4класс

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.


Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

· оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;


· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия;

· вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;


· выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме;



Выпускник получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.







Просмотр содержимого презентации
«Труфанова В.А»

Формирование регулятивных УУД посредством  УМК «Школа России» Труфанова В.А, учитель начальных классов МКОУ «Унъюганская СОШ№1»

Формирование регулятивных УУД посредством

УМК «Школа России»

Труфанова В.А,

учитель начальных классов

МКОУ «Унъюганская СОШ№1»

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова    Методологической и теоретической основой УУД является  системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ

А.Г. Асмолова

Методологической и теоретической основой УУД является

системно-деятельностный подход

Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

Виды УУД Личностные Коммуника тивные Познавательные Регулятив ные

Виды УУД

Личностные

Коммуника

тивные

Познавательные

Регулятив

ные

•    Регулятивные УУД : Целеполагание планирование • прогнозирование • контроль • коррекция • оценка • саморегуляция

Регулятивные УУД :

  • Целеполагание
  • планирование

• прогнозирование

• контроль

• коррекция

• оценка

• саморегуляция

Целеполагание

Целеполагание

Целеполагание  Этап урока Содержание Ориентиро-вочный (5-7 мин.) Деятельность учителя (на доске : ( 11+13):3 (30+12):3 ) Деятельность обучающихся Какова тема урока? Дети проговаривают. Соотнесение того, что уже знаем, с тем, что еще не изучали: «Мы можем найти сумму чисел в скобках и разделить на 3,но мы не знаем, как 42 разделить на 3». Что мы знаем ? Как можно разделить? -Какую цель нам надо перед собой поставить? -Для чего нам нужно изучить…

Целеполагание

Этап урока

Содержание

Ориентиро-вочный (5-7 мин.)

Деятельность учителя

(на доске : ( 11+13):3 (30+12):3 )

Деятельность обучающихся

Какова тема урока?

Дети проговаривают. Соотнесение того, что уже знаем, с тем, что еще не изучали: «Мы можем найти сумму чисел в скобках и разделить на 3,но мы не знаем, как 42 разделить на 3».

Что мы знаем ? Как можно разделить?

-Какую цель нам надо перед собой поставить?

-Для чего нам нужно изучить…

Планирование 1.Закрепление нового материала №1 2.Нахождение S?P? 3. Решение задачи. 4.Взаимосвязь компонентов при делении. 5.Подведение итогов. -Что необходимо сделать сначала? -Что потом будем делать ?

Планирование

1.Закрепление нового материала №1

2.Нахождение S?P?

3. Решение задачи.

4.Взаимосвязь компонентов при делении.

5.Подведение итогов.

-Что необходимо сделать сначала?

-Что потом будем делать ?

Прогнозировани е - Предположите, о чем будет рассказ? Что может произойти? -Для чего нам это нужно?  о

Прогнозировани е

- Предположите, о чем будет рассказ? Что может произойти?

-Для чего нам это нужно?

о

Контроль

Контроль

Коррекция

Коррекция

Оценка  -Всё получилось! Отлично! -Всё хорошо, но были небольшие ошибки. -Что не получилось, не понял .

Оценка

-Всё получилось! Отлично!

-Всё хорошо, но были небольшие ошибки.

-Что не получилось, не понял .

создание ситуации успеха положительный эмоциональный настрой Волевая саморегуляция  рефлексия занимательность

создание ситуации успеха

положительный эмоциональный настрой

Волевая саморегуляция

рефлексия

занимательность

Плохой учитель даёт истину, хороший учит ее находить . А.Дистервег

Плохой учитель даёт истину,

хороший учит ее находить .

А.Дистервег


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование регулятивных УУД посредством УМК "Школа России"

Автор: Труфанова Вера Александровна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока.  Проект " Рассказ о слове" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-proiekt-rasskaz-o-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "118485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413142391"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Урок русского языка "Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже"."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_uprazhnieniie_v_pravopisanii_okonchanii_imion_sushchiestvi"
    ["file_id"] => string(6) "446935"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514363553"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на тему: "Задачи на сложение и вычитание""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_na_tiemu_zadachi_na_slozhieniie_i_vychitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "410774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492783430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства