kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Проценты вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема элективного курса "Проценты вокруг нас " является универсальной. Она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни, Курс предназначен для учащихся 9 класса, расчитан на 24 часа.Способствует логическому мышлению. Необходим для сдачи ГИА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«элективный курс "Проценты вокруг нас" »




«Согласовано» «Рассмотрено» «Утверждаю»

зам.директора по УВР на заседании ШМО учителей директор МБОУ«Моховицкая СОШ» МБОУ«Моховицкая СОШ» МБОУ«Моховицкая СОШ»

Орловского района Орловского района Орловского района

_____________________ протокол № ____ от ________ ___________________

Кондрашина О.В руководитель ШМО Студенникова Н.В..

«___» _____________ 20 г. ________________ «___» _____________ 20





Программа элективного курса по математике

«Проценты вокруг нас»

для учащихся 9 класса








Составила:

Лаврова Т.И.

учитель математики

МБОУ «Моховицкая СОШ»




Пояснительная записка

Это программа для тех, кто изучает математику, физику, химию, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены, кому в повседневной жизни приходится считать.

Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с внедрением современных информационных технологий, требующих математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку, это способствует «вхождению» в современную информационно-экономическую среду и, в конечном счете, облегчает социализацию.

Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками в школе, не только с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, кредитов, инфляций, девальваций. «Брать ссуду в банке или купить в кредит? Может быть выгоднее накопить денег для покупки дорогостоящей вещи?» Чтобы ответить на эти вопросы, требуется умение решать задачи по теме «Проценты».

Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Обучающиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, чтении газет, просмотре телепередач. Умением грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления обладают далеко не все учащиеся. Практика показывает, что очень многие окончившие школу не только не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни, но даже не понимают смысла процентов, как доли от некоторой заданной величины. Происходит это потому, что проценты изучаются на первом этапе основной школы, в 5-6 классах, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.

Курс предполагает, что обучающиеся смогут свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, сумеют просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков, и выбрать наиболее выгодные. Практические задачи повседневной жизни человека в современном обществе требуют для своего решения не только первичных знаний о процентах, но и более глубоких.

Предполагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, имеет прикладное общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления обучающихся использует целый ряд межпредметных связей. Данный курс по выбору «Проценты вокруг нас» рассчитан на 24 часа.

В последнее время экзамен по математике проводится в форме ГИА и ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах присутствуют задачи на проценты, поэтому изучение этого курса поможет учащимся углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы и подготовиться к государственной итоговой аттестации и к дальнейшему математическому образованию. Разработанный элективный курс может быть также использован при подготовке к математическим олимпиадам.

Содержание программы курса включает углубление тем базовой общеобразовательной программы, а так же расширение по отдельным темам. Каждое занятие включает теоретический материал (30%) и практические задания.




















Основные цели элективного курса:

– обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме проценты,

-обретение практических навыков решения достаточно сложных и необычных по условию задач на проценты,

-знакомство школьников с нестандартными методами и приемами решения задач на проценты,

- развитие способностей учащихся применять знания в реальных жизненных ситуациях.



Основные задачи:


- сформировать у обучающихся умения и навыки по решению задач с

процентами, развить их математические способности;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- способствовать развитию алгоритмического мышления обучающихся;

- расширить представления обучающихся о сферах применения математики,

сформировать устойчивый интерес к предмету;

- сформировать умение использовать математические знания в повседневной

жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной

деятельности.







Основное содержание курса:

  1. Дроби и проценты. Простейшие виды задач. (3 ч)

Нахождение части целого. Нахождение нескольких процентов от данной величины. Восстановление целого по известной его части. Восстановление величины по известным ее процентам. Нахождение отношения величин. Выражения отношения в процентах.

  1. Типовые задачи на дроби и проценты. (3ч)

Увеличение (уменьшение) на часть целого. Увеличение (уменьшение) на несколько процентов. Прикидка вместо точных подсчетов. Сложные проценты. Увеличение на 100%, 200%. Проценты от процентов целого. Выражение остатка через часть целого. Выражение остатка процентами целого. Сложение процентов. Сравнение величин. Отношение процентов. «Потери», выраженные в процентах.

  1. Разные задачи на дроби и проценты. (4ч)

  2. Задачи на проценты, решаемые с помощью уравнений.(3ч)

Нахождение первоначальной стоимости. Сравнение цен. Доход по вкладу. Выделение частей целого. Изменение процентного содержания. Разделение целого на части.

  1. Задачи, решаемые с калькулятором. (3ч)

Банковские операции. Многократное изменение цены. Удвоение вклада. Ежемесячные выплаты кредита. Сравнение доходов. Накопление на банковском счете. Вычисление вероятности. Интерпретация данных.

  1. Диаграммы. (2ч)

Анализ диаграмм. Выбор диаграмм. Построение диаграмм. Интерпретация данных.

  1. Занимательные задачи, олимпиадные задачи, ГИА (2ч)

  2. Практическая работа: составление плана конспекта по изученному материалу; оформление работы. (2ч)

9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы.(2ч)











Методический комментарий:

При изучении курса обучающиеся систематизируют знания и умения по теме «Проценты», полученные в 5 и 6 классах (переводить проценты в десятичную дробь, десятичную дробь обращать в проценты, преобразовывать десятичные и обыкновенные дроби, решать задачи простейших видов), и углубят их, познакомившись с различными способами решения задач, не входящих в школьную программу.

Учащиеся развивают и углубляют общеучебные навыки и умения за счет: решения дополнительных задач (на процентное содержание, процентный раствор и концентрацию); новых способов их решения (уравнение, система уравнений, геометрически, старинный способ); решения задач с практической ориентацией; решения олимпиадных задач.

Обучение учащихся осуществляется через практическую, самостоятельную или групповую деятельность через выявление, актуализацию и обогащение их собственного опыта в сотрудничестве с другими учащимися и учителем. В конце изучения курса обучающиеся представляют свой план-конспект по изученному материалу.

Обучающиеся оформляют работы, представляют их, учатся при этом обоснованно и рационально излагать свои мысли, вырабатывают умение слушать товарищей, дополнять и комментировать их ответы. Решение практических задач позволит учащимся применить в новых ситуациях известные приемы, установить связь между изученным материалом и окружающей реальностью. При этом в будущем, они свободно смогут воспользоваться полученными знаниями и навыками подобных расчетов, что, безусловно, будет полезно в их дальнейшей жизни.


Учебный план:

9 класс- 22 часа


п.п.

Разделы

Количество часов

1

Дроби и проценты. Простейшие виды задач.

3

2

Типовые задачи на дроби и проценты.

3

3

Разные задачи на дроби и проценты.

4

4

Задачи на проценты, решаемые с помощью уравнений.

3

5

Задачи, решаемые с калькулятором.

3

6

Диаграммы.

2

7

Занимательные задачи, олимпиадные задачи, ГИА

2

8

Практическая работа: составление плана конспекта по изученному материалу; оформление работы.

2

9

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

2









Календарно- тематическое планирование


№ п.п.

Тема занятия

Количество часов

1.

Дроби и проценты. Простейшие виды задач.

3

1.1.

Нахождение части целого. Нахождение нескольких процентов от данной величины.

1

1.2.

Восстановление целого по известной его части. Восстановление величины по известным ее процентам.

1

1.3.

Нахождение отношения величин. Выражения отношения в процентах.

1

2.

Типовые задачи на дроби и проценты.

3

2.1.

Увеличение (уменьшение) на часть целого. Увеличение (уменьшение) на несколько процентов. Прикидка вместо точных подсчетов. Сложные проценты. Увеличение на 100%, 200%.

1

2.2.

Проценты от процентов целого. Выражение остатка через часть целого. Выражение остатка процентами целого. Сложение процентов.

1

2.3.

Сравнение величин. Отношение процентов. «Потери», выраженные в процентах.

1

3.

Разные задачи на дроби и проценты.

4

3.1.

Процентный раствор и концентрация.

2

3.2.

Смеси и сплавы.

2

4.

Задачи на проценты, решаемые с помощью уравнений.

3

4.1.

Нахождение первоначальной стоимости. Сравнение цен.


1

4.2.

Доход по вкладу. Выделение частей целого.

1

4.3.

Изменение процентного содержания. Разделение целого на части.

1

5.

Задачи, решаемые с калькулятором.

3

5.1.

Банковские операции. Многократное изменение цены. Накопление на банковском счете.

1

5.2.

Удвоение вклада. Ежемесячные выплаты кредита.

1

5.3.

Сравнение доходов. Вычисление вероятности. Интерпретация данных.

1

6.

Диаграммы.

2

6.1.

Анализ диаграмм. Выбор диаграмм. Построение диаграмм. Интерпретация данных.


1

6.2.

Построение диаграмм. Интерпретация данных.

1

7.

Занимательные задачи, олимпиадные задачи, ГИА

2

7.1.

Решение занимательных задач

1

7.2.

Решение олимпиадных задач

1

8.

Практическая работа: составление плана конспекта по изученному материалу; оформление работы.

2

9.

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

2







Требования к уровню усвоения курса:

по окончанию изучения курса обучающиеся должны

знать /понимать:

  • понятие процента;

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач,

иметь представление: о применении процентов в повседневной жизни;

уметь:

  • представлять проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;

  • находить проценты от величины, величину по ее проценту;

  • выражать отношения в процентах;

  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и химических;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации;

  • выполнения расчетов практического характера;


Список литературы

  1. Минаева С.С. Дроби и проценты. – М.: Экзамен, 2014

  2. Кожухов С.К., Кожухова С.А. Задачи на проценты. -– Орел: 2001

  3. Лысенко Ф.Ф, Кулабухова С.Ю.. Математика.Подготовка к ГИА –2014 - Ростов-на-Дону: Легион, 2013

  4. Лурье М.В., Александров Б.И., Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990

5. Климеченко Д.В. Задачи по математике для любознательных. – М.: Просвещение,1992.

6. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2014.

7. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2014.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
элективный курс "Проценты вокруг нас"

Автор: Лаврова Тамара Ивановна

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства