kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фрмирование учебно-познавательной компетенции на уроках математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики

Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

Хочу поделиться опытом по формированию учебно-познавательной компетенции у школьников на своих уроках.  Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.

Удивить учеников можно нетрадиционной формой урока (урок-путешествие, урок-гипотеза, урок-эстафета, урок - виртуальная экскурсия).  Например, «Путешествие в страну Дроби», урок-экскурсия по родному городу, на котором использую слайды презентации с видами Горячего Ключа, а содержание задач связано с историей города, его достопримечательностями.

            Формированию стойкого познавательного интереса способствуют задания типа: составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи.

Стараюсь учебный материал связывать с жизнью, например:

5-й класс. Тема: «Круговые диаграммы». В диаграммах отражаем работу нашей школы: «Успеваемость в классе и школе; количественный состав в различных классах; возраст школьников».

6-й класс. При изучении темы: «Координатная плоскость» уже с первых уроков, предлагаю строить занимательные рисунки по координатам. Учащиеся должны  знать, что из абстрактных точек они могут  получить знакомый рисунок, который можно даже раскрасить.

Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры  «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Буквоград», «Блиц-турнир» и многие другие.

Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой,  провожу практические работы. Практические работы играют заметную роль в слабых классах, поскольку такие дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе станет опорой для его памяти. Например, практическая  работа по теме «Дроби»:

1.Начертить квадрат, занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасить ½  часть квадрата, ¼ часть квадрата.

2.Начертить 2 прямоугольника размером 10на 6 клеток. Первый разделить на 10 частей и закрасить 4/10 части прямоугольника, второй на 5 частей и закрасить 2/5 части. Можно ли утверждать, что закрашенные части равны?

3.Начертить отрезок длиной 6 см. Обвести карандашом 2/3 отрезка.

В 5-6 классах включаю мини-исследования на основе изучения геометрического материала. В качестве домашнего задания в 6 классе предлагаю домашнее задание-исследование: «Определение зависимости длины окружности от радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится приближенное значение числа π.

В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. Увлекшись, он не замечает что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

Список литературы:

1.      Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002. – с135-157.

2.      Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 – 12 декабря.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фрмирование учебно-познавательной компетенции на уроках математике »

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики


Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

Хочу поделиться опытом по формированию учебно-познавательной компетенции у школьников на своих уроках.  Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.

Удивить учеников можно нетрадиционной формой урока (урок-путешествие, урок-гипотеза, урок-эстафета, урок - виртуальная экскурсия).  Например, «Путешествие в страну Дроби», урок-экскурсия по родному городу, на котором использую слайды презентации с видами Горячего Ключа, а содержание задач связано с историей города, его достопримечательностями.

            Формированию стойкого познавательного интереса способствуют задания типа: составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи.

Стараюсь учебный материал связывать с жизнью, например:

5-й класс. Тема: «Круговые диаграммы». В диаграммах отражаем работу нашей школы: «Успеваемость в классе и школе; количественный состав в различных классах; возраст школьников».

6-й класс. При изучении темы: «Координатная плоскость» уже с первых уроков, предлагаю строить занимательные рисунки по координатам. Учащиеся должны  знать, что из абстрактных точек они могут  получить знакомый рисунок, который можно даже раскрасить.

Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры  «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Буквоград», «Блиц-турнир» и многие другие.

Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой,  провожу практические работы. Практические работы играют заметную роль в слабых классах, поскольку такие дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе станет опорой для его памяти. Например, практическая  работа по теме «Дроби»:

1.Начертить квадрат, занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасить ½  часть квадрата, ¼ часть квадрата.

2.Начертить 2 прямоугольника размером 10на 6 клеток. Первый разделить на 10 частей и закрасить 4/10 части прямоугольника, второй на 5 частей и закрасить 2/5 части. Можно ли утверждать, что закрашенные части равны?

3.Начертить отрезок длиной 6 см. Обвести карандашом 2/3 отрезка.

В 5-6 классах включаю мини-исследования на основе изучения геометрического материала. В качестве домашнего задания в 6 классе предлагаю домашнее задание-исследование: «Определение зависимости длины окружности от радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится приближенное значение числа π.

В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. Увлекшись, он не замечает что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

 

Список литературы:

1.      Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002. – с135-157.

2.      Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 – 12 декабря.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Фрмирование учебно-познавательной компетенции на уроках математике

Автор: Кальянова Наталья Михайловна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180393


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2090 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1220 руб.
1870 руб.
1560 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства