«Не мыслям следует учить, а мыслить» 
 И.Кант 
Реализация метапредметного подхода 
на уроках математики 
Смульская А.И. 
учитель математики ОШ №8 
    
 Реализация метапредметного подхода на уроках математики 
 личностные 
 Результаты 
образования 
метапредметные 
предметные 
    
 Реализация метапредметного подхода на уроках математики 
 результаты 
 результаты 
Метапредметные 
 результаты 
    
Реализация метапредметного подхода на уроках математики 
Функции УУД 
- обеспечивать возможность обучающихся самостоятельно 
 
 осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, 
 искать способы их достижения, контролировать и оценивать 
 процесс и результат деятельности 
- создавать условия для развития личности и её 
 
 самореализации, формирования «компетентности к 
 обновлению компетентностей», толерантных установок 
 личности 
- обеспечивать успешное усвоение знаний, умений и навыков, 
 
 формировать картину мира, компетентностей в любой 
 предметной области познания 
    
Реализация метапредметного подхода на уроках математики 
Личностные УУД 
действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и 
смыслы учения 
- внутренняя позиция  ( самоопределение, 
 
 смыслообразование) 
- нравственно-этическая оценка 
 
    
Реализация метапредметного подхода на уроках математики 
Регулятивные УУД 
действия, с помощью которых обучающиеся организуют 
учебную деятельность 
- целеполагание 
 - планирование 
 - прогнозирование 
 - контроль 
 - коррекция 
 - оценка  
 
- саморегуляция волевая 
 - самооценка учебного труда 
 
- определение и понимание УЗ 
 - планирование учебной 
 
 деятельности и работа по плану 
 деятельности 
    
 Реализация метапредметного подхода на уроках математики 
Познавательные УУД 
действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют 
процесс познания 
- общеучебные УД (самостоятельное формулирование 
 
 познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; 
 структурирование знаний и др.) 
- логические (анализ, синтез, доказательство, выбор 
 
 оснований и критериев для сравнения и др.) 
- постановка и решение проблемы 
 
    
Реализация метапредметного подхода на уроках математики 
Коммуникативные УУД 
действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для 
решения учебных задач общение с разными людьми 
- планирование учебного сотрудничества 
 
 с учителями и сверстниками 
- постановка вопросов 
 - разрешение конфликтов 
 - управление поведением партнёра 
 - умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 
 
 в соответствии с задачами и условиями коммуникации 
    
Я иду на метапредметный урок 
- что я делаю? (предмет деятельности) 
 
- для чего я это делаю? (какова цель) 
 
- как я это делаю?  (алгоритмы, формы, методы) 
 
- какой это даёт результат? 
 
- за счёт чего этот результат достигнут? 
 
    
Я иду на метапредметный урок 
Метапредметный урок – это урок, целью которого 
 является … 
Метапредметный урок – это урок, на котором … 
Метапредметный урок – это урок, с помощью которого… 
    
Я иду на метапредметный урок 
- … самостоятельная учебная деятельность 
 
  обучающихся (эксперимент, поисковая, 
 исследовательская …) 
- … используются новые образовательные 
 
 технологии ( кейс-технология, web -квест, 
 проектные технологии…) 
- … ключевые понятия, проблемы, задачи 
 
 урока рассматриваются в качестве деятельностных 
 единиц содержания и концентрируют в себе 
 достаточно широкую область познаваемого 
 бытия 
    
Я иду на метапредметный урок 
Структурные элементы метапредметного урока 
- мобилизующий этап – включение обучающихся в 
 
 активную интеллектуальную деятельность 
- целеполагание – формулирование обучающимися 
 
 целей урока по схеме: 
 вспомнить  узнать  уметь 
- коммуникация – момент осознания обучающимися 
 
 недостаточности имеющихся знаний и умений 
- взаимопроверка и взаимоконтроль  
 - рефлексия – осознание обучающимся и воспроизведение 
 
 в речи того, чему научился и каким способом действовал 
    
Я иду на метапредметный урок 
Требования к заданиям на уроке 
- повышенный уровень сложности, 
 
 проблемный и поисковый характер 
- задания должны предполагать необходимость 
 
 комплексного применения знаний и умений, 
 которыми владеет обучающийся, и стимулировать 
 освоение им новых способов мыследеятельности 
    
Я иду на метапредметный урок 
Требования к учителю 
- не говорить лишнего : не повторять задание, 
 
 не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, 
 не повторять без необходимости ответ ученика 
- добиваться от учеников аргументированных ответов 
 - не произносить слов «неправильно», «неверно» - 
 
 пусть ученики сами заметят ошибку, исправят 
 и оценят ответ товарища 
- чётко и точно формулировать задания 
 - способность к импровизации 
 - основная деятельность учителя не на уроке , а в 
 
 процессе подготовки к нему, в подборе 
 материала и оценивании урока 
- Учитель не актёр, а режисёр! 
 
    
Я иду на метапредметный урок 
метапредметный урок 
интегрированный урок 
межпредметный урок 
    
Я иду на метапредметный урок 
Урок с межпредметными связями – 
получение знаний об учебном объекте с точки зрения 
 различных наук. Знания по смежным дисциплинам для 
лучшего усвоения материала данной темы 
Интегрированный урок – 
систематизация знаний, умений, навыков. 
Рассмотрение учебного материала со стороны 
 двух или более предметных областей, развитие 
потенциала учащихся. 
Обязательное присутствие нескольких учителей 
Метапредметный урок – применение 
метапредметных УУД в связи с жизненными 
потребностями