Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное образование Октябрьский район
МКОУ « Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема: Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»
Автор: Труфанова Вера Александровна
учитель начальных классов , 1 категории
Аннотация:
Формирование регулятивных УУД в системе учебников «Школа России». Их значения, роль в организации познавательной активности школьников, приобретение необходимых навыков для дальнейшего обучения.
Цель: роль формирования регулятивных УУД в УМК «Школа России» для младших школьников.
Задачи:
Раскрыть понятие регулятивного УУД
Показать способы, приёмы формирования регулятивных УУД по УМК «Школа России»»
Введение
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания,
умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е они формируются, применяются и сохраняются втесной связи с активными действиями самих уч-ся.
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова
Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход
Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»
Ученик, который может самостоятельно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и др, т.е организовать свою учебную деятельность, сможет сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные УУД.
Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Регулятивные УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно действовать и оценивать свою деятельность.
К ним относятся:
• целеполагание
• планирование
• прогнозирование
• контроль
• коррекция
• оценка
• саморегуляция
Рассматривая описание этапов урока и УУД , которые формируются на данных этапах я заметила, что больше всего в течение урока мы формируем у детей регулятивные УУД. Я работаю третий год по УМК «Школа России». Учебники по УМК «Школа России»:Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Русский язык . 1-4 классы»,М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика. 1-4 классы» Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, «Технология», под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.»Построение учебника нацеливает на организацию деятельности по формированию регулятивных УУД, которые происходят в течение всего урок. Рассмотрим особенности их формирования на примере посредством УМК «Школа России».
Навыки постановки учебной цели закладываются у ученика уже с первых уроков обучения математике. Ученики проговаривают тему урока и формулируют цель по этой теме. Ученики определяют, на какие из вопросов они уже знают ответы, на какие смогут получить ответ на уроке. На основе вопросов формулируется цель урока.
Пример: Так в начале каждого раздела,каждого учебника формируется целеполагание на целый раздел, а в начале урока на урок.
Тема урока "Деление суммы на число". На доске выражения : (11+13):3
(30+12):3Уч-ль: « Какова тема урока?» Дети проговаривают .Формулировка вопросов учащимися: «Что мы знаем ?Как можно разделить?» Соотнесение того, что уже знаем, с тем, что еще не изучали: «Мы можем найти сумму чисел в скобках и разделить на 3,но мы не знаем, как 42 разделить на 3».Чтобы цель урока стала для каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…»
Какую цель нам надо перед собой поставить?
Отсюда цель урока: «Нам необходимо научиться выполнять деление суммы на число новым способом».
Умение планировать свою работу складывается путем повторения последовательности действий в ходе изучения похожих тем. Дети, опираясь на изученные ранее темы и цель урокаопределяют, каким образом будет раскрыта тема урока.В течение всего урока необходимо возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Умение планировать свои действия способствуют развитию осознанности выполняемой деятельности.
Пример: приведу пример с урока математики. После проговаривания темы и цели урока, прошу открыть страничку учебника и просмотреть задания. Ключевой вопрос: -Что необходимо сделать сначала? По теме урока идет закрепление №1. Дальнейший план урока ребята проговаривают или составляют, зная свои силы, способности. Или на доске дан план, его последовательность определяют сами дети, аза сверяют с номерами учебника.
Оределяем вид работы на уроке: письменно или устно; и формы работы: индивидуально, в паре, в группе.
Ориентируясь на цель и план, ученики предполагают, каких результатов они могут достигнуть, или пытаются предугадать действия главных геоев.
Пример: : Ученики предугадывают результат на уроках русского языка и математики: «Мы можем освоить несколько способов нахождения значения деления суммы на число» «……научимся правильно употреблять при письме разделительный (ъ) твёрдый знак».
Дана страничка литературного чтения произведение «Лягушка- путешественница». Уч-ся по названию предполагают, о ком этот будет рассказ, и что может произойти с героем.
Ключевые вопросы:
-Для чего нам это нужно?
Предположите, о чем будет рассказ? Что может произойти?
Учащиеся сами осуществляют контроль по готовому образцу. Возможен взаимоконтроль, проверка выполнения по устному объяснению учителя или учеников класса.
Пример: В учебниках М.И.Моро, М.А.Бантовой идр. «Математика», задания для самостоятельной работы для усвоения темы находятся в конце каждого урока (под красной линией) А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.»- в конце каждой темы «Проверяем себя» ; в литературном чтение, русском языке- после разделов «Проверяем себя и оцениваем свои достижения»
Ключевые вопросы:
Что нужно было сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Удалось ли получить результат?
На уроках мои ученики выполняют коррекцию учебных задач, плана, способов действий на основе учета сделанных ошибок, степени усвоения материала. При проверке они находят ошибки, и проводят обсуждение ошибок и способов их исправления.
Пример:
Найдите среди записей ошибку, и выполните их правильно.
оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка. Формируется умение оценивать свою работу и работу соседа.Школьники дают оценку деятельности по своим результатам.
Пример:Самооценка в УМК «Школа России» происходит с помощью смайликов. Желтый- всё отлично получилось,зелёный- были небольшие ошибки, красный- что-то не получилось, не понял. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение..
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
Как ты оцениваешь свою работу
Ребёнок у доски выполняет задание . Предлагаю оценить его работу. Согласны, кто-то не согласен. Приходим к общему выводу.
Предлагаю оценить свою работу на уроке. Насколько усвоили материал. Из того как усвоили материал строю пути коррекции на следующий урок.
Я использую для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
III.Заключение.
При формировании регулятивных УУ действий любая деятельность выполняется ребенком самостоятельно, а учитель лишь «помощник», он осуществляет поддержку учащихся: высказывает одобрение, замечания, задает вопросы, дает инструкции, просит доказать, объяснить.
Таким образом, правильно организованная обучающая среда и возможности УМК «Школа России» позволяют нам успешно формировать регулятивное УУД у учащихся начальной школы с учетом требований новых ФГОС.
Плохой учитель даёт истину, хороший учит ее находить.
А.Дистервег
Литература
Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/ /
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
Кудряшова М.Г.. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
Приложение 1.
Характеристика результатов формирования регулятивных универсальных учебных действий
на разных этапах обучения
по УМК «Школа России» в начальной школе
класс | Регулятивное ууд |
1класс | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. |
2класс | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении |
3класс | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. |
4класс | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
· оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
· выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.