Просмотр содержимого документа
«"Проценты вокруг нас"»
МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»
г. Карачева Брянской области
Исследовательский проект
« Проценты вокруг нас»
Подготовила: Лазутина Екатерина , учащаяся 6 «Б» класса.
Руководитель проекта: Карпилло Ираида Юрьевна, учитель математики
Карачев 2019 г.
Актуальность темы проекта
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, а ведь понимание конкретного смысла процентов и умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все сферы нашей жизни: школьную, научную, хозяйственную, экономическую, финансовую, демографическую и другие. Изучение процентов, получение возможности решать разные задачи с их применением продиктовано самой жизнью, ведь с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни на каждом шагу.
Познакомившись с процентами в 6 классе, я вдруг стала замечать, что они сопровождают нас повсюду: не только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики, химии и т.д.), но и в повседневной жизни: при определении статистических данных в разных областях, при оплате коммунальных услуг, на работе родителей при выплате заработной платы и налоговых, пенсионных, прочих удержаний из нее, в банке при оплате кредита или получении накоплений по вкладу, в СМИ, в интернете и т.д. На хорошем уровне ориентироваться в мире процентов не так уж и просто! Тема «Проценты» меня очень заинтересовала и увлекла, поэтому я и решила провести исследования на эту тему, познакомить одноклассников с результатами исследования и привлечь их внимание к этой актуальной для всех нас теме.
Цели и задачи проекта
Цели проекта
Показать, что тема «проценты» имеет широкое практическое применение в разных сферах жизни человека, что изучение процентов и умение выполнять процентные вычисления и расчеты для каждого человека просто необходимы.
Задачи проекта
Изучить историю происхождения процента.
Рассмотреть способы решения задач на проценты.
Определить сферу практического применения процентов людьми различных профессий.
Научиться решать задачи на проценты, входящие в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Гипотеза
Применение процентных вычислений – практический навык, необходимый каждому современному человеку, затрагивающий все важнейшие сферы жизни.
Объект исследования
Процент.
Предмет исследования
Применение процентов в нашей жизни
Методы исследования
- изучение научной литературы;
- просмотр информации в интернете;
- социологический опрос;
- консультации с работниками школы;
- составление таблиц и диаграмм;
- составление математических задач с применением процентных вычислений, их решение и анализ;
- анализ результатов исследования.
Из истории возникновения процента
Слово процент произошло от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти».
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу). Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту ( / ), возник современный символ для обозначения процента. Существует еще одна любопытная версия возникновения знака %, в которой говорится, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 г. в Париже была опубликована книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
Область применения процентов
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что:
во время паводка затоплено 70% территории,
в выборах приняли участие 53% избирателей,
успеваемость в классе 72%,
банк начисляет 7,5% годовых,
жирность молока составляет 3,2% ,
материал содержит 100% хлопка,
скидка на электротовары в конце года в магазине составила 15%, и т.д.
Проценты находят свое применение:
при изучении школьных предметов: математика, история, география, химия, биология, физика,
в медицине,
в науке,
в промышленности,
в социологии,
в банковской системе,
в торговле,
в кулинарии,
в статистике,
в налоговой политике и т.д.
Процент. Основные понятия.
Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля.
Обозначается знаком «%».
Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому, например, 1 процент –
1 сотая часть числа 100: 1/100 = 1%
Проценты — удобная относительная мера, позволяющая производит действия с числами в привычном для человека формате, вне зависимости от размера самих чисел. Это своего рода масштаб, к которому можно привести любое число.
Сотая часть числа – 1%
Десятая часть числа – 10%
Пятя часть числа – 20%
Четвёртая часть числа – 25%
Половина – 50%
Три четверти числа – 75%
Мы можем использовать проценты и для обозначения разных величин, например:
Один сантиметр - 1% от одного метра.
Одна копейка - 1% от одного рубля.
Один килограмм - 1% от одного центнера.
2.4 Основные задачи на проценты
1. Нахождение процента от числа
2. Нахождение числа по его проценту
3. Нахождение процентного отношения двух чисел
Основные задачи на проценты
Основная задача
1.Нахождение процента от числа
Способ решения
1.Выразить проценты в виде дроби
2. Нахождение числа по его проценту.
Общий алгоритм решения задачи
задачи
(пропорциональный)
3.Нахождение процентного отношения двух чисел
(дробный)
1.Составить пропорцию.
1.Выразить проценты в виде дроби
Примеры решения задач
2.Умножить дробь на число
2.Найти неизвестный член пропорции.
Найти 25 % от 24.
1. Составить отношение чисел
2. Разделить число на дробь
2. Умножить дробь на 100%
Найти число, 25 % от которого равны 24
Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = 1/4
Составим пропорцию:
Найдем дробь от числа: 24 · 1/4 = 6
Найти, сколько процентов 12 составляет от 30.
х - 100%
Составим отношение : 12/ 30 = 2/5
24 - 25%
Умножим отношение на 100%:
х = (24 · 100%) : 25% =96
2/5 · 100% = 40%
Ответ: 40%
Проценты в школьной жизни
Покажем, как можно использовать проценты в школе. Можно найти процентное количество мальчиков и девочек в классе, отличительных признаков всех детей (например, по цвету глаз), их успеваемости, дате рождения.
Наш класс в процентах
1) Процент девочек и мальчиков в классе.
Всего в 6 «Б» классе 28 учащихся (100%),
из них-15 девочек (15:28·100=54% ), 13- мальчиков (13:28·100=46% ).
2) Успеваемость по математике.
Успеваемость по математике - 100% (28 учащихся),
из них: учатся на «5» - учащихся (5:28·100=18%) ,
на «4» - учащихся (14:28·100=50%),
на «3» - учащихся (9:28·100=32%)
3) Носят очки в нашем классе.
В нашем классе носят очки 3 учащихся (3:28·100=11%)
4) Изучение иностранного языка.
Изучают английский язык -19 учащихся (19:28·100=68%)
Изучают немецкий язык – 9 учащихся (9:28·100=32%)
5) Дата рождения.
День рождения зимой – 6 учащихся (6:28·100=21%)
День рождения весной – 10 учащихся (10:28·100=37%)
День рождения летом- 6 учащихся (6:28·100=21%)
День рождения осенью – 6 учащихся (6:28·100=21% )
Проценты в различных профессиях
При работе над проектом я взяла интервью у представителей различных профессий. Всем опрошенным я задавала всего два вопроса:
Применяете ли вы проценты в вашей профессии?
Приведите пример задачи на проценты, наиболее часто встречающейся в вашей профессии.
На первый вопрос все опрошенные ответили, что им часто приходится находить проценты.
1.Секретарь МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» – Анциферова Т.В.
Ежемесячно бухгалтерия начисляет зарплату работникам школы, перечисляя в Пенсионный фонд-1% ; подоходный налог-12%; в профсоюз -1%. Заработная плата работника составляет 15 тыс. рублей. Какую сумму он получит после вычета налога на доходы?
100%-1%-12%-1%=86%
(15000·86):100= 12 900(р) получит работник.
2. Медработник МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» – Барабанова Н.Г.
2. Медработник МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» – Барабанова Н.Г. группы здоровья - я потеряла бумажку! Ирка-дура
Проценты в различных профессиях
3. Повар МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» – Карташова Т.И. При подготовке обеда она рассчитывает количество мяса так: мясо при варке теряет 35% своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтоб получить 70 кг варёного?
1) 100% - 35% = 65%;
2) (70 · 100) : 65 = 108 (кг) - сырого мяса нужно взять.
4.Учитель химии – Фельдман Л.В.
1) Найти, сколько процентов составляют 6г сахара в растворе массой 150г.
6:150 · 100% = 4% составляют 6г сахара.
2) Колечко из золотого сплава весом 4 грамма содержит 58% золота. Сколько граммов золота в этом кольце?
(4 · 58) : 100 = 2,32 (г) золота содержится
5.Учитель географии – Лузганова И.Н.
Общая площадь России – 17 100 000 км 2 . Площадь Брянской области – 340 857 км 2 , а площадь Карачевского района -1 350 км 2 . Сколько процентов от территории России занимает Брянская область? Сколько процентов от территории Брянской области занимает Карачевский район?
(340 857 :17 100 000) ·100%=2% занимает площадь Брянской области
(1 350:34 857) ·100%=4% занимает Карачевский район
6.Председатель профкома МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» – Маркова Е.В.
Из 61 работника школы 39 являются членами профсоюза. Сколько процентов работников школы не входят в профсоюз?
1) 61-39=22(р) не входят в профсоюз
2) (22:61) ·100=36 (%) работников не входят в профсоюз.
Задачи на проценты в КИМах на ОГЭ и ЕГЭ.
В последнее время экзамен по математике проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь ориентироваться в теме «Проценты».
Поступивший в продажу в январе мобильный телефон стоил 2800 рублей. В ноябре он стал стоить 2380 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с января по ноябрь?
Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 18% годовых. Вкладчик положил на счет 600 рублей. Сколько рублей будет на этом счете через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счетом проводиться не будет?
Решение:
100%+18%=118% будет на счете через год.
Составим пропорцию:
600 р – 100 % х р – 118 %, получим х = 600 • 118 / 100 = 708 (р)
Ответ: 708 р.
Социологический опрос по теме: «Проценты вокруг нас»
Как часто человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с информацией, содержательной составляющей которой являются проценты? Просмотрев разные печатные периодические издания (газеты, журналы), некоторые сайты в Интернете, можно сделать вывод, что человек находится в информационном поле, заполненном сплошь и рядом процентами.
Цель опроса - изучение общего мнения по теме «Проценты вокруг нас». Опрос проводился среди следующих категорий: - среди учащихся 6 «Б» класса; - среди учителей (выборочно); - среди родителей 6 «Б» класса. Опрос велся по 2 направлениям:
1. Считаете ли вы необходимым в современной жизни уметь выполнять процентные вычисления?
Да – 90%, нет – 5%, затрудняюсь ответить – 5%.
2. Вам часто приходится выполнять процентные вычисления в жизненных ситуациях?
Да – 74%, нет – 26%.
Заключение
Действительно, тема «Проценты» имеет важное практическое применение, и знание понятия процентов, умение находить проценты от числа, или число по процентам необходимы каждому современному человеку, хотя бы для того, что бы разбираться в большем потоке информации.
В ходе реализации проекта на основании проделанной работы я убедилась, что процент - постоянный спутник нашей жизни. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась в ходе исследования.