Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках математики»
Проектная деятельность на уроках математики
Учитель математики Хнычёва О.Н.
с. Нюксеница
2022 г.
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать»
Л.Н.Толстой
Краткая историческая справка
- Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США.
- Его называли также методом проблем.
- Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи.
- Его ученик и последователь В.Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел»
- В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию.
- В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века
Метод проектов
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует новые источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Дорога та, что сам искал,вовек не позабудется.
Проект – это «пять П»:
1. Наличие проблемы
2.Планирование действий
3.Поиск информации
4. Результат работы – продукт
5.Презентация результатов
Основные этапы работы над проектом
Этапы работы
Содержание этапа
Погружение в проект (подготовитель-ный этап)
Деятельность учащихся
Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение его цели и задачи
Планирование работы
Деятельность учителя
Поисково-информацион-ная деятельность
Отбор источников информации и выбора способов представления конечного результата деятельности
Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации целеполагания, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели, создание проектных групп
Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования)
Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании проектных групп.
Работа с источниками информации: анализ и обобщение полученных сведений
Необходимая консультационная и организационная помощь.
Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет. Проведение исследования, выполнение практических заданий.
Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций. Наблюдение.
Результаты и выводы
Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов
Презентация (защита проекта)
Открытый отчет участников проекта о проделанной работе
Оценка процессов и результатов работы
Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителями -предметниками. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентации
Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом
Консультационная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями-предметниками.
Демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой в форме принятой в ходе проектирования
Участие в обсуждении
Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей
Участие в коллективном анализе и оценке результатов
Проекты в учебной деятельности:
Класс
5
Вид проектов
Примеры проектов
6
Введение элементов:
Постановка проблемы
Мини-проекты
«Решение уравнений»
7-9
Роль педагога
Групповые проекты, индивидуальные проекты
«Делимость чисел»
Выдвижение гипотезы
«Задачи на проценты в жизни человека»
Руководитель
«Нахождение дроби от числа»
Консультант
«Действия с десятичными дробями»
«Методы решения систем уравнения с двумя неизвестными»
«Тела вращения»
Координатор
Классификация проектов
- Проект может быть групповым и персональным .
По доминирующей деятельности учащихся: исследовательские; творческие; ролевые (игровые); ознакомительно-ориентировочные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).
- По комплексности проекты могут быть монопроектами ( в рамках одного предмета, одной области знаний ) и межпредметными( в разных областях) .
- По характеру контактов проекты бывают: внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными .
- По продолжительности различают: минипроекты
(укладываются в один урок или даже его часть);
краткосрочные (на 4-6 уроков); недельные;
долгосрочные проекты ( как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное
время).
Проектный метод в математике формирует следующие компетенции:
Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; поиск гипотезы; выбор способа или метода; самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе; выбор способов и форм наглядной презентации; изготовление предметов наглядности; подготовка письменного отчёта( продукта) о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других; выражать себя; находить компромисс; взаимодействовать внутри группы.
Трудности при организации исследовательской деятельности:
Отсутствие у учителя свободного времени
Большая загруженность учеников
Недостаточная мотивация
Недостаток знаний по организации исследовательской деятельности
Боязнь, что ученик (да и сам учитель) не справятся с научной работой.
Вывод:
- Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален!
- Метод проектов формирует большое количество УУД, и поэтому – эффективен!
- Метод проектов трансформирует опыт деятельности школьников, и поэтому – незаменим!
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
["file_id"] => string(6) "221269"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435157341"
}
}