Министерство образования Республики Казахстан
Отдел образования акимата Карасуского района
с.Герцено
Герценская основная школа
Исследовательская работа
Тема: «Проценты вокруг нас»
Направление : математическое моделирование экономических и социальных процессов
Выполнила: Оспанова Сабина ученица 8 класса
Научный руководитель: Каримова Сара Сапаровна учитель математики и физики
с. Герцено 2015-2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3-6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
І Как возникли проценты………….…………..…………………....………7
1.1 История процента.......................................................................................8-10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ІІ Социологический опрос……...…………………………………………...11-12
2.1 Составление задач на проценты…...………………………………...…13
2.2 Проценты и здоровый образ жизни……………………………...……14-15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..16
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….... 17
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………....18-20
Введение
Актуальность. В школе мы познакомились на уроках математики с процентами. Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни.
Мне стало интересно, когда впервые человечество узнало проценты, как они использовались при решении практических задач.
Меня заинтересовал также вопрос, часто ли мы можем встречаться с процентами в быту. Исходя из выше изложенного, я определила для работы следующие цели и задачи.
Проблема исследования состоит в нахождении применения процента в жизни.
Объект исследования: процент как универсальная единица сравнения различных данных.
Предмет исследования - задачи практического содержания.
Цель исследования:
Определить процент как единицу сравнения данных с разными параметрами.
Выявить сферу практического применения процента в реальной жизни.
В процессе работы возникла гипотеза:
Если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью процентов.
Процедура исследование состояла из следующих этапов.
Изучить историю происхождения процента.
Определить практическое применение процента.
3. Рассмотреть задачи практического применения:
торговлей;
4. Исследовать возможности применения «процента».
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи:
Изучить историю происхождения процента.
Определить практическое применение процента.
Рассмотреть задачи практического применения:
Задачи, связанные с расчетом успеваемости в школе.
Задачи, связанные с расчетом банковскими вкладами.
Задачи, связанные с расчетом торговли.
Задачи, связанные со здоровым образом жизни по селу Герцено.
Исследовать возможности применения «процента».
Методы исследований:
Сбор, изучение, анализ, обобщение экспериментального и теоретического материала, проведение социального опроса.
Новизна исследования заключается в
Понятие «процент» и его применение на практике.
Математические закономерности, которые используются в финансовых операциях.
Область практического использования результатов данной работы -это
Задачи практического применения:
Interestaround us
Relevance. In school we learned in math class with interest. Interest - one of the mathematical concepts that are frequently encountered in everyday life.
I was curious when I first learned the interest of humanity as they were used in solving practical problems.
I am interested also the question of whether we can often meet with interest in the home. Proceeding from the above, I am determined to work the following goals and objectives.
The problem of the study is to find the application of interest in life.
The object of study: the percentage as a universal unit of comparison of different data.
Subject of research - the problem of practical content.
Purpose of the study:
1. Determine the percentage of a unit for comparing data with different parameters.
2. Identify the scope of practical application of the percentage of in real life.
In the process, a hypothesis:
If data with different parameters, they are easier compared with using percent.
Based on the objectives and hypotheses, the following research objectives were set.
Tasks:
1. To study the history of the origin percent.
2. Determine the practical application of interest.
3. Consider the problem of practical application:
4. Problems related to the calculation of school performance.
5. Tasks relating to the calculation of bank deposits.
6. Tasks related to trade settlement.
7. Problems associated with a healthy lifestyle through the village Semenovka.
8. Investigate the possibility of using the "percentage".
ResearchMethods:
The collection, examination, analysis, synthesis of experimental and theoretical material, conducting social survey.
АйналамыздағыПайыздық
Өзектілігі. мектептебізқызығушылықпен Математика сабақтарындаүйренген. Сыйақы - жиікүнделіктіөмірдекездеседіматематикалықтұжырымдамалардыңбірі.
оларпрактикалықмәселелердішешудеқолданылған Мен біріншіадамзаттыңқызығушылығынбілгенде, мен қызыққұмарболды.
Мен сондай-ақбізжиіүйдеқызығушылықпенкездесугеболадымадегенмәселеқызықтырады. Жоғарыдасүйенеотырып, Мен мынадаймақсаттар мен міндеттердіжұмысістеуге бел будым.
Зерттеупроблемасыөмірінеқызығушылыққолдануды табу.
Зерттеуобъектісі: түрлідеректерсалыстыруәмбебапбірлікретіндепайыздық.
Зерттеупәні - практикалықмазмұндағымәселе.
Зерттеумақсаты:
1. Әртүрліпараметрлерімендеректердісалыстыруүшінқұрылғыныңпайызынанықтаңыз.
2. Нақтыөмірдепайыздықпрактикалыққолдануаясынанықтау.
процесінде, бір гипотеза:
түрліпараметрлерімендеректерболса, ондаоларпайызынпайдаланатынсалыстырғандаоңайырақболыптабылады.
мақсаттары мен болжамдарыннегізінде, мынадайғылыми-зерттеуміндеттеріқойылды.
міндеттері:
1. шығупайызғатарихынзерттеу.
2. қызығушылықпрактикалыққолданылуыосығанқарайанықталады.
3. практикалыққолданупроблемасынқарастырайық:
Мектепорындауесептеубайланысты 4. мәселелері.
банктікдепозиттересептеуқатысты 5. Тапсырмалар.
сауда-саттықтағыесептеулердебайланысты 6. Міндеттері.
ауылында Семенов арқылысалауаттыөмірсалтынбайланысты 7. мәселелері.
8. «пайызын» пайдаланумүмкіндігінзерделеу.
Зерттеуәдістері:
әлеуметтіксауалдамажүргізудіжинау, сараптама, талдау, тәжірибелікжәнетеориялықматериалды синтез.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
І Как возникли проценты.
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли участи 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленной производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции 8/% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д.
Сотую долю числа называют процентом числа и обозначают знаком %.
Это понятие появилось в математике в связи с развитием торговли, когда за взятые в долг деньги заимодавец получал с должника какую-либо сумму сверх долга. Обычно эта сумма выражалась в сотых долях. Несколько позже у неё появилось название - проценты.
Слово "процент" произошло от двух латинских слов: "про" - "на" и "центум" - "сто", то есть в буквальном переводе на русский язык процент означает "на сто".
Знак % закрепился для обозначения процентов в XVII веке. Вероятно, он произошел от сокращения латинского слова "сепит" в "с/о". При скорописи "с1о" стало выглядеть как "о/о", а затем - "%". Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы I в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процентов.
1%=0,01
Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило. Например, при расчете 5% от 830 записывали: 1% составляет 830/100, 5% составляют (830-5)/100 =
= 41,5
Они производили и более сложные вычисления. В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в середине века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы.
История процента.
Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями.
Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией.
Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.
Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» (от латинского pro mille – «с тысячи»), обозначаемые, по аналогии процентов. Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию.
Еще мы говорили о предметах о некоторой заданной совокупности – деньгах, зарабатываемых в семье, материалах, продуктах питания, то процент, разумеется, 100 сотых частей самого себя. Поэтому обычно говорят, что она «принимается за 100%».
Если речь идет о проценте от данного числа, то это число принимается за 100%. Например, 1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; 100% зарплаты – это 100 сотых частей зарплаты. Т.е. вся зарплата. Подоходный налог с зарплаты берется в размере 13%, т. е. 13 сотых от зарплаты. Надпись «60%» хлопка на этикетке обозначает, что материал содержит 60 сотых хлопка, т. е. более чем на половину состоит их чистого хлопка. 3,2 жира в молоке означает, что 3,2 сотых массы продукта составляет жир ( или, другими словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,2 грамма жира).
Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой деятельности банковских систем. Например, большая часть населения пользуется одной из услуг банковской системы «кредитование». Банковские ставки :
Цифры статистики:
ІІ Социологический опрос.
Я решила провести опрос сельчан с целью, знают ли они определение процента. Было опрошено 50 человек, возраст которых от 10 лет и старше. На первый вопрос что такое процент? Были получены следующие результаты.
Что такое процент? |
Варианты ответов | Да | Нет |
% | 96 % | 4 % |
По итогам опроса можно сделать вывод, что сельчане знают, что такое проценты.
По итогам опроса можно сделать вывод, что сельчане знают, что такое проценты.
На второй вопрос где вы сталкивались с процентами в реальной жизни? Были получены следующие результаты.
Где вы сталкивались с процентами в реальной жизни? |
Варианты ответов | Акции распродаж | Кредит | Учеба |
% | 100 % | 44 % | 3,5 % |
2.1 Составление задач на проценты.
Проценты широко применяются в повседневной жизни. Я показала это на следующих задачах.
Задачи из школьной жизни:
Задача 1. За учебный год аттестовались 35 обучающихся нашей школы. Из них отличники - 3 и ударники - 11. Сколько процентов составляют отличники и ударники от общего числа обучающихся? Ответ округлить до целого числа. Ответ: 8% и 31%.
Задача 2. 60% класса пошли в кино, а остальные 12 человек – на выставку. Сколько обучающихся в классе? Ответ: 30 учащихся.
Задача 3. При сушке свежие грибы теряют 70% влаги . Сколько свежих грибов надо взять, чтобы получить 1кг сухих, если влаги в них 10%. Ответ:3кг
Задачи с банковскими вкладами:
Задача 4. Клиент открыл вклад на сумму 10000 тенге под 10% годовых. Сколько тенге оказалось на счете через 3 года, если никаких операций не выполняет? Ответ: 13310тенге..
Задача 5. Ноутбук стоит 120000 тысяч тенге, можно взять в рассрочку на год с оплатой в месяц по 15000 тысяч тенге. Какая будет переплата ?
Ответ: 60000 тысяч тенге . 50 % от стоимости ноутбука.
Задача 6. За хранение денег сбербанк начисляет 8% годовых. Вкладчик положил на счет в банке 1800 000 тенге и решил в течение 3 лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет у него на счету через 3 лет? Ответ: 2 232 000 тысяч тенге.
Задачи из торговли:
Задача 7. В магазин «Эльдорадо» на сотовые телефоны скидка 30%. Мальчик выбрал телефон по цене 8500 тенге. За сколько денег купит мальчик телефон. Ответ: 5 950 тенге.
Задача 8. Определите стоимость товара до уценки, если после снижения
цены на 30% он стал стоить 56 тг. Ответ: 80 тенге.
Задача 9. В магазине акция распродажи зимней обуви: сапоги женские стоили 25000 тенге, мужские 16000 тенге. Скидка на товар 40 %. По уценки сколько будет стоит женская и мужская обувь?
Ответ: 15000 тыс.тенге женские сапоги, мужские 9 600.тенге.
2.2 Проценты и здоровый образ жизни.
Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - очень опасный враг для здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится такие ядовитые вещества никотин - 2%, синильная кислота - 1%, дегтя - 15%, окись углерода - 9%, полоний 6%. Итак всего 33% ядовитых веществ.
В развитых странах мира, за последние 30 лет, количество курящих сократилось в 2-3 раза. А как берегут свое здоровье жители Семеновки ? Занимаются ли спортом?
Я решила опросить жителей нашего села. Для этого приготовила вопросы и провела опрос жителей нашего села. Результаты привели в таблице и диаграммах.
На вопрос «Вы курите?» в возрасте с 15 до 20 лет на территории поселка 10 % курящих, от 21 до 30 лет 30 % курящих , от 31 и выше человек 60 % курящих.
Вопрос: «В каком возрасте вы первый раз попробовали курить?» отвечающим были предоставлены варианты ответов
С 1 по 4 класс | 2 человека | 4% |
С 5 по 9 класс | 4 человека | 8% |
В учебных заведениях | 31 человек | 62% |
Не пробовали | 13 человек | 26%
|
Вывод: Люди все - же предпочитают курить, нежели беречь свое здоровье. А вот пробуют курить больше всего в учебных заведениях.
3.На вопрос «Занимаетесь вы спортом?» получили следующие ответы: из 50 человек положительный ответ дали 36 человек, 14 человека на заданный вопрос ответили отрицательно.
Вы занимаетесь спортом? | Опрошенные | (%) |
да | 36 человека | 72 % |
нет | 14 человек | 28 % |
Но учитывая детский и юношеский возраст у меня получились совсем другие цифры, так занимаются спортом 36 человека (72 %), и не занимаются 14 человек (28 %).
Вывод: Большинство наших сельчан предпочитают заниматься спортом.
Заключение.
В результате проведенной работы. Изучена история происхождения «процента». Я узнала, что есть простые и сложные проценты. Задачи, связанные с банковскими расчетами решаются с помощью сложных процентов. Я хотела бы в будущем разобраться с их решением, так как сегодня мне не хватает знаний.
Проведен социологический опрос. В результате которых я выявила одну из сфер применения процентов. Составлен ряд задач из жизни школы, торговли и с банковскими вкладами.
Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, потому что, понятие процента широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях науки.
Без процентов нельзя обойтись ни в финансовом анализе, ни в жизни. Чтобы начислить зарплату работнику нужно знать процент налоговых отчислений; чтобы открыть депозитный счет в банке - мы интересуемся размером процентных начислений на сумму вклада; чтобы знать приблизительный рост цен в будущем году - мы интересуемся процентом инфляции.
В торговле понятие процент используется наиболее часто: скидки, наценки, уценки, прибыль, кредит, налог на прибыль и т.д. Казахстан захватил «кредитный бум»; в наше время люди все чаще берут кредит на приобретение жилья, автомобиля, потребительские кредиты и кредит на образование.
В дальнейшем я думаю продолжить работу над этой темой , т.к. в повседневной жизни и в любой деятельности очень нужны знание «процентов» в чем я убедилась с самого начало работы над этой темой.
Эти знания в будушем очень помогут мне и будут основной моей деятельностью т.к я решила стать бухгалтером- экономистом.
Литература:
Приложение № 1
Опрос - 1
Что такое процент? |
Варианты ответов | Да | Нет |
% | 96 % | 4 % |
Опрос - 2
Где вы сталкивались с процентами в реальной жизни? |
Варианты ответов | Акции распродаж | Кредит | Учеба |
% | 100 % | 44 % | 3,5 % |
Опрос -3
На вопрос: «Вы курите?» |
Возраст | количество | В процентах | |
От 15 до 20 лет | | 10% | |
От 21 до 30 лет | | 30% | |
От 31 до 50 лет | | 60 % | |
«В каком возрасте вы первый раз попробовали курить?» |
С 1 по 4 класс | 2 человека | 4% |
С 5 по 9 класс | 4 человека | 8% |
В учебных заведениях | 31 человек | 62% |
Не пробовали | 13 человек | 26% |
Опрос -4
Вы занимаетесь спортом? | Опрошенные | (%) |
да | 36 человека | 72 % |
нет | 14 человек | 28 % |
20